Досадные неточности и ошибки
В 1963 году вышел второй том Театральной энциклопедии. Уже отмечалось положительное значение этого издания, большая работа, проделанная редакцией.
Но, беседуя с некоторыми работниками цирка о новой энциклопедии, похвальных отзывов о ней я услышал, прямо скажем, немного. Скоро должны выйти следующие тома, и стоит поговорить о недостатках в освещении вопросов циркового искусства в первых двух. Цирку отведено в них незначительное место. Это, пожалуй, закономерно. Для Театральной энциклопедии цирковое искусство является не основной, а побочной темой. Но чем меньше на страницах энциклопедии предоставлено места цирку, тем, казалось бы, лучше следовало его использовать, поместив содержательные статьи. Многие материалы оказались легковесными, не свободными от ошибок и неточностей. Обращает внимание, что в списках авторов статей о цирке, помещенных в Т. Э., едва ли 5—6 фамилий цирковых работников. Остальные авторы, в том числе М. Зильбербранд, М. Зонгер, А. Шнеер, может быть, и профессиональные литераторы, но они не являются специалистами по цирку. Непонятно, почему ведущие артисты и режиссеры арены не были привлечены к участию в составлении энциклопедии.
Чем руководствовалась, например, редакция энциклопедии, поручив М. Зильбербранду выступить на такую сложную тему, как «канатоходец». Многие из мастеров цирка могли бы написать на эту тему содержательную и полезную статью, которая раскрыла бы существо жанра. В кратком материале каждое слово должно быть к месту, говорить надо об основном. Разве характерны для репертуара канатоходцев «стрельба из ружья» или «игра на музыкальных инструментах», как об этом сообщает читателю М. Зильбербранд. Театральная энциклопедия помещает две статьи: «Акробатика» и «Акробат», обе без подписей. Кто является их авторами — неизвестно. Написаны они дилетантски. Поражаешься — почему карандаш редактора не прикоснулся к этим статьям, чтобы хоть устранить бросающиеся в глаза противоречия. В одной из них перечисляются одни виды акробатики, во второй — почему-то другие. Наиболее распространенные, такие, как вольтижная, темповая, эксцентрическая акробатика, вовсе не упоминаются. Из пластических видов акробатики назван только «клишник», жанр архаичный, почти не бытующий в советском цирке, и ничего не сказано о «каучуке» и «художественно-акробатических группах», без чего редко обходятся цирковые программы.
Помещена специальная статья — «Акробатический этюд» и фотография, иллюстрирующая, если верить соответствующей надписи, этот вид акробатики. И тут обнаруживается накладка. Фотография изображает отрывной трюк, характерный для вольтижной акробатики. Автор статьи «Акробатика» неправильно излагает сущность силовой акробатики. Он утверждает, что «в силовой акробатике верхний исполняет на руках или голове партнера различные стойки». Ручные стойки применяются во многих видах акробатики. Этому виду акробатики свойствен особый репертуар, состоящий из силовых трюков, исполняемых в основном без швунгов, это — бланшевые выходы в стойку, флажки, штицы в руках партнера, развод рук в крест с партнером и т. п. В этой же статье читаем об икарийских играх: «приход верхнего сальто-мортале с подошв одного нижнего на подошвы другого». И это все, что сказано о репертуаре. А если идет работа на одной тринке (подушке), то к какому «другому нижнему на подошвы» приходит верхний? И разве в репертуаре икарийцев нет других трюков, кроме сальто-мортале?
Очень сомнительно утверждение, что акробатике «родственны... гимнастика — упражнения на трапеции и других гимнастических снарядах». Гимнастика на трапеции имеет мало общего с акробатикой. (Кстати сказать, и «упражнения» и «снаряды» — термины не цирковые, а спортивные. В цирке принято говорить — «трюки», «аппараты».) Видимо, пришло время приступить к подготовке научно-справочного издания, посвященного цирку. Это может быть небольшой справочник, содержащий материалы о цирковых жанрах, о цирковой терминологии, в толковании которой до сего времени нет достаточной ясности. Такое издание крайне необходимо.
Б. К.
Журнал Советский цирк. Декабрь 1963 г.
оставить комментарий