Герман П. Д. - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

    А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Герман П. Д.

Герман Павел Давидович (1894, Каменец-Подольский- 1952, Москва), поэт. Прежде чем прийти к основному призванию поэта-песенника, в поисках своего творческого лица Г. писал композиции для ансамблей песни и пляски Красной Армии, в 1920 работал вместе с композитором Ю. Хаитом в эвакопункте (Киев), там же совместно с Хаитом выступал в кафе ХЛАМ (Художники-Литераторы-Артисты-Музыканты), приехав в 1921 в Москву, был зав. лит-частью Московского цирка, прошел и через журналистику (выпускал вместе в Н. Агнивцевым эстрадные сборники- М., «Теакинопечать», 1928). И тем не менее главным в творчестве Г. стали его песни. Совместно с Хаитом он написал знаменитый «Авиамарш» («Все выше, и выше, и выше…» (1921), в дальнейшем (1933) объявленный официальным маршем ВВС СССР, и с тем же композитором написал «интимную» песенку «Коломбо». Судьба «Песни о кирпичном заводе» на стихи Г. (муз. В. Кручи-нина, 1923) имела не менее, если не более громкую судьбу, чем «Авиамарш». В ней были использованы мотивы песен городских окраин, широко бытовавших в 20-е гг. Под названием «Кирпичики» она ушла в народ, надолго потеряв авторство, и стала именоваться «народной». В 1924 судьба свела Г. с молодой певицей К. Шульженко в Харькове, и он предложил ей несколько своих песен, в том числе «Песню о кирпичном заводе», «Шахту № 3» (муз. Кручи-нина). Г. был широко образованным человеком, хорошо знавшим русскую и зарубежную поэзию, умевшим писать тонкие, лирические стихи, но и хорошо чувствующим время. Поэтому он писал и подобные «Кирпичикам» песни, и — для К. Шульженко- любовно-лирические: «Никогда» (муз. Д. Бицко), знаменитую «Записку» (написанная на муз. известного австрийского композитора Николая Бродского, автора муз. к к/ф «Петер», «Маленькая мама» и др.), с которой Шульженко удачно выступила на Первом всесоюз. конкурсе артистов эстрады (1939). Благодаря сотрудничеству с Г. в репертуаре Шульженко появилась и такая неожиданная вещь, как композиция «Встреча с поэтом», идею которой Г. подсказала певица. Ей хотелось сделать это на основе вальса А. Хачатуряна к к/ф «Маскарад». Г. консультировался с И. Андрониковым и написал новеллу на эту музыку как бы от лица Нины из «Маскарада» М. Лермонтова. Премьера состоялась в Риге (1948) во время гастролей Шульженко, затем в Москве в эстрадном театре «Эрмитаж». Позже совместно с композитором С. Кацем и Шульженко Г. создал композицию «Связка нот»,
которая давала возможность певице использовать любой музыкальный материал, от классики, романсов- до современных песен. Сквозную музыкальную тему создал Кац. Песням на стихи Г. была свойственна простота и доходчивость, он хорошо владел жанром не только маршевых, но, в основном, песен интимного жанра, интонацией романса, песней в ритме танго, фокстрота. Высокий профессионализм в своем деле привлекал к сотрудничеству с ним многих композиторов. Так, Г. когда-то, еще в начале 20-х, в киевский период написал с Дмитрием Покрассом целый цикл «интимных» песенок для «бояна цыганской песни» В. Шумского. С Самуилом Покрассом написал романсы «Дни за днями катятся», «Песня остается песней», вскоре (1923) инсценированные в «Музыкальные картинки» для открытия мюзик-холла «Аквариум» в Москве. Много писал совместно с автором известных романсов и песен Б. Фоминым («Только раз бывают в жизни встречи», «Не жалею» и др.). Путь поэта не был гладок. В разные времена на него обрушивалась критика с разгромными статьями, так как его творчество не всегда укладывалось в рамки официально поощряемых тем. И тем не менее песни на стихи поэта пережили его и звучат в концертах и поныне.
Лит.: И. Василинина. Клавдия Шульженко. М., 1979; К. Шульженко. Когда вы спросите меня… М., 1989.
О. А. Кузнецова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования