Эстрада и писатели
Для украинской эстрады пишут известные авторы, но их произведения не всегда отвечают предъявляемым требованиям.
Причем, большинство из этих авторов проживает в Москве и в Ленинграде. А отсюда и похожие друг на друга концерты — будь они в Киеве, в Москве или в Ленинграде. Объясняется это тем, что за последнее время некоторые наши артисты потеряли связь с местными писателями. Не менее тяжелое положение и у авторов. Вот, например, Чеповецкий. Его долго не принимали в Союз писателей, потому что он писал только для эстрады. И лишь после того, как Чеповецкий стал автором трех книг для детей, он стал членом Союза Писателей, которые пишут тексты для песен, тоже считают второстепенными. Есть труженики, которые работают для многих городов, но им не под силу написать репертуар для всех исполнителей. Да и как можно писать для Полтавской филармонии, если заказы дают три больших города. Для этого нужно поехать в Кобеляки и посмотреть, как люди живут. А тут прочитал газету, написал фельетон — и посылай его в филармонию. Поэтому репризы и фельетоны и похожи друг на друга. Мне кажется, что Министерство культуры должно договориться с Союзом писателей о том, чтобы литераторов, которые работают для эстрады, уважали и приравнивали ко всем другим литераторам, писателям и поэтам.
Московский литературный институт имени Горького выпускает молодых литераторов. Там учат студентов поэзии, критике, прозе, а вот созданию эстрадного репертуара не учат. Мне кажется, что при институте обязательно должно быть отделение малых форм. Самим артистам тоже необходимо быть более инициативными, то есть заботиться о своем репертуаре. Артист Сова не жалуется на то, что нет материала, потому что он знает писателей и они знают его. А вот молодые наши артисты приходят и требуют у нас материал. Спрашивается, кто же может написать? В этом году мы организовали литературную студию из молодых писателей. Студия насчитывает 20 человек, из которых 7 человек уже пишут. Эти люди — начинающие авторы. Среди них есть и члены Союза писателей; есть авторы, которые печатают свои произведения, но есть и такие, которые еще не печатаются.
Один раз в месяц мы собираем писателей, режиссеров и актеров, беседуем, разбираем и критикуем произведения, которые пишутся для эстрады. Таким образом, некоторый сдвиг в отношении репертуара имеется. Конечно, это не целые концертные программы, но отдельные репризы и песенные тексты мы имеем. В заключение я хочу сказать: необходимо обратить внимание на то, чтобы произведения для украинской эстрады имели украинский колорит, чтобы была разница между репертуаром, написанным для центральных городов и для национальных республик.
А. Ф. МЯСТКОВСКИЙ, заведующий репертуарным отделом Укрконцерта
Журнал Советский цирк. Август 1964 г.
оставить комментарий