В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Доказательство от противного

Конкурсы, фестивали... Вот и еще один прошел — «Юрмала-8б» — Всесоюзный телевизионный конкурс исполните­лей современной советской песни.

Проблемы конкурса, можно сказать, начались прямо c названия, потому что вначале он должен был называться конкурсом эcтрадной советской песни, поскольку речь все-таки шла o легкой музыке, o песнях в танцевальных ритмах, o современных эстрадных течениях. От неточности фор­мулировки произошла и неточность ориентации певцов в выборе репертуара и музыкальных направлений.

Разностилье исполнения бросалось в глаза на первой же репетиции. Многие исполнители, не прошедшие на второй тур и не вышедшие в финал, говорили, что они разочарованы не столько своими выступлениями - в целом профессиональный уровень был достаточно высок,— сколько тем, что готовились не к эстрадному, а к некоему усредненному, без четкой жанровой направленности конкурсу песни. Отсюда же возникли и большие трудности в определении критериев оценки. Может быть, поэтому результаты конкурса были довольно неожиданны и вызывали много разногласий среди представителей прессы, аккредитованных на конкурсе, за исключением разве одного Родриго Фомина, солиста Латвийского Гостелерадио, захватившего лидерство с первого же тура.

Во всяком случае, обсуждая конкурс «Юрмела-86», специали­сты, члены жюри, журналисты, представители концертных орга­низаций сошлись во мнении, что в дальнейшем необходимо точно определить творческую направленность конкурса. Вот высказы­вания некоторых из них.

A. ЭРМАНБРИКС, редактор и ведущий музыкальных программ Латвийского телевидения:

—  Я принимал участие в подготовке конкурса, и основная проблема была в определении жанра. Советская ктрадная музыка очень разнообразна, и вопрос заключался в том, должен или не должен наш конкурс все это разнообразие показать. Разумеется, коикурсаитам необходимо отчетливо представлять себе, чего от них ждут. Например, в процессе подготовки нам предлагали из Литвы и Узбекистана оперных певцов, a из Эстонии вообще никто не приехал, потому что там так и не решили, пред­ставителя какого жанра посылать. Поэтому необходимо объяс­нить, что следующий конкурс будет касаться именно эстрадной советской песни.

Ю. САУЛЬСКИЙ, композитор, член жюри:

—  Конкурс отразил реальное положение дел на нашей эстраде: одни исполнители современны, c яркой ориентацией на сегодняшний день, другие более традиционны. На заседаниях жюри, когда мы обсуждали наших кандидатов, кроме уровня профессионализма, старались учитывaть и то, что в музыкальной эстраде существует внутреннее разделение на поджанры, подвиды, размыв фoрмы и течения. Сегодня мы не можем не считаться c тем, что происходит в мире музыки и какие ее совре­меиные направления интересуют молодежь.

P. ПАУЛС, композитор, председатель жюри:

— Мне, например, понравился дует из Якутии, хотя в эстрад­ном отношении он, очевидно, проигрывал по сравнению c другими. Но я уверен: ребята, побывав здесь, посмотрев на коллег, сделают для себя выводы, потому что им стало ясно, что время требует иных ритмов, иных решений. B конечном счете в этом и заключается смысл конкурса: в творческих встречах, в обмене мнениями, чтобы эстрадные певцы пред­ставляли, что делается в разных уголках нашей огромной страны.

T. ЛИСТОВА, заведующая репертуарно-художественным отделом Государственного концертного зала:

— Как Человек заинтересованный, я очень пристально отнес­лась ко всему, что происходило на конкурсе в Юрмала. Аранжиpoвки, которые уточнялись уже во время репетиций, ре­пертуар, костюмы — все производило довольно грустное впечатление. Поэтому мие кажется необходимым, чтобы на сту­диях телевидения, в филармониях, концертных организациях, которыe посылают своих артистов на конкурс, вeлaсь какая-то подготовительная работа для более полного раскрытия их ии­дивидуальности — вокальных возможностей, сцeнической внеш­ности...

Конкурс «Юрмала-86» выдвинул на первый план проблeмы далеко не новые, но от этого не менее существенные для раз­вития жанра эстрадной песни — проблемы репертуара и профес­сионализма исполнителей.

Репертуар — это тот самый камень, o который спотыкался не один способный певец. Практика многочисленных конкур­сов и фестивалей показывает, что, удачно выступив c одной-двумя песнями и даже получив признание жюри и публики. Артист или артистка потом надолго, если на навсегда, исчезали c большой эстрады именно потому, что вовремя не смогли или не сумели подобрать соответствующий их манере и склон­ностям репертуар, способный обеспечить стабильный творче­ский рост.

