Эксцентрическая вода
Человека можно заставить что-либо делать, но вот заставить его понять, почему он это делает, иногда почти невозможно.
С чего начать? Как объяснить моим чудикам природу комического алогизма? Примерно с такими мыслями я шел на занятие. По пути мне встретился наш сантехник.
- Привет! -
- Привет! –
Он не подал руки.
- Извини, - говорит. – Они у меня в масле.
Это логика, т.е. объяснение, почему он не подал мне руки. Вполне логичная логика сантехнического ремесла.
А что если…
- Скажи, Семеныч, а что такое эксцентрика?
У меня волосы зашевелились, когда он, не задумываясь, полез к себе в чемоданчик и достал какую-то изогнутую трубочку.
- Это вот и есть эксцентрик. Они разные бывают, в зависимости, насколько надо сдвинуть.
Я готов был его расцеловать.
- Пошли –
- Куда? –
- Расскажешь ребятам про твой эксцентрик.
- А чего говорить-то, когда все и так понятно.
Вот так, совершенно неожиданно, на нашем уроке появился сантехник Семеныч со своим замечательным эксцентриком.
Как потом выяснилось, в его чемоданчике было много предметов, которые помогли нам разобраться не только в природе комического алогизма, но и других приемов. Например, «комизм сходства» был объяснен «Балериной» - это такая насадка для дрели, чтобы делать круглые дырки.
Сам факт, что на столе рядом с учебниками по клоунаде лежат предметы из набора сантехники, являлся красноречивым подтверждением, что у любого алогизма наверняка есть своя логика.
Вот что рассказал нам Семеныч-сантехник.
- Это эксцентрик – показал он на изогнутую трубочку.
Ребята закатились от смеха.
Кто-то сказал:
-Первый раз вижу свой портрет.
А когда успокоились, спросили:
-А для чего он нужен?
Семеныч подошел к доске, взял мел и стал рисовать.
- Вот две трубы. В стене. Первая труба и вторая. А это кран. У него тоже есть свои трубы. Видите, расстояние между трубами первых и тех, что на кране не совпадают. И, чтобы свести концы с концами – я использую эксцентрик. Понятно?
- А почему расстояния между трубами не совпадают? – спросил кто-то из ребят.
Семеныч почесал затылок.
- Ошиблись в расчетах.
- Первые или вторые?
Семеныч не выдержал.
- Придурками могут быть как те, так и другие.
- Стало быть эксцентрики нужны, чтобы исправлять чужие ошибки?
- Да, без вас было бы грустно – отшутился Семеныч и на прощанье подарил нам свой эксцентрик.
- Дарю, все равно он треснутый.
Эксцентрики в сантехнике, как выяснилось, играют большую роль. Они, как говориться, связывают концы с концами, которые не совпадают. С их помощью можно наладить связь, и это главное.
А теперь допустим, что по нашим трубам течет не вода, а жизненный материал. Клоуны, то есть, эксцентрики, пропускают его через себя, смещают в сторону и окатывают зрителей, которые визжат от удовольствия. Таким образом, логика становится алогизмом.
На этом мы не успокоились и пошли дальше.
Ведь у ручного массажного душа есть замечательное многофазовое устройство. Допустим, что это смеховые фазы – рассеянный – сатира, а мягкий – юмор.
Теперь рисунок на доске выглядел так…
- Выходит – мы моемся в эксцентрической воде.
- Да, вроде так. Логика становится алогизмом.
Теперь обьяснение:
Прийти на занятие во время – это логика.
Опоздать – алогизм.
Для алогизма каждый из нас обязательно имеет свое логичное объяснение. То есть – причина опоздания – это и будет логика алогизма.
Какие бывают причины опоздания:
1. Проспал – сломался будильник
2. Сломался автобус
3. Задержал контролер
4. Прорвало батарею
5. Вызывали в военкомат
6. Был на приеме у врача
Но логика тоже бывает иногда «алогичной» и тогда она становится абсурдом
Например:
1. Прорвало батарею и для большей убедительности – на ученике часть одежды мокрая.
2. Был у зубного врача – изо рта торчит окровавленный кусок ваты.
Со временем у меня накопилось много вариантов заходов по этой теме.
Вот некоторые из них:
Посмотрите на эту фотографию. Клоун-мим Димитри хочет сыграть на длинной трубе. Для этого он залезает на стойку занавеса.
Думается, что было бы логичнее, положить трубу на сцену, но…
В известном номере Грока, клоун хочет сыграть на пианино. Но он не может дотянуться до клавиатуры – стул стоит слишком далеко. Тогда Грок встает и двигает пианино ближе. Думается, что было бы логичнее просто пододвинуть стул, но…
Такими «но» буквально пронизано действие этих «глупых» клоунов.
И мы теперь смеемся над ними, заплатив большие деньги за билет. Этот билет мы купили у спекулянта, переплатив в два, а то и в три раза больше.
Думается, что было бы конечно логичнее позаботиться об этом заранее и купить билет в кассе за реальную цену, но…
А вот мужчина совсем не смеется и даже, кажется, спит. Его голова склонилась на грудь. Думается, что было бы конечно логичнее… но…
А может быть это не мы, а клоун смеется над нами. Ведь наша жизнь точно также пронизана всякими «но», объяснить которые можем только мы сами.
Е. Чернов