В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Экзамен выдержан

Вокальный жанр на эстраде. В нашем искусстве нет, пожалуй, другого такого жанра, который бы столь много и столь резко критиковали.

В прессе и письмах зрителей, на заседаниях и обсуждениях, по радио и за круглым сто­лом телевидения эстрадных певцов обвиняли во всех гре­хах. В подражании худшим западным шлягерам («манер­ность и штамп»), в однообразии исполнительских приемов («все на одно лицо»), в отсутствии вокальных данных («шептуны»), в нетребовательности к подбору репертуара («поют одни и те же заунывные песни») и т. д. и т. п. Всех упреков, порой справедливых, а чаще голословных, не пе­рескажешь. А между тем эстрадные вокалисты имели и имеют ог­ромный успех. Гастроли их проходят с аншлагом. Билеты на концерты зачастую не продаются в кассе, а распреде­ляются по заявкам заводов, институтов, учреждений.

В чем же дело? Каково же действительное положение в этом жанре? И вот состоялся большой фестиваль советской эстрад­ной песни. Он проходил в Московском государственном те­атре эстрады. Это был широкий смотр песен и исполните­лей, своеобразный творческий экзамен. Выступления мно­гих разноплановых певцов дели обильный материал для размышлений и выводов.

Мне не повезло: я забо­лел и не смог открыть фестиваль советской эстрадной песни. Но могу сказать, что присутство­вал на торжестве того дела, которому дал на­чало. Я был первым ис­полнителем советской песни и горд, что она об­рела такие могучие кры­лья. Этот фестиваль, на мой взгляд, очень значи­тельное событие в жиз­ни нашего искусства, ра­достный праздник совет­ской эстрадной песни.

Леонид Утесов, народный артист СССР

Начнем с того, что фестиваль был задуман как празд­ник советской и только советской песни. Он открылся в торжественной обстановке при переполненном зале. (Сразу заметим, что с первого и до последнего дня инте­рес к фестивалю был необычайный.) Краткое вступление сделал секретарь Союза советских композиторов А. Эш­пай. Разговор о советской песне и, конечно же, исполне­ние самих песен должен был начать наш прославленный запевала, народный артист СССР Леонид Осипович Утесов, но болезнь помешала ему открыть фестиваль. Все же на­путственные слова Утесова зрительный зал услышал в за­писи на пленку.  А потом выступила Клавдия Ивановна Шульженко.

Все мы давно знаем и любим эту замечательную арти­стку. Однако на сей раз редкое дарование певицы словно открылось нам заново. Ее выступление на фестивале было удивительно приподнятым и вдохновенным. Мы присутст­вовали на концерте великолепной артистки, еще раз пора­довавшей нас своим талантом и мастерством. Так начался фестиваль. Десять вечеров продолжался смотр лучших вокалистов, исполнявших советские песни. Выступили 25 солистов из Москвы, Ленинграда, Саратова, Грузии, Таджикистана и три вокальных ансамбля: «Друж­ба», «Улыбка» и «Советская песня». Было исполнено 250 песен 124 композиторов Российской Федерации, Ук­раины, Грузии, Армении, Азербайджана, Эстонии, Таджи­кистана, Узбекистана, Казахстана. Но дело, конечно, не в цифрах и географии фестиваля (хотя и они говорят о многом). На этом смотре наряду с песнями маститых, признанных и прославленных композиторов прозвучали и произведения молодых авторов, едва начинающих свой творческий путь.

Большое значение этого смотра еще и в том, что на фестивале было представлено много самых разнообраз­ных по тематике и жанру песен. Были здесь и лирические, и шуточные, и игровые, и танцевальные... Но наибольший успех имели песни с ярко выраженным гражданским зву­чанием. Какие же это песни? Несомненной победой создателей и исполнительницы была песня «Пока убийцы ходят по земле» Э. Колмановского на стихи Е. Евтушенко, страст­но и взволнованно спетая Г. Великановой, Ансамбль «Дружба» (художественный руко­водитель А. Броневицкий) нашел верное решение песни А. Островского и Л. Ошанина «Голос земли». Этот подлинный гимн миру прозвучал по-хоровому торжественно и величественно. С темой о мире связана и новая песня О. Фельцмана на слова В. Сер­геева «Служи, солдат». Успеху этого очень интересного произведения во многом спо­собствовало простое и  мужественное исполнение И. Кобзона.

Солисты фестиваля обращались к незабываемой теме Великой Отечественной вой­ны. В их исполнении мы услышали замечательные баллады о немеркнущей славе советских воинов, о безымянных героях, самоотверженно отдавших свою жизнь ради жизни на земле. Их светлую память мысленно почтил зал, когда Л. Барашков проник­новенно спел «На безымянной высоте» В. Баснера и М. Матусовского. По-новому ра­скрылся для нас драматический талант К. Лазаренко в песне-реквиеме А. Двоскина на слова Л. Татьяничевой «У могилы неизвестного солдата». Много теплоты и неподдель­ной душевной боли вложила Л. Зыкина в песню «Солдатская вдова» М. Фрадкина и М. Матусовского. Словом, можно утверждать смело: какая бы ни была творческая направленность того или иного исполнителя, к какому бы жанру песни он ни тяготел, все эстрадные певцы не прошли мимо серьезной гражданской темы. Она была ведущей на фестивале. И это — основной радостный  итог прошедшего смотра.