Раймонд Паулс как-то в шутку сказал, что посоветовал бы всем начинающим певицам выходить замуж за композиторов, только где взять столько композиторов? И что в таком случае делать певцам? Шутки шутками, а выход, кажется, и в самом деле только в сотрудничестве авторов и исполнителей, в постоян­ном терпеливом поиске песен.

Солистам групп в этом отношении несколько легче, посколь­ку они имеют более или менее длительный стаж работы в коллективе, c коллегами, когда творческие усилия в выборе песен и в их подготовке совместны. Солистам же телерадиокомитетов республик и областей (конкурс-то телевизионный) приходится труднее, так как в их рабочем репертуаре — песни разных компо­зиторов в разных музыкальных стилях.

B этом смысле интересен опыт работы музыкальной редакции Латвийского радио — одного из организаторов конкурса. Особое значение к подготовке эстрадных певцов придается работе в студии звукозаписи. Как главный редактор, Раймонд Паулс даже пошел на эксперимент, пожалуй, впервые в стране примяв в штат радиокомитета рок-группу «Ремикс», c которой выступает Родри­го Фомин (сценический псевдоним Иго). В состав группы входят музыканты Айвар Херманис (гитара), Улдис Мархилевич (клавиш­ные), Вилнис Криевиньш (ударные) и Евгений Щапов (бас-гитара). B тесном контакте работает c ними молодой звукорежиссер,

Студент  консерватории Андрис Гринбергс. Не всегда они работали вместе, но знают друг друга давно. Поэтому, объединив­шиcь, они быстро определились в своем поиске. Кроме выпол­нения плановых радиозаписей они выступают c концертами — y них есть несколько программ — как инструментальной музыки, таки c участием солиста.

P. ПАУЛС:

— Наш штатный женский вокальный ансамбль не смог пройти через очередной конкурс (традиционный конкурс, проводящий­ся раз в два года для всего творческого состава Латвийского радио.— A. К.), и я вынужден был отстранить их от работы. Конечно, были слезы, упреки, жалобы и тому подобное. Может быть, y меня появилось много врагов. Но у нас творческая орга­низация, и артисты должны уметь выдерживать творческую конкуренцию. Так жв и наши новые солисты, в том числе и лауре­ат «юрмалы-86» P. Фомин, каждые два годa должны будут дока­зывать свою профессиональную состоятельность.

Откровенно говоря, работа телерадиопевца и музыканта очень сложна, потому что его включают во множество передач и он рискует надоесть.

На фото. H. ДЕМАРИН H. АРУТЮНЯН B. ЛЕГКОСТУПОВА

Например, в процессе подготовки к конкурсу я бы в репетиционный период c каждым кандидатом посидел полчаса в сту­дии, потому что только там можно определить, кто и на что способен, если учитывать сегодняшний уровень эстрадных испол­нителей. Может быть, даже стоит это сделать на следующем конкурсе. Это трудно, но было бы очень полезно для ловцов.

Многие, наверное, обратили внимание на, казалось бы, странный факт: солисты, которыe хорошо выступили в зале и были тепло встречаю, зрителями, на экране выглядели значительно хуже. Конечно, кое-какие претензии можно предъявить телевидению в смысле качества показа и звукопередачи, но главное-то в том, что радио- и видеозапись как 6ы «раздевают» артиста — ничего невозможно скрыть, нельзя незаметно сфаль­шивнть... A при живом контакте в зале зрители певцу многое прощают за его личное обаяние и в целом принимают выступление. Вот как раз в умении слышать себя, балансировать голос со звучанием оркестра чувствовать звукорежиссера и вообще держаться на сцене и заключается профессионализм певца.

Р. ФоминНа фото. Р. Фомин

Тем не менее, понятие профессионализма надо дифферен­цировать. Эстрадное пение привлекает музыкантов самого широ­кого диапазона, и грань между профeссиональными и непрофес­сиональными певцами достаточно иллюзорна. Из двадцати семи участников юрмальского конкурса только девять — вокалисты по образованию, десять — музыканты-инструменталисты, пятеро — студенты музыкальных учебных заведений (из них — двое c вокальных отделений) и трое — участники художественной самодеятельности. Но вот что интересно: лауреатами стали именно вокалисты, причем пополнившие свое образование еще каким-нибудь музыкальным классом — P. Фомин («Гран-при») и B. Лег­коступова (2 премия) — классом скрипки, H. Арутюнян (1 пре­мия) — фортепиано, A. Булуктаева (3 премия) — хорового дирижирования, a C. Медяник (3 премия) по окончании вокального отделения Краснодарского музыкального училища продолжает свое образование на таком же отделении в Ленинградской консерватории.

Любопытно и то, что песни, которые артисты привезли c собой из республик, оказались более выигрышными для исполнителей, чем предложенные музыкальной редакцией Централь­ного телевидения.

