Энциклопедия циркового и эстрадного искусства
Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.
|
Пуаре М. Я.
Пуаре Мария Яковлевна (1863, Москва 1933, Москва) актриса театра (по сцене Марусина), эстрадная певица, композитор, поэтесса, писательница. П. была дочерью французского подданного Я. В. Пуаре, чьи потомки осели в России после 1812 года. Отец имел в Москве известную на всю страну школу гимнастики и фехтования. Старший брат, Э. Я. Пуаре, уехал в Париж и стал известным французским художником-карикатуристом, взявшим себе псевдоним КарандАш. После смерти матери ее стал воспитывать дядя, сделавший племянницу своей наследницей. В это время она начала писать стихи, увлеклась музыкой и театром. В 16 лет П. поступила в консерваторию, выдержав экзамен по вокалу. Но дядя был против этих занятий. В надежде приобрести независимость П. вышла замуж, однако и муж не одобрял увлечений молодой жены, запрещал ей заниматься музыкой и пением. П. была доведена до нервного срыва, в результате попала в психиатрическую лечебницу, откуда ее вызволил М. Лентов-ский, оценивший дарование молодой женщины. Взяв ее в свой опереточный театр, сначала определил в миманс, затем стал давать эпизодические роли. Постепенно определилось ее амплуа опереточной травести. С 1880 по 1890 П. участвовала во всех антрепризах Лентовско-го, пела в опереттах, водевилях, феериях, в дивертисментах. Исполнила партии Нитуш («Мадмуазель Нитуш»), Лизы («Лев Гурыч Синичкин») и др. Но несмотря на успех в оперетте ее влекла драматическая сцена. Переехав в Петербург, по протекции А. Суворина в августе 1890 поступила в труппу Александрийского театра; одновременно попробовала себя в качестве поэтессы, опубликовав на страницах газеты «Новое время» свои первые стихи. В театре получила роли в водевилях и легких комедиях с пением (Маша в «Беде от нежного сердца», Катя в «Бедовой девушке», и др). Пресса ее почти не замечала. Однако летом, в спектаклях в Царском Селе, П., исполняя в дивертисментах цыганские романсы, имела огромный успех у великосветской публики. П. переехала в Москву (1897), два года работала в Малом театре. Попыталась создата. собственный театр, но все ее деловые начинания быстро прогорали. Продолжала успешно выступать в концертах, исполняя цыганские романсы, в том числе собственного сочинения. Среди них романс «Я ехала домой», который вошел в репертуар Вари Паниной и других цыганских певцов. Лентовский, хорошо знавший П., называл ее «цыганкой», указывая, что именно это и было ее сутью; означало «не только манеру петь, но и ее способность радоваться свободе, ее беззаботность, равнодушие к вещам, ее готовность к кочевой жизни. Цыганкой ее делали сила и искренность чувств, зажигательный темперамент».
В 1904 уговорила Суворина послать ее корреспонденткой на Дальний Восток, на театр военных действий. По пути на фронт участвовала в патриотических собраниях, давала благотворительные концерты и одновременно писала корреспонденции и стихи, которыми зачитывались подписчики «Нового времени». В 1907 П. вновь в Петербурге. Пытается создать свой собственный театр наподобие кабаре; к одному из представлений пишет знаменитую «Лебединую песнь» (слова и музыку). Романс исполняли многие певцы, но по общему мнению лучшей исполнительницей была она сама. Свадьба с владельцем миллионного состояния графом А. Орловым-Давыдовым, последующая попытка присвоить чужого ребенка, вызвавшая громкий судебный процесс, стала финалом ее «странно мятежной судьбы» («Лебединая песня»). После революции П. осталась в России. Сильно бедствовала, не имела практически никаких средств к существованию. Жила на то, что продавала памятные подарки, вещи и рисунки своего брата. Ходатайство о присвоении ей персональной пенсии, подписанное Вс. Мейерхольдом, Л. Собиновым, Ю. Юрьевым, было удовлетворено лишь незадолго до ее смерти.
Соч.: Лебединая песнь. М., 1901; Я ехала домой. М., б. г.; Не могу умирать. М., б. г.; Романсы М. Я. Пуаре // Ночные цветы: Старинные русские романсы. М., 1995. С. 69-71; Сицилия: Путевые заметки. 1898. М., 1910.
Лит.: Карачунский Л. М. Наши петербургские артисты
СПб., 2001. С. 12; Савченко Б. Кумиры российской эстрады. М., 1998. С. 281-284; Лурье Л. Страсти по майорату // Искусство кино. 2000. № 11. С. 83-85; Уколо1 вы Е. и В. «Як вам когда-нибудь вернусь
» // Музыкальная жизнь. 1994. № 8. С. 29.
А. А. Лопатин
|
|