Известно, что репертуар играет решающую роль в формировании творческого ли­ца исполнителя. Фестиваль убедил всех в том, что у каждого эстрадного певца есть свои любимые значительные темы, свои любимые образы, что каждый исполнитель обладает яркой творческой индивидуальностью. Наконец, фестиваль отвел беспред­метные нападки на якобы «микрофонных» певцов. Всем стало ясно, что микрофон — одно из технических средств, помогающих артисту, и пренебрегать им на эстраде вряд ли целесообразно. Творческие индивидуальности наших эстрадных вокалистов проявились на этом де­сятидневном смотре особенно зримо. Если М. Кристалинской, к примеру, свойственны проникновенный лиризм, лаконичность внешних средств выразительности, то Т. Миансаровой больше удаются песни задорные, заряженные оптимизмом, написанные в бы­стром танцевальном ритме. Мягкая манера и задушевность характерны для исполни­тельского почерка Н. Дорды.

Очень удачно и точно нашел своего героя Э. Хиль. Он удивительно талантливо соз­дает цельный образ сильного, мужественного, духовно богатого молодого человека наших дней. Его герой обаятелен, он весь как бы открыт людям, влюблен в жизнь и романтику своего труда. Одаренная Э. Пьеха с помощью ансамбля «Дружба» успешно работает в области театрализации песни. Хорошие вокальные данные и разнообраз­ный репертуар показала Л. Равницкая. Своеобразно преломляются традиции народ­ной песенности в исполнительской манере И. Бржевской. Можно было бы коротко проанализировать индивидуальные возможности каждого исполнителя фестиваля. Но не в этом сейчас наша задача. Скажем еще лишь о двух певицах, которые успешно исполняли национальный репертуар. Л. Гегелия следовала традициям грузинского народного пения. Ее сфера — лирическая песня, созданная композиторами и поэтами Грузии. Ш. Муллоджанова мастерски исполнила произведе­ния композиторов Средней Азии.

Нельзя обойти надежных помощников исполнителей — инструментальные ансамбли, по праву разделившие с ними успех. Это музыкальные коллективы под руководством В. Понаровского, М. Липского, В. Забродина, Л. Гарина, Б. Матвеева. Несомненно, что прошедший фестиваль советской эстрадной песни имел большой успех. И не случайный: советская песня заняла прочное место в репертуаре наших во­калистов. Неправыми оказались те, кто уверял, будто без зарубежных шлягеров певцу на эстраде заранее уготован провал. Самый горячий отклик зала имели на фестивале (на протяжении всех десяти дней) песни о строителях коммунистического завтра. О борьбе за мир и любви к Родине, о патриотизме и героике минувшей войны.

На песенном фестивале восторжествовал советский исполнительский стиль. Мы еще раз убедились, что наши ведущие вокалисты не довольствуются песенками-пустячками «ни о чем». Они обращаются к темам современности, находят героев в окружающей жизни,   вдумчиво раскрывают образы песен. Если считать фестиваль советской эстрадной песни экзаменом — он выдержан, при­чем выдержан хорошо! Но значит ли это, что все проблемы вокального жанра на эст­раде уже решены? Нет, конечно. Прошедший смотр показал: еще появляются у нас песни невысокого художественного качества, исполнителям подчас изменяет вкус... Но в том и значение фестиваля, что он всколыхнул композиторов, поэтов и исполнителей. Показавшись на смотре, они сами увидели свои достижения и свои недочеты. В этом большой смысл проведения таких фестивалей. Одна удачная форма массового отчета подсказала другую. И уже на очереди — конкурс советской песни.

В.  РЫЖИКОВ, С. ФЕДОРОВЦЕВ


Приказом Министра культуры СССР Е. Фурцевой за активное участие в фестивале советской эстрадной песни объявлена благодарность всем исполнителям и организаторам этого большого смотра достижений наших композиторов и вокалистов.

За проведение фестиваля на хорошем организационном уровне благодарность объявлена также директору Московского государственного театра эстрады Н. Мясоедову, заместителю директора Г. Филиппову, главному режиссеру А. Тутышкину, главному дирижеру О. Шимановскому, заведующему постановочной частью А. Рубанову, художнику Э. Кирштейну, главному администратору   Б.   Фридману, инспектору сцены С. Дарской, инженеру-электрику   Е. Петренко.


Журнал Советский цирк. Декабрь 1965 г.

оставить комментарий

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100