Достойно подражания - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Достойно подражания

Три года, казалось бы, уже не такой большой срок. Но какие значительные изменения произошли за это время в Саратовском цирке. Капи­тально реконструированное здание стало свет­лее, красивее, удобнее, в цирке за это время сложилась настоящая творческая  атмосфера, возросла культура об­служивания зрителей, начато много хороших дел.

И. Дубинский на репетицииИ. Дубинский на репетиции

В этом немалая заслуга директора Иосифа Вениамино­вича Дубинского. Три года назад он был назначен на этот пост. Придя тогда в цирк, он застал разрушенные стены, груды мусора вместо манежа. Реконструкция здания явно затягивалась. Дубинский приложил немало сил и энергии, чтобы строительные работы были завершены к сроку. Но дело было не только в благоустроенном красивом помещении. Требовалось создать творческую обстановку, поднять культуру всей работы цирка. Однако в то время в коллективе не было даже элементарной трудовой дис­циплины, люди увольнялись, приходили другие, незнако­мые с делом. Надо было изменить отношение каждого члена коллектива к своим обязанностям. На это и направил свои   усилия   Дубинский.

Работники цирка, от администратора до униформиста и билетера, знали, что директор непременно проверит, как выполняется   каждое   распоряжение.   Они   убедились   и   в другом, что любое их предложение или замечание будет выслушано с вниманием и обязательно учтено. Все сотрудники, независимо от занимаемой должно­сти, назначаются дежурными. Они получают право вме­шиваться в различные стороны жизни цирка, их записи в специальной книге обсуждаются на собрании и реализуются. Все это повышало чувство ответственности, будило инициативу. Постепенно в жизнь Саратовского цирка вхо­дило новое. Приезжающих артистов заботливо встречают на перроне вокзала, отвозят на подготовленные квартиры, стараются создать необходимые условия для отдыха и работы.

Накануне премьеры на общем собрании артистам рас­сказывают о городе, в котором им предстоит выступать, о его жителях, их профессиях и трудовых успехах. Перед на­чалом первого спектакля каждый артист находит у себя на столе в гримировочной поздравление с началом гастро­лей. Такой знак внимания создает приподнятое, празднич­ное   настроение. Заботу о себе артисты чувствуют постоянно. Те, у кого маленькие дети, могут спокойно репетировать, заниматься общеобразовательной учебой. В цирке на общественных началах создана детская комната. Тем, кто учится, помо­гают скорее поступить в местную школу; в дни, когда ар­тисты особенно заняты, педагоги приходят в цирк.

оздушные гимнасты ЗиньковскиеВоздушные гимнасты Зиньковские

Директор сам проверяет, в каких бытовых условиях живут артисты. Особое внимание он уделяет молодежи, переписывается с родителями выпускников ГУЦЭИ. Иной раз Иосиф Вениаминович тактично вмешивается в семей­ные конфликты артистов, учитывая, что супруги часто бы­вают партнерами и нельзя разделять личное и обществен­ное. Вскоре после премьеры проводятся обсуждения про­грамм и отдельных номеров. Во время творческого раз­говора артисты делятся своими замыслами, которые всег­да   находят   поддержку. Народный артист Дагестанской АССР М. Магомедов давно думал о создании нового номера на канате. Во вре­мя гастролей в Саратове он поделился с Дубинским свои­ми замыслами. Вскоре было проведено обсуждение сце­нария номера на Художественном совете, организовано изготовление нужного реквизита. Теперь оригинальный номер с успехом демонстрируется Магомедовым в горо­дах   Советского   Союза.

Как-то в Саратов прибыли роликобежцы Фомины. Часть пола для их выступлений пропала в пути. Артисты оказались на простое, а программа лишилась интерес­ного номера. Пол был изготовлен в цирке в течение двух дней. Так же как М. Магомедов, подготовили новые номера в Саратове братья Шуляковские, Д. Уварова и другие ма­стера манежа. Связь Дубинского с артистами, номера ко­торых выпускались в его цирке, не теряется. Исполнители в письмах рассказывают ему о своей творческой работе, о планах.

В приеме и обсуждении новых программ, в разработке художественно-творческих планов обязательно участвуют члены Художественного совета. Они помогают привлекать местных авторов для подготовки текстов прологов и тема­тических представлений. В дни школьных каникул по ини­циативе и с помощью членов Художественного совета бы­ла создана «пионерская дирекция». В совет входят деяте­ли   искусств   города.

При цирке создана группа энтузиастов — инженеров различных предприятий: Г. Коперник, В. Осколков, А. Фур­манов и другие. Они разрабатывают конструкции ориги­нального реквизита и аппаратов. Саратовский цирк, не имея мастерских и специалистов, квалифицированно оформляет   новые   номера. Коллектив цирка оперативно откликается на все значи­тельные события нашей жизни. Стало традицией проводить «День работников искусства» на предприятиях большой химии. В одном случае рабочие заводов приходят на специальное представление в цирк, в других — артисты вы­ступают прямо в цехах. Были поставлены прологи, посвя­щенные началу сева, успешному завершению уборки хле­бов.  Для  встречи  с  передовиками  «большой  химии»  был подготовлен парад-пролог «У нас в гостях его величество рабочий   класс».

Недавно коллектив Саратовского цирка выступил с ини­циативой развернуть соревнование за достойную встречу 50-летия Советской власти и обязался к знаменательной дате создать новый коллектив с условным названием «Мы с Волги»; выпустить феерическое представление на воде, подготовить пантомиму по мотивам русских народных ска­зок и ряд номеров. Намечено регулярно проводить отче­ты артистов на предприятиях, стройках, в колхозах и сов­хозах под девизом «Искусство — народу» и вечера «Ма­стера манежа — к пятидесятилетию Октября» и т. п. Для обмена опытом Дубинский направляет сотрудни­ков в различные цирки страны. Заведующий электроце­хом В. Мордовин уже знакомился с работой своих коллег в Москве и Риге, инженер В. Крупенников изучал техниче­ское   оснащение   Тульского   цирка.

В работе Саратовского цирка встречаются некоторые недостатки, как в деятельности каждой сложной творче­ской организации, где ищут, экспериментируют. Но и при этом опыт работы коллектива, возглавляемого И. Ду­бинским, заслуживает внимания.
 

М. СИДОРОВА

Журнал Советский цирк. Май 1965

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования