На манеже "Эребуни" - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

На манеже "Эребуни"

Клоун А. Пилосян Когда в 50-е годы впервые на советском манеже создавался ар­мянский коллектив, известный театраль­ный деятель профессор Георгий Соян писал, что если суждено армянскому цирку возродиться к новой жизни, то он не должен забывать o своей кpовной близости к театру и к его социально-прогрессивным демократиче­ским традициям.

На фото клоун А. Пилосян

Красочный, самобытный спектакль, показанный в ту пору на аpенах многих городов страны и за рубе­жом, свидетельствовал о том, что вновь создaнный национальный коллектив не только привержен к славным традициям, но и умело развивает их, вписывая новую яркую страницу в многовековую историю армянского цирка.

Вспомним глубоко народное искусство Нази Ширай, c большим вкусом включившей в свой номер элементы хоре­ографии; рекордные трюки блестящего эквилибриста — виртуоза и основателя коллектива Владимира Арзуманова; овеянный романтикой древних легенд полет под куполом цирка гимнастки Елены Ава­нсовой со своим пернатым партнером — могучим орлом. B коллективе вырос принесший c собой на мaнеж совершен­но новый пластический язык и мир образов и ставший классиком советского цирка Леонид Енги6аров. Наконец, нема­ло приятных минут доставляли зрителям забaвные приключения, происходящие c незадачливым героем армянских народ­ных сказок дедушкой Назаром, в роли которого выступил дрессировщик экзоти­ческих животных Степан Исаакян. Было это ярко, театрально в лучшем смысле этого слова.

За тридцать лет заслуженный коллек­тив Армянской ССР «Эребуни» - это имя он получил в чeсть древнего названия столицы республики — претерпел, как на всякий живой организм, большие изме­нения. Некоторых видных мастеров арены нет уже в живых, иные ушли из кол­лектива. Были и взлеты и спады. Да такие, что на некоторое время коллектив вообще прекратил существование. Сейчас, в год своего юбилея, он снова на подъеме. И программа, подготовленная им к тридцатилетию, является, можно сказать, отчетной.

Чем привлекает сегодня «Эребуни»? Не только бeрежным отношением к слав­ным традициям, но и стремлением говорить со зрителем на современном языкe. Парад-пролог оформлен просто, без всякой пышной символики. Гора Ара­рат над форгангом. Танец девушек и пар­ней на манеже. Но вас не покидает ощущение праздничности.

«Ничего нет дороже на сеете и прек­расной любимой земли, — эти слова веду­щего проходят лейтмотивом через весь спектакль. Идеями братства народов СССР, сплоченности их вокруг родной партии был пронизан и cпециальный парад-пролог «Наш подарок съезду», показанный в дни работы исторического форума коммунистов страны. Его поставил главный режиссер Бакинского цирка, за­служенный артист Азербайджанской ССР Рамиз Алиев (это уже не первый опыт содружества режиссера c армянским кол­лективом. В праздничном параде-прологе, помимо артистов, участвовали спортсме­ны добpoвольных обществ, воины Бакин­ского гарнизона, коллективы художест­венной самодеятельности дворцов и клу­бов города. Надо заметить, что в послед­нее время артистами армянского Коллек­тива были подготовлены новые трюки, обогащен репертуар Номеров.

Дрессировщик Г. БагдасаровВ лучших его номерах есть свой сюжет и, конечно же, самобытности новизна. Таковы ныне требования к искус­ству манежа. Взять, скажем, художествен­ную группу под руководством Рафаэлы Газарян. Кажется, что можно при­думать нового в этом устоявшемся виде акробатики. Ну, одно сложное построение, другое... Неискушенный зрителя разницу не заметит. Но исполнители ввели в номер маленькую деталь: спустили к пьедесталу два вертикальных каната, и это дало возможность работать не только в парте­ре, но и в воздухе. Одна лишь деталь и номер преобразился, получил новое звучание.

На фото дрессировщик Г. Багдасаров

Попытка раздвинута границы жанра сделана и в других номерах. Жонглеры Никогосян органично ввели в номер акробатические элементы. Эквилибристы Анна и Рубен Саpoдян соединили работу на першах c корд де парелью. Номеру акробатов на шарах под руководством заслуженного артиста Армянской ССР Бориса Газаряна тридцать лет, ему апло­дировали зрители ФРГ, Голландии, Япо­нии, Индии и многих других стран, но за долгие годы он не «постарел», наоборот - пополнился новыми трюками, стал изящней, стройней, масштабней.

Долгожителем в коллективе можно считать и ансамбль акробатов c подкидны­ми досками «Гаяне» (руководитель - Вячеслав Харитонов). В нем ярко выражено фольклорное начала, которое под­черкивается хореографией. Конечно, хо­реографическими средствами легче выра­зить национальный характер номера, но он четко прослеживается и в работа самих акробатов — в их зажигательном темпераменте, бешеном ритме. Трюковой репертуар y ансамбля тоже весьма сложен: тройное сальто c тремя пируэтами, сaльто c пируэтом на ходуле...

Вместе c ветеранами на манеже выступает молодежь. Это уже третье поколение артистов, выступающих в кол­лективе, и заявило оно o себе талантливо. B первую очередь хочу назвать клоуна Антона Пилосяиа, который в про­шлом году успешно выступил на между народном фестивале циркового искусства социалистических стран в Гавaне.

Нет нужды говорить, что без хорошего клоуна цирк не цирк. Профессия эта  довольно дефицитна сегодня на манеже особенно если артист строит свои репризы не на примитивном комиковании, а осмыслении самых незначительных комческих ситуаций, на поисках смешно в характере. «Клоуны умеют любой пустяк приподнять до уровня «целое ческой комедии», — говорил любимый нами c детства Карандаш — народный aртист СССР М. H. Румянцев. Именно y этого выдающегося мастера смеха проходил стажировку Пилосян, стремящийся следовать заветам своего учителя.

Молодой артист прекрасно владеет мимикой, жестом и, думается, что взяв на вооружение пантомиму, избрал наиболее плодотворный для себя путь, обрел неисчерпаемый источник для исполняемых сценок. O чем они эти веселые и немного грустные клоунские миниатюры?

Человек тщетно гонится за бабочкой, как за призрачным счастьем. A когда он уже изнемогший, весь в ссадинах, махнул на се рукой, а бабочка сама села ему на голову. Увешанный медалями спортсмен выполняет рекордное упражнение с гирями. Но, увы, эта был только сон...

O многом может рассказать Антон Пи­лосян, пользуясь лишь пластикой движе­ний. При этом, что тоже очень важно, репризы его «работают» на программу, артист не стремится заслонить собой других исполнителей, а то ведь некоторые способные коверные, лишь только придет к ним успех, считают, что не они запол­няют пaузы между номерами, a наоборот, номера выполняют эту функцию.

Акробаты на шарах ГазарянВторое отделение в программе отдано аттракциону «Медвежий бенефисы — но­вой работа дрессировщиков Нины и Ген­надия Минасовых. B их аттракционе удачно сочетается дкессура c иллюзией, причем все волшебные превращения происходят здесь c участием четвероногих артистов — медведей, лисиц, волков. Многие трюки не только технически сложные, но и свои, «фирменные», ни на какие другие не похожие, — их Минасов разрабатывает вместе со своим помощником, неистощи­мым на выдумку человеком c инженер­ным дипломом Владимиром Красильни­ковым.

На фото акробаты на шарах Газарян

...Вот, переваливаясь c ноги не ногу, косолапый «артист» наполняет котел во­дой, чтобы залезть в него и исчезнуть, другой его мохнатый собрат выруливает на манеж автокар c иллюзионной аппара­турой, потом разыгрывается сцена пожа­ра, в тушении которого принимает участие целая команда косолапых мишек. Все это зрелищно, красочно, интересно. И не беда, что еще не все в аттракционе выстроено, кое-что нуждается в более четкой мотивировке, в дальнейшей сюжет­ной разработке. Аттракцион выпущен не так давно, работа над ним продолжает­ся. Авторы и исполнители (сценарий A. братова, И. Тернавского, Г. Минасова, режиссер-постановщик И. Тернавский) ищут новые ходы, уточняют акценты. Смущает другое: когда аттракцион созда­вался на базе Пермского цирка, то отнюдь не предназначался для армян­ского коллектива и, следовательно, уже в сценарной основе его не было никакой связи c общим замыcлом представления. Как, впрочем, и в некоторых других номерах, начисто лишенных национально­го колорита и носящих в программе случайный характер.

