Добрый недуг
Горький не случайно называют музыкальным городом: на языке ценителей искусства это означает, что горьковчане музыке предпочитают, пожалуй, все другие виды творчества, ей они отводят первое место.
За такими городами, как Киев, Ростов, Одесса прочно укрепилась слава театральных. А о столице Удмуртии многие ее жители с гордостью говорят:
— Наш Ижевск — город цирковой.
Именно так выразился в разговоре со мной преподаватель истории Ижевской культпросветшколы Олег Владимирович Севрюков.
— У нас не только горячо любят артистов советского цирка, — продолжал он, — но глубоко понимают и высоко ценят их много трудное, сложное искусство, требующее мужества и самоотверженности, упорства в достижении цели, воли в преодолении серьезных преград.
Ему было семь лет, когда он впервые перешагнул порог цирка. Мальчугану повезло: шла тогда превосходная программа, гвоздем которой было выступление замечательного клоуна и дрессировщика Анатолия Анатольевича Дурова. Ошеломленный и взбудораженный мальчик не спускал восторженных глаз с манежа, где происходили поразительные чудеса. А переполненный зрительный зал то и дело взрывался шквалом рукоплесканий и восхищенными возгласами: «Браво! Браво!»
Этот холодный осенний день отчетливо, во всех деталях, врезался в память. Сверкающим праздником, бурлящим и многоцветным, навсегда вошел цирк в его сознание.
С тех пор много воды утекло. Мальчуган превратился в почтенного мужчину, преподавателя истории, которому идет уже пятый десяток. Но и поныне Олег Владимирович Севрюков сохранил детски восторженную любовь к цирку. Она выражается не только в том, что он вот уже почти пятнадцать лет выступает в республиканской печати как вдумчивый, серьезный рецензент всех программ, идущих на манеже Ижевского цирка. Горячая приверженность к искусству арены заставляет его коллекционировать фотографии артистов, книги, плакаты, буклеты, программки.
Я побывал у О. В. Севрюкова, видел эти тщательно подобранные интересные собрания реликвий искусства. В его превосходной коллекции свыше полутора тысяч фотографий дрессировщиков, клоунов, наездников, иллюзионистов, жонглеров, акробатов. На многих снимках уважительные и дружеские надписи, адресованные этому одержимому цирком человеку.
Веру наугад первую попавшуюся фотографию. На ней Ирина Николаевна Бугримова с одним из своих великолепных львов. Надпись на снимке гласит: «О. В. Севрюкову. Мы с Раджиком радуемся, что попали в надежные руки». Трогательные автографы я прочитал на подаренных Олегу Владимировичу снимках В. Дурова, А. Александрова-Федотова, 3. Кох, В. Сурковой, Ю. Дурова, В. Владимирова и многих других актеров.
Все это богатство неутомимого коллекционера собрано в пятнадцати альбомах. С их помощью, преподавая в культпросветшколе историю искусств, Олег Владимирович увлеченно рассказывает учащимся о замечательной истории русского и советского цирка, о его славных традициях, выдающихся мастерах.
— А в межсезонье, когда наш цирк еще или уже не работает, — рассказывает Олег Владимирович, — придешь вечером из школы, полистаешь часок — другой эти альбомы и словно услышишь дорогие сердцу голоса друзей.
Автор одной из книг о цирке сделал на экземпляре, преподнесенном Олегу Владимировичу, такую надпись: «О. В. Севрюкову — «болельщику» цирка от такого же «неизлечимого болельщика».
— Хотелось бы только, — говорит Олег Владимирович, — чтобы было у нас как можно больше «страдающих» этим добрым недугом.
...Если вам доведется побывать в Ижевске, непременно загляните к О. В. Севрюкову и познакомьтесь с его коллекцией. Наверняка останетесь довольны.
Журнал Советский цирк. Август 1966 г.
оставить комментарий