В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Долг почетный и радостный

Прошлой весной представления в Львовском цирке носили особенно праздничный характер: о заключающей сезон программе выступали мастера манежа восьми стран — Болгарии, Венгрии, Германской Демократической Республики, Монголии, Польши, Румынии, Чехословакии и Советского Союза. Поистине — арена дружбы!

Щедрыми аплодисментами награждали львовские зрители участников этого представления. Не только высокое профессиональное мастерство артистов восхищало львов ян. И зрителей и самих исполнителей радовал, воодушевлял интернациональный дух этого циркового представления, пронизанного темой братской дружбы народов.

Такая же радостная, праздничная атмосфера царила и в Калининском цирке, когда там минувшим летом шла международная программа «Встреча друзей», объединившая артистов цирка Венгерской Народной Республики и Советского Союза.

Нередко и в эстрадных концертах встречаются и совместно демонстрируют свое искусство друзья-артисты из социалистических стран.

Глубокой, знаменательной символикой отмечена эта плодотворная форма творческого содружества народов-братьев Она является частью общего процесса дальнейшего углубления и расширения всестороннего сотрудничества социалистических государств. Огромное значение и неуклонное развитие этого процесса отражено в документах XXIV съезда КПСС и съездов братских коммунистических и рабочих партий социалистических стран, в Комплексной программе, принятой недавно XXV сессией СЭВ.

В Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV партийному съезду Леонид Ильич Брежнев сказал:
«Мы стоим за то, чтобы сотрудничество братских стран становилось все более разносторонним и глубоким, охватывало бы все более широкие массы трудящихся, чтобы основательнее изучался конкретный опыт друг друга на всех уровнях государственной, общественной, хозяйственной и культурной жизни.

Мы хотим видеть каждую братскую страну процветающим государством, гармонически сочетающим быстрый экономический и научно-технический рост с расцветом социалистической культуры, с подъемом материального благосостояния трудящихся».

Как видим, вопросы развития и взаимообогащения национальных культур социалистических стран находятся в одном ряду с их политическими и экономическими отношениями. И работники советского искусства, претворяя решения партии в жизнь, активно и заинтересованно участвуют в дальнейшем укреплении и совершенствовании прочной системы культурных связей между странами социалистического содружества.

Поле этой благородной деятельности чрезвычайно широко. Тут и гастроли творческих коллективов и выдающихся солистов, и совместные постановки и выступления в объединенных программах, и квалифицированная помощь в подготовке молодых творческих кадров, и обмен делегациями мастеров искусств, различными художественными выставками и т. д.

Значителен, разнообразен вклад в успешно развивающуюся культурную консолидацию социалистических стран деятелей советского цирка и советской эстрады. Вдохновленные ленинскими принципами пролетарского интернационализма, они делают много полезного для сближения и взаимообогащения национальных культур в рамках мировой системы социализма.


Трудно переоценить в этом плане, например, деятельность нашего Государственного училища циркового и эстрадного искусства. Оно способствовало созданию цирковых учебных заведений в ряде социалистических стран — в Монголии, Венгрии. Болгарии, ГДР, Польше. А недавний выпуск в ГУЦЭИ коллектива Вьетнамского цирка стал подлинным интернациональным праздником. Опытнейшие советские режиссеры-педагоги ка протяжении четырех лет не жалели ни сил, ни времени, ни сердечного тепла, чтобы не только обучить посланцев Демократической Республики Вьетнам основам циркового искусства, но и создать вместе с ними красочную, полноценную цирковую программу, оснастив ее оригинальной аппаратурой, обеспечив юных артистов великолепными костюмами. В училище не раз подготавливались и выпускались сольные и групповые номера с молодыми исполнителями и из других братских стран. Недаром Союз советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами наградил ГУЦЭИ почетными грамотами за вклад в дело развития и укрепления дружеских и культурных связей с народами зарубежных стран.

Артисты советской эстрады и цирка — частые и желанные гости в социалистических странах. Наше искусство, в том числе и эстрадно-цирковое, приобрело там поистине огромную популярность. Это и понятно: советские артисты демонстрируют трудящимся братских стран лучшии свои достижения, покоряют зрителей мастерством высочайшего класса, жизнеутверждающим, гуманистическим духом своего искусства. Это можно сказать буквально о каждом зарубежном выступлении наших эстрадных и цирковых коллективов, наших солистов.

В минувшем году, как и в прошлые годы, с триумфом выступали в братских социалистических странах мастера нашего цирка. Советскую эстраду в свою очередь представляли за рубежом ансамбли: "Веселые ребята" — в Чехословакии, «Дружба» и "Лайне" — в Венгрии, «Орэро» и «Аккорд» — в Болгарии. В социалистических странах с успехом гастролировали также певцы М. Кодряну, М. Пахоменко, И. Кобзон и другие.

Столь же успешно проходят в Советском Союзе гастроли артистов эстрады и цирка из стран социалистического содружества. Советские люди относятся к искусству братских народов с горячей заинтересованностью, встречают дорогих гостей с истинным радушием и гостеприимством. В прошлом сезоне, например, наши зрители по достоинству высоко оценили выступления многих гастролировавших в СССР цирковых и эстрадных коллективов из социалистических стран. Москвичи дружно аплодировали мастерам цирка «Аэрос» из Германской Демократической Республики, в Воронеже тепло принимали чехословацкий цирк «Умберто», в Бердянске — чехословацкий цирк «Прага». С большим успехом гастролировали в различных городах нашей страны эстрадные коллективы из Болгарии, ГДР, Монголки, Польши, Румынии. Югославии.

И наши исполнители и артисты цирка и эстрады из других стран социалистического содружества готовятся к взаимным гастрольным поездкам с сознанием высокой ответственности. Они понимают, что их программы, их номера должны не только доставлять зрителям эстетическое наслаждение, но и зримо отражать разносторонний опыт социалистического строительства, показывать достижения культуры своих стран. Естественна поэтому забота о тщательно продуманном репертуаре для зарубежных выступлений, о формах и принципах его подачи, об идейно-художественном содержании каждой гастрольной программы, каждого сольного номера. Особая ответственность в этом плане лежит на мастерах советского искусства, ибо они представляют культуру первой в мире страны победившего социализма. Культуру, воплотившую в себе более чем полувековой путь борьбы, труда и побед советского народа, его светлые мечты и чаяния, его величественные планы и перспективы, его пролетарский интернационализм.

Но не только гастроли способствуют взаимному обмену культурными ценностями и художническим опытом, плодотворной учебе друг у друга. Культурные связи между странами социалистического содружества предполагают, дают возможность такого обмена и такой учебы и во время различных конференций, смотров, фестивалей. Делегации деятелей эстрадного и циркового искусства приезжают в гости друг к другу специально для того, чтобы внимательно присмотреться, что делается на зарубежных манежах и эстрадных площадках, по-деловому обменяться мнениями, самокритично перенять друг у друга все ценное и передовое. Так было, например, в прошлом году в Будапеште, где проводился развернутый смотр венгерского циркового искусства. Приглашенные на этот смотр руководители цирков Болгарии, ГДР, Польши, Румынии, Советского Союза, Чехословакии и Югославии участвовали в просмотрах программ, знакомились в Будапештском цирковом училище с системой и методами подготовки молодых творческих кадров, совместно обсуждали насущные проблемы циркового искусства. Это была очень полезная встреча, направленная на дальнейшее укрепление и развитие творческих связей между цирками социалистических стран.

Культурные связи в рамках мировой социалистической системы имеют еще одно необыкновенно важное значение. Интернациональная солидарность деятелей искусств социалистических стран, в том числе и мастеров цирка и эстрады, является действенным оружием в современной идеологической борьбе против антикоммунизма. Империалистическая пропаганда всячески старается обособить, противопоставить друг другу социалистические культуры, пытаясь спекулировать на их национальных различиях. Враги мира и социализма надеются таким путем найти лазейки для проникновения растленной буржуазной идеологии в культурную жизнь социалистических государств. Тщетны эти попытки! Надежным заслоном против них как раз и являются все более и более углубляющиеся взаимосвязь и взаимовлияние, все более развивающееся равноправное взаимообогащение национальных культур мировой системы социализма. Самобытность и своеобразие национальных культур братских народов не только не препятствует, а, наоборот, еще активнее содействует яркому выявлению и упрочению их единого социалистического содержания, их интернациональной основы.

Мастера цирка и эстрады вместе со всеми работниками искусства и литературы социалистических стран видят свой прямой и непосредственный долг в том, чтобы всей своей деятельностью и впредь крепить нерушимое политическое и духовное единство социалистического содружества.

И вот факты, только факты...

Маленькие вьетнамцы, обучавшиеся в Москве, в ГУЦЭИ, называли одного из cвоих педагогов — Е. П. Лебединскую — «нашей русской мамой»...

Музыкальный руководитель польского вокально-инструментального ансамбля «Скальды», гастролировавшего в Ленинграде, А. Белинский рассказывает: «Ни в одном городе мира у нас не было таких интересных выступлений. как здесь. По просьбе ленинградцев мы продлили гастроли и счастливы, что ближе познакомились с прекрасным городом»...

Девушки в национальных украинских костюмах преподнесли приехавшим в Бердянск артистам чехословацкого цирка "Прага" хлеб-соль, корзины живых цветов, символический ключ от города...

Заместитель генерального директора одного из лучших цирков ГДР — «Аэрос» — Вернер Кайзер после выступлений в СССР говорит: «Нет нигде в мире такой цирковой публики, как у вас. Я много ездил, я знаю — это правда. У вас добрая цирковая публика. И артистам поэтому тепло работать в шапито. Тепло и уютно»...

Зрители Варшавы, Лодзи, Кракова, Познани и других городов Польской Народной Республики восторженно принимали концерты Ансамбля песни и пляски Северной группы войск, организованные Обществом польско-советской дружбы...

Во всех этих и во многих других подобных им фактах, как солнце в капле воды, отражается замечательная историческая закономерность нашего времени. Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев так сказал о ней в Отчетном докладе ЦК XXIV съезду партии: «Мы хотим, чтобы мировая система социализма была дружной семьей народов, вместе строящих и защищающих новое общество, взаимно обогащающих друг друга опытом и знаниями, — семьей сплоченной и крепкой, в которой люди земли видели бы прообраз будущего мирового сообщества свободных народов».

Деятели цирка и эстрады с гордостью и воодушевлением ощущают свою причастность к дальнейшему сплочению и укреплению социалистической семьи братских народов и как бы говорят своими конкретными практическими делами:

— Это наша общая забота, общий, интернациональный долг. Долг почетный и радостный.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100