В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Досадные неточности и ошибки

В 1963 году вышел второй том Теат­ральной энциклопедии. Уже от­мечалось положительное значе­ние этого издания, большая работа, проделанная редакцией.

Но, беседуя с некоторыми работниками цирка о новой энциклопедии, похвальных от­зывов о ней я услышал, прямо ска­жем, немного. Скоро должны выйти следующие тома, и стоит поговорить о недостатках в освещении вопросов циркового искусства в первых двух. Цирку отведено в них незначитель­ное место. Это, пожалуй, закономер­но. Для Театральной энциклопедии цирковое искусство является не ос­новной, а побочной темой. Но чем меньше на страницах энциклопедии предоставлено места цирку, тем, ка­залось бы, лучше следовало его ис­пользовать, поместив содержатель­ные статьи. Многие материалы ока­зались легковесными, не свободными от ошибок и неточностей. Обращает внимание, что в списках авторов ста­тей о цирке, помещенных в Т. Э., едва ли 5—6 фамилий цирковых ра­ботников. Остальные авторы, в том числе М. Зильбербранд, М. Зонгер, А. Шнеер, может быть, и профессио­нальные литераторы, но они не яв­ляются специалистами по цирку. Не­понятно, почему ведущие артисты и режиссеры арены не были привле­чены к участию в составлении энци­клопедии.

Чем руководствовалась, например, редакция энциклопедии, поручив М. Зильбербранду выступить на та­кую сложную тему, как «канатохо­дец». Многие из мастеров цирка могли бы написать на эту тему содер­жательную и полезную статью, кото­рая раскрыла бы существо жанра. В кратком материале каждое слово должно быть к месту, говорить на­до об основном. Разве характер­ны для репертуара канатоходцев «стрельба из ружья» или «игра на музыкальных инструментах», как об этом сообщает читателю М. Зиль­бербранд. Театральная    энциклопедия    помещает две статьи: «Акробатика» и «Акробат», обе без подписей. Кто яв­ляется их авторами — неизвестно. Написаны они дилетантски. Пора­жаешься — почему карандаш редак­тора не прикоснулся к этим статьям, чтобы хоть устранить бросающиеся в глаза противоречия. В одной из них перечисляются одни виды акробати­ки, во второй — почему-то другие. Наиболее распространенные, такие, как вольтижная, темповая, эксцентри­ческая акробатика, вовсе не упоми­наются. Из пластических видов акро­батики назван только «клишник», жанр архаичный, почти не бытующий в советском цирке, и ничего не ска­зано  о  «каучуке» и  «художественно-акробатических группах», без чего редко обходятся цирковые про­граммы.

Помещена специальная статья — «Акробатический этюд» и фотогра­фия, иллюстрирующая, если верить соответствующей надписи, этот вид акробатики. И тут обнаруживается накладка. Фотография изображает отрывной трюк, характерный для вольтижной  акробатики. Автор статьи «Акробатика» непра­вильно излагает сущность силовой акробатики. Он утверждает, что «в силовой акробатике верхний ис­полняет на руках или голове партне­ра различные стойки». Ручные стой­ки применяются во многих видах акробатики. Этому виду акробатики свойствен особый репертуар, состоя­щий из силовых трюков, исполняемых в основном без швунгов, это — бланшевые выходы в стойку, флажки, штицы в руках партнера, развод рук в крест с партнером и т. п. В этой же статье читаем об икарийских играх: «приход верхнего сальто-мортале с подошв одного нижнего на подошвы другого». И это все, что сказано о репертуаре. А если идет работа на одной тринке (подушке), то к какому «другому нижнему на подошвы» приходит верхний? И раз­ве в репертуаре икарийцев нет дру­гих  трюков,   кроме  сальто-мортале?

Очень сомнительно утверждение, что акробатике «родственны... гимна­стика — упражнения на трапеции и других гимнастических снарядах». Гимнастика на трапеции имеет мало общего с акробатикой. (Кстати ска­зать, и «упражнения» и «снаряды» — термины не цирковые, а спортивные. В цирке принято говорить — «трюки», «аппараты».) Видимо, пришло время приступить к подготовке научно-справочного издания, посвященного цирку. Это мо­жет быть небольшой справочник, содержащий материалы о цирковых жанрах, о цирковой терминологии, в толковании которой до сего време­ни нет достаточной ясности. Такое издание крайне необходимо.
 

Б. К.

Журнал Советский цирк. Декабрь 1963 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100