Пуаре М. Я. - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

    А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Пуаре М. Я.

Пуаре Мария Яковлевна (1863, Москва — 1933, Москва) — актриса театра (по сцене Марусина), эстрадная певица, композитор, поэтесса, писательница. П. была дочерью французского подданного Я. В. Пуаре, чьи потомки осели в России после 1812 года. Отец имел в Москве известную на всю страну школу гимнастики и фехтования. Старший брат, Э. Я. Пуаре, уехал в Париж и стал известным французским художником-карикатуристом, взявшим себе псевдоним Каран’д’Аш. После смерти матери ее стал воспитывать дядя, сделавший племянницу своей наследницей. В это время она начала писать стихи, увлеклась музыкой и театром. В 16 лет П. поступила в консерваторию, выдержав экзамен по вокалу. Но дядя был против этих занятий. В надежде приобрести независимость П. вышла замуж, однако и муж не одобрял увлечений молодой жены, запрещал ей заниматься музыкой и пением. П. была доведена до нервного срыва, в результате попала в психиатрическую лечебницу, откуда ее вызволил М. Лентов-ский, оценивший дарование молодой женщины. Взяв ее в свой опереточный театр, сначала определил в миманс, затем стал давать эпизодические роли. Постепенно определилось ее амплуа опереточной травести. С 1880 по 1890 П. участвовала во всех антрепризах Лентовско-го, пела в опереттах, водевилях, феериях, в дивертисментах. Исполнила партии Нитуш («Мадмуазель Нитуш»), Лизы («Лев Гурыч Синичкин») и др. Но несмотря на успех в оперетте ее влекла драматическая сцена. Переехав в Петербург, по протекции А. Суворина в августе 1890 поступила в труппу Александрийского театра; одновременно попробовала себя в качестве поэтессы, опубликовав на страницах газеты «Новое время» свои первые стихи. В театре получила роли в водевилях и легких комедиях с пением (Маша в «Беде от нежного сердца», Катя в «Бедовой девушке», и др). Пресса ее почти не замечала. Однако летом, в спектаклях в Царском Селе, П., исполняя в дивертисментах цыганские романсы, имела огромный успех у великосветской публики. П. переехала в Москву (1897), два года работала в Малом театре. Попыталась создата. собственный театр, но все ее деловые начинания быстро прогорали. Продолжала успешно выступать в концертах, исполняя цыганские романсы, в том числе собственного сочинения. Среди них романс «Я ехала домой», который вошел в репертуар Вари Паниной и других цыганских певцов. Лентовский, хорошо знавший П., называл ее «цыганкой», указывая, что именно это и было ее сутью; означало «не только манеру петь, но и ее способность радоваться свободе, ее беззаботность, равнодушие к вещам, ее готовность к кочевой жизни. Цыганкой ее делали сила и искренность чувств, зажигательный темперамент».
В 1904 уговорила Суворина послать ее корреспонденткой на Дальний Восток, на театр военных действий. По пути на фронт участвовала в патриотических собраниях, давала благотворительные концерты и одновременно писала корреспонденции и стихи, которыми зачитывались подписчики «Нового времени». В 1907 П. вновь в Петербурге. Пытается создать свой собственный театр наподобие кабаре; к одному из представлений пишет знаменитую «Лебединую песнь» (слова и музыку). Романс исполняли многие певцы, но по общему мнению лучшей исполнительницей была она сама. Свадьба с владельцем миллионного состояния графом А. Орловым-Давыдовым, последующая попытка присвоить чужого ребенка, вызвавшая громкий судебный процесс, стала финалом ее «странно мятежной судьбы» («Лебединая песня»). После революции П. осталась в России. Сильно бедствовала, не имела практически никаких средств к существованию. Жила на то, что продавала памятные подарки, вещи и рисунки своего брата. Ходатайство о присвоении ей персональной пенсии, подписанное Вс. Мейерхольдом, Л. Собиновым, Ю. Юрьевым, было удовлетворено лишь незадолго до ее смерти.
Соч.: Лебединая песнь. М., 1901; Я ехала домой. М., б. г.; Не могу умирать. М., б. г.; Романсы  М. Я. Пуаре // Ночные цветы: Старинные русские романсы. М., 1995. С. 69-71; Сицилия: Путевые заметки. 1898. М., 1910.
Лит.: Карачунский  Л. М. Наши петербургские артисты… СПб., 2001. С. 12; Савченко Б. Кумиры российской эстрады. М., 1998. С. 281-284; Лурье  Л. Страсти по майорату // Искусство кино. 2000. № 11. С. 83-85; Уколо1 вы Е. и В. «Як вам когда-нибудь вернусь…» // Музыкальная жизнь. 1994. №’ 8. С. 29.
А. А. Лопатин


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования