В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Добрые спутники детства

Они запоминаются с детства, как новогодняя елка, как маршруты пионерских походов, как многое другое, что оставляют в памяти школьные годы.

Вечера, о которых будет идти речь, не относятся к числу ярких, рассчитанных на внешний эффект мероприятий, но, несмотря на это, звучащее слово лите­ратурных концертов в школах обрело силу того постоянного и необходимого, что входит в жизнь ребенка органично и естественно и уже не расстается с ним долгие годы. Это начиналось не просто. В школы пришли артисты-чтецы с программами, названия которых не были новыми для детей. В самом деле — кто не читал «Дубровского», кому не знаком «Тарас Бульба»? А Маршак, Гайдар, Пришвин? Ребята их знают с дошкольного возраста!

Нет, новизной произведений, заман­чивостью первого знакомства с авторами и героями здесь воздействовать было трудно. Современный школьник прочел почти все, что написано для него. Но одно дело — прочесть, а другое — услышать это же произведение в испол­нении артиста, да притом хорошего. И вот из года в год исполнители Мо­сковской филармонии проводят ежемесячно более двухсот литературных кон­цертов для школьников Москвы.

Первыми, самыми большими помощ­никами филармонии стали преподавате­ли литературы. Они взяли на себя под­бор программ для школьников разных возрастов, обсуждение их с преподава­телями всех классов, привлечение к ор­ганизации литературных чтений роди­телей. И самое главное — нужно было убедить учеников, что для них совер­шенно необходимо в течение учебного года шесть-восемь раз прийти с абоне­ментной книжечкой и прослушать выступления таких артистов, как Д. Жу­равлев, С. Кочарян, Э. Каминка, Я. Смо­ленский, Ю. Мышкин, А. Кутепов и другие. Первый вечер, как и первый урок, решает многое. Над привлечением слу­шателей на первых порах работает шко­ла — от преподавателя литературы и директора до пионервожатых. Дальнейшую судьбу вечеров художественного слова решает мастерство артиста.

...Шестнадцатилетний юноша — коман­дир полка. Героизм и подвиг с ранних лет становятся содержанием жизни Аркадия Гайдара, о котором ведет рас­сказ лауреат Всесоюзного конкурса ар­тистов эстрады Натан Эфрос. «Это не биография у меня необыкновенная, это время было необыкновенное», — эти сло­ва писателя положены в основу компо­зиции «Гражданин Гайдар», прослушан­ной многотысячной школьной ауди­торией.

...По стране бродило четыре миллиона беспризорных детей. Среди них Петька Валет — бродяга, вор, злоключениям ко­торого посвящен рассказ Л. Пантелеева «Часы». Злоключения — это в первой части. Потом начинается другая жизнь, тоже очень неспокойная и сложная. «Вы, ребята, конечно, не видели беспри­зорников?» — говорит в своем вступле­нии к программе лауреат чеховского конкурса артистов-чтецов Москвы и Ле­нинграда Мария Сахнина. «Нет, не ви­дели», — отвечают ребячьи голоса. Да, нынешние школьники не видели этого, но они должны знать о том, как по за­данию Владимира Ильича Ленина чеки­сты спасали миллионы беспризорных детей, которые бродили в годы граждан­ской войны по стране — голодные, полураздетые, больные. Миллионы жизней, миллионы судеб.

... Это было под Ровно. Герои-развед­чики в тылу у гитлеровцев взрывают склады с боеприпасами, достают секрет­ные сведения для Советской Армии. Мужество, стойкость, беззаветный ге­роизм. Эти яркие страницы повести Д. Медведева вновь прочитывают вме­сте с лауреатом Всероссийского конкур­са артистов-чтецов Юрием Мышкиным учащиеся 5-х — 7-х классов московских школ, где артист выступает вот уже вто­рое десятилетие.

Мы взяли для примера несколько программ, часто исполняемых в школь­ной аудитории. К ним можно добавить работы лауреата Всероссийского конкурса артистов-чтецов Маргариты Сарычевой «В семье Ульяновых», артиста Московской филармонии Василия Федорова «Нахаленок» (по М. Шолохову) и многие другие. Одни — с большим стажем, дру­гие — совсем недавно приготовленные, такие, как «Молодая гвардия» А. Фаде­ева в исполнении народного артиста РСФСР и Армянской ССР Сурена Кочаряна, «Шаги по росе» В. Пескова в ис­полнении лауреата Всероссийского кон­курса артистов-чтецов Ирины Теплых и ряд других работ.

Трудно переоценить значение литера­турных чтений для детей. Кроме чисто утилитарных задач, связанных с углуб­лением и усвоением программы по литературе и русскому языку, учащиеся приобщаются к искусству. На глазах у слушателей происходит второе рожде­ние и самого произведения и героев, знакомых уже ребятам, но обретающих новые живые черты, еще бблыыую глу­бину и емкость. Само это «чудо» глубоко впечатляет, зовет к дальнейшему зна­комству с автором, прививает любовь к литературе и искусству в целом. И чаще всего уже нет сомнений, надо ли идти на следующий вечер слушать нового исполнителя. Заинтересованность, как правило, возрастает, число слушателей множится. От школы к школе идет хо­рошая слава о литературных вечерах. Их опыт изучается работниками Мос­ковского городского отдела народного образования.

Мастера художественного слова ста­новятся добрыми спутниками школьного детства. Они сопровождают ребят от на­чальных классов до выпускных, не оставляя их и дальше — в техникумах, институтах, на заводах, где литератур­ные вечера стали давней традицией. Остается лишь пожелать, чтобы рес­публиканские и областные филармонии проводили такие вечера в школах дру­гих городов и районов нашей страны.
 

А. НАЗАРОВ, руководитель чтецкого отдела Московской филармонии

Журнал Советская эстрада и цирк. Сентябрь 1968 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100