Сейчас, наверное, уже нет необходимости подробно останавливаться на разборе выступлений конкретных участников конкурса, поскольку o них было много публикаций в пpecce, конкурс был показан по телевидению, фирма «Мелодия» выпустила аль­бом «Лауреаты и дипломанты конкурса Кюрмала-86». Так что и y специалистов и y любителей эстрадного пения определенное представление сложилось. Важнее, кажется, теперь подумать о дальнейших судьбах молодых певцов и самого конкурса. Каждое новое дело всегда возникает по чьей-то инициативе, кто-то стоит y истоков. Почему, например, Всесоюзный конкурс эстрадной песни, официальными организаторами которого являются Центральное телевидение и ЦК ВЛКСМ, проводил­ся именно в Латвии? Потому что композитор Раймонд Паулс около пятнадцати лет вынашивал идею такого творческого сорев­нования, встречи единомышленников (o чем говорил неоднократно в многочисленных интервью и выступлениях), где бы молодые певцы могли регулярно встречаться и показывать, что проис­ходит y нас в разных направлениях популярной музыки, и главное, чтобы место встречи было точно определено. Наконец, адрес был назван: город Юрмала Латвийской ССР.

Совершенно очевидно, что певцы имеют различные мнения и пристрастия в области поп-музыки. Поэтому необходимо прийти к какому-то общему знаменателю в определении условий конкурсной прoграммы. Тем более что известное взаимопроникновение музыкальных стилей и течений в эстрадной музыке неизбежно.

Самый близкий пример тому — выступление Родриго Фомина, котоpый исполнил песню Д. Тухманова и C. Кирсанова «Грибной дождь», аранжированную Г. Розен6ергсом в стиле синтезированного рока и «Как в старинной песне» P. Паулса и Я. Петерса. Получив высшую награду, Фомин доказал, что важнее всего индивидуальное творческое воплощение песни. Популярная музыка такой же полноценный пласт музыкальной культуры, как и другие музыкальные жанры, и поэтому требует к себе такого же профессионального и серьезного отношения. Пора наконец выяснить, что же происходит в этом жанре в нашей стране. И в решении этой задачи может помочь юрмаль­ский конкурс, который кроме поиска новых имен имеет своей целью выяснить, по каким направлениям развивается или стре­мится развиться современная эстрадная песня.

Забота с состоянии пoп-музыки сегодня и актуальна и необ­ходима. Поэтому к следующему конкурсу надо готовиться не только молодым певцам, но и композиторам, аранжировщикам, поэтам, и создавать не пeсенные однодневки, которых было немало и на первом конкурсе, a что-то более значительное.

Вместе c тем в выборе песен необходимо предоставлять больше свободы самим исполнителям. Серьезным шагом можно считать решение оргкомитета вве­сти в положение o конкурсе пункт o награждении лучших аран­жировщиков, первым из которых стал Г. Розенбергс, дирижер эстрадного оркестра Гостелерадио Латвии.

По мнению многих специалистов и журналистов, присут­ствовавших в Юрмале, было бы целесообразным введение в состав жюри конкурса представителей музыкальных изданий, сотрудников фирмы «Мелодия». Что касается прошедшего кон­курса, то в списке его жюри, утвержденном Оргкомитетом, значились Д. Тухманов, А. Дeментьев, A. Пугачева, Л. Лещенко, B. Кикабидзе, которые, как известно, отсутствовали на конкурсе. Однако ни в пресс-центре, ни на открытии конкурса не была объявлена причина их отсутствия.

Молодым артистам подчас бывает трудно, не будучи пол­ностью уверенным в своих силах, противостоять обстоятельствам, подчас субъективному мнению авторитетов, нередко слишком рациональному подходу к делу иных администраторов. И даже если они побеждают на конкурсной сцене, им не всегда удается удержаться на большой эстраде. Нередко усилия, направленныe на ненужную борьбу, подрывают их силы, которые могли бы найти лучшее применение в творчестве.

У нас в стране проводится конкурс имени П. И. Чайковского, международный фестиваль музыки, конкурсы балета. И вместе с тем наш певец терпит поражение на «Золотом Орфее», a следом — певица в Сопоте. Причины не только и не столько в них, потому что если оперного пeвца посылают на эстрадный конкурс, a джазовую певицу — на шлягерный фестиваль, то и особых претензий к ним быть не может. Так зачем же их ставить в нeравные условия по отношению к другим конкурсантам, если даже в одном жанре столько разногласий и противоречий?

Вопросы, вопросы... О репертуаре и профессиональной под­готовке, o местных и зональных конкурсах и фестивалях популяр­ной советской песни, наконец, o выходе на международную арену. Пора, наконец, находить ответы. Есть надежда, что кон­курс в Юрмaле, став традиционным, поможет это сделать.


A. КУПРИЯНОВА

Журнал Советская эстрада и цирк. Декабрь 1986 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100