Энциклопедия циркового и эстрадного искусства
Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.
|
Тиме Е. И.
Тиме Елизавета Ивановна (05/17.09.1884, С.-Петербург- 08.02.1968, Ленинград)- актриса драм, театра, эстрады, оперетты. Нар. арт. РСФСР (1957). Окончила Высшие женские (Бестужевские) курсы по историко-филологическому отделению (1904), Драматические курсы Петерб. театрального уч-ща (1908), училась в Петерб. консерватории по классу пения (1903-1906). С 1908 до конца жизни- в труппе Александрийского театра (Академический театр драмы им. А. Пушкина). Обладала блестящими сценическими данными красотой, прекрасной фигурой, сильным низкого тембра голосом. «Разносторонняя актриса большого диапазона, но еще более разносторонний человек. Пытливый ум, нервно напряженная воля с мужской логикой делают ее сценическое лицо оригинальным», писал о Т. Н. Ходотов (Близкое далекое. Л., 1962. С? 272). Все это не мешало ее обольстительной женственности.
Этапные роли поры ее сценического расцвета: Маша в толстовском.«-Живом трупе», где артистка овладела искусством цыганского пения (1911); Лариса в «Бесприданнице» А. Островского (1915); баронесса Штраль в поставленном Вс. Мейерхольдом лермонтовском «Маскараде» (1917). Однако сценический темперамент, мастерство не только драматической актрисы, но и певицы, да к тому же дарование характерной танцовщицы побудили артистку выйти за рамки императорского театра и одновременно отдавать свои силы оперетте, водевилю, а затем и эстраде. Т. с блеском исполнила заглавные роли в опереттах «Прекрасная Елена» и «Сильва»: «Ее драматическое мастерство помогало актерам преодолевать мертвые штампы опереточного жанра», вспоминал ее партнер Л. Утесов (Спасибо, сердце! М., 1976. С. 167).
В 10-е гг. Т. обратилась к входившей в моду мелодекламации, подготовила концертные номера с пианистом-аккомпаниатором Е. Вильбушеви-чем (стихотворения в прозе И. Тургенева, стихи А. Блока, К. Бальмонта и др.). В 1919 начала преподавать хоровую мелодекламацию в только что открывшемся в Петрограде Ин-те живого слова. Выступала и в театрах миниатюр, где исполняла специально подготовленные номера. Первым из них был номер «Бродячие музыканты» (1915)- квартетный пародийный номер с партнерами, где Т. в порванной юбке и стоптанных башмаках уныло тянула известную песенку «Маруся отравилась». В «Аквариуме» и театре «Буфф» исполняла в концертах пародии на немецкие шансонетки. С эстрадными номерами постоянно участвовала в различных благотворительных вечерах, капустниках.
Главным номером Т. на эстраде 20-х гг. стали «Четыре тура вальса» (текст В. Азова). Некая дама, приехав на бал, танцует по очереди с четырьмя разными кавалерами: поклонником неуклюжим пентюхом, артиллерийским поручиком пошляком, со своим возлюбленным и, наконец, с мужем. Этих персонажей на сцене, разумеется, не было. Диалог велся с воображаемыми партнерами и раскрывался характер каждого из кавалеров. Номер прожил долгую сценическую жизнь, в течение которой менялось и отношение исполнительницы к своим персонажам: от беззаботно-кокетливого к ироничному и сатирическому. В годы Великой Отечественной войны Т. выступала в сценах и скетчах, где ее партнерами были Л. Утесов и др.
С 1928 работала также в жанре художественного слова. Основные литературные вечера: «Анна Каренина» по Л. Толстому (1928), в 1930-х гг. вечер французской реалистической прозы (Флобер, Золя, Мопассан, Роллан), «Пышка» Мопассана (1940), «Хождение по мукам» А. Толстого (1947). Все с режиссером Е. Гардт. Две последние работы вошли в золотой фонд петерб. радио и выпущены фирмой «Мелодия».
Профессор Ленингр. театрального ин-та (с 1951). В конце жизни много сил отдавала чтецкой режиссуре, работая с артистами М. За-бупис, М. Раковой, И. Домбеком.
Соч.: Дороги искусства. 2 изд. М.; Л.. 1962; 1967.
Лит.: Верховский Н. Ю. Е.И.Тиме. Л., 1951; Алян-ский Ю. Объяснение в любви // Театральные легенды. М., 1973; Уникальная машинописная хроника жизни и творчества артистки за полстолетия (1908-1958), с ил., в 6-ти т., хранится в рукописном отделе Петерб. музея театрального и музыкального искусства и в Центр. Гос. архиве лит. и искусства СПб.; Алянский Ю. Блестящая современница // Вылетаю на крыльях любви. СПб., 2000.
Ю. А. Алянский
|
|