Добрый советчик
Цирк любят многие. Наверное, поэтому за последние годы в стране выросло такое большое количество народных и самодеятельных цирковых коллективов. Они выступают на клубной сцене и во дворцах культуры, на строительных площадках и на колхозном поле. Различны условия показа цирковых номеров, но в любом случае отсутствуют привычные для цирка манеж и купол.
Успешное развитие цирковой художественной самодеятельности, массовый характер, который приобретают эти зрелища, проникновение их в самые отдаленные уголки, определяют важность и необходимость издания книг, которые помогли бы повысить художественный уровень самодеятельных артистов.
Таких книг немного, выходят они не часто, и поэтому книга А. Н. Ширая «Цирк на сцене», которую выпустило издательство «Искусство» в 1974 году, для многих явится радостным событием.
В ней обобщен опыт, многолетние наблюдения, размышления автора — одного из старейших артистов советского цирка.
А. Ширай пришел в цирк в 1921 году, и первые же выступления на манеже принесли ему успех. Человек ищущий, он стремился разнообразить аппаратуру и гимнастические комбинации. Артист выступал на кольцах, был ловитором в воздушном полете под руководством Донато, вместе с женой Марией Казимировной создал несколько оригинальных воздушных номеров: «Вращающийся пропеллер», «Летающие звезды», «Мертвые петли на самолете». Номера эти отличались изяществом и артистизмом.
В 30-е годы Александр Николаевич начинает поиски в новом тогда жанре—эквилибристике с першами, и здесь он сумел добиться рекордных достижений: стоя на ходулях, Ширай балансировал перш с тремя партнерами.
Именно такой творческий человек, человек с большим опытом, мог написать нужную и полезную книгу, адресованную тем, кто любит искусство цирка, кто является участником самодеятельного циркового коллектива.
Да и са« подзаголовок книги очень точно определяет, кому она предназначена — сценарии номеров для народных цирков.
Наиболее широко представлены в книге гимнастика и акробатика. Каждому из этих жанров, так же как эквилибристике и жонглированию, предшествует краткое вступление, в котором очень точно объясняется, как следует репетировать тот или иной номер.
Книга Ширая — своеобразный учебник, методическое пособие. Каждый сценарий дополняется рисунками, исполненными самим автором. Их более двухсот, и готовились они долго. При этом хотелось бы отметить, что. достигая технической точности рисунков и схем. Ширай стремился передать эмоциональность номера, поэтому линейные рисунки получились объемными и динамичными. Такие рисунки помогут разбудить в исполнителе художника, сделать активным его образное мышление.
Привлекает глубина и ощущение широких возможностей, таящихся в каждом жанре, к которому обращается автор. Прекрасное знание творчества артистов цирка минувших десятилетий и современности определило стиль всех номеров, представленных в сценариях А. Ширая. Они органичны искусству цирка, опираются на его историю, на его особенности. И еще одно достоинство книги: трюки, их последовательность, переходы от одного к другому — логичны, естественны. Они школьно грамотны. Значительное место в книге автор уделяет аппаратуре разных цирковых жанров.
Думается, книга окажет помощь и режиссерам-постановщикам, и тренерам, и педагогам, и исполнителям, потому что является добрым советчиком, дает дружеские квалифицированные рекомендации.
М. КОГАН
оставить комментарий