Вот, например, шуточная акробатиче­ская сцена «Группа здоровья», которая вносит в представление столь необходи­мые цирку комические краски и несколько веселых минут. Номер этот, руководимый Юрием Саркисяном, поставлен тоже до вхождения в программу армянского коллектива и успел обойти многие мане­жы страны. B нем действуют сочно обрисованные персoнажи, артисты прек­расно «обжили» своих героев. Но совер­шают они свои комические сальто и пируэты, похоже, во дворе жэковского доме какого-то среднерусского города, очень удаленного от древнего Армян­ского нагорья.

Я далек от мысли рядить каждый номер в национальные одежды. И вовсе не в них, точнее — не только в них и других внешних атрибутах выявляется национальный характер искусства. «Суть дела тут, — говорил когда-то Эмиль Теодо­роеич Кио, — не в костюмах, хотя я, конечно, их не отвергаю, a в умении передать национальный дух народа».

Так вот, «Группу здоровья», думается мне, без всякой натяжки и примитивизма, свойственного некоторым сюжетным но­мерам в цирке, можно было бы пере­нести в тихий армянский дворик и «заселить , его колоритными фигурами, давно уже Ставшими героями народных легенд и анекдотов. Ведь умеют же это прекрасно делать в кино, особенно сейчас, когда чуть ли не повальным стало увлечение «ретро» (вспомним недавний фильм армянской киностудии «Танго нашего детства»), почему же так робко идут на Создание ярких национальных характе­ров в цирке?

Своими мыслями я поделился c Б. Га­заряном, который является директором и художecтвенным руководителем всего коллектива.

— Вы правы,— сказал Борис Семенович, — мы сейчас думаем над тем, чтобы крепче «пpивязать» некоторые номера к программе, усилить в них национальный колорит. B первую очередь это касается «Группы здоровья». Новое звучание при­даст художественной группе на вертикаль­ных канатах участие балетного ансамбля. Думаем мы и над созданием новых национальных номеров. Но для этого нам очень нужен базовый цирк со своей творческо-постановочной группок. Счи­таю, что каждый национальный коллектив должен иметь такую базу в своей респуб­лике. У нас ее нет, a в условиях действующей пpoграммы трудно созда­вать что-то новое. Да и молодые кадры для национальных коллективов успешной выращивались бы на местах, в самих республиках, где есть кpупные творческие силы — режиссеры, хореографы, компо­зиторы, художники, близко стоящие к истокам народного искусства. A для этого нужны национальные цирковые студии, школы — назовите это как хотите, — где бы растили талантливую молодежь. Вот сейчас y нес развито индивидуальное наставничество. Многие наш и воспитан­ники, дети артистов, уже успешно рабо­тают в коллективе. Недавно мы решили создать y себя на общественных началах специальную детскую учебную группу, где 6ы ее участники регулярно зани­мались основами мастерства, спортом, хореогpaфией. Среди нас есть педагоги-тренеры c высшим образованием, име­ющие право вести занятия c детьми. Так почему бы Союзгосцирку не узако­нить такие группы, не разработать o них специальное положение?

Да, проблема создания новых на­циональнык номеров, подготовки моло­дых кадров — это проблема номер один. И тут, конечно, помочь своему коллекти­ву наряду c Союзгосцирком должны руководящие органы республики. Чем быстрее будут решены эти проблемы, тем ярче заблистает всеми своими граня­ми под нашим общим цирковым шатром искусство национальных коллективов, еще шире будет его международное при­знание.

Ну, a артистам из братской Армении отметившим своe тридцатилетие, хочется пожелать новых успехов в их постоянны и трудных поисках.

 

РАФАЭЛЬ ШИК

Журнал Советская эстрада и цирк. Июнь1986 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования