В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Евгений Арсеньевич Рябчуков - режиссер цирка

Уже много лет имя Евгения Арсеньевича Рябчукова красной строкой вписывается в биографию советского цирка. Масштабность и социальность мышления, чувство времени, знание законов и традиций цирка, вера в неисчерпаемость возможностей, таящихся в его многожанровой природе, тяготение к крупным постановочным формам — вот что прежде всего характеризует его режиссерское творчество.

Воспитанник драматической студии, руководимой Н. Ходотовым, педагогами и наставниками которой были многие крупные мастера ленинградской сцены. Рябчуков принес на цирковое поприще культуру и опыт, накопленные почти за четверть века служения театру. Жизнь его в театре с первых шагов складывалась удачливо и интересно: ведущие роли в классическом и советском репертуаре, режиссура и художественное руководство театральными и эстрадными коллективами. И вдруг... цирк!

Все же скачок со сценических подмостков на манеж был отнюдь не случаен. Еще в ученические годы Рябчуков попадает на представление бродячего цирка, забредшего в Чистополь, и открывает для себя неведомый, захватывающий воображение романтический мир. Очарование оказалось столь сильным, что юноша бросает семью, школу, все свои привязанности и с приголубившей его труппой отправляется в кочевье по городам Волги и Камы.

О яркие, волнующие воспоминания детства! Они неистребимо живут в нашей памяти и а подходящий момент властно заявляют о себе. Такой «подходящий момент» наступил в 1951 году, когда Рябчуков решил пожизненно связать свою судьбу с дразнящими фантазию огнями манежа- И результат: ленинградская группа «Цирк на сцене» обрела нового художественного руководителя. Выпуск первых программ — «Ваши старые друзья» и «Вечер на рейде», в которых уже тогда явно просматривался творческий почерк постановщика, принес успех, окрылил и труппу, поверившую в своего руководителя, и режиссера, утвердившегося в своем цирковом призвании.

Затем — Москва, страдная пора смотров, фестивалей, больших елочных представлений. «Елка на льдине», поставленная на сцене Центрального дома кино и с восторгом встреченная московской детворой, была затем повторена в Ленинградском Доме культуры имени Горького. И не удивительно. Действие, занимательное само по себе, разворачивалось на феерическом фоне Северного полюса. Живые белые медведи ходили «во льдах» на свободе. Полыхало Северное сияние, отражаясь бесчисленными огоньками в ледяных торосах. Все было свежо, увлекательно, нестандартно по режиссерской разработке сценария, с которым в зтом жанре дебютировал эстрадный драматург М. Грии.

«Елка на льду» явилась началом целой серии елочных представлений. В ежегодной череде радостных встреч детей с цирком выделялся новогодний праздник на ВДНХ с участием Карандаша. Представление так и называлось: «У нас на елке Карандаш». Знание ребячьей психологии, педагогическая жилка. непреходящая любовь к общению с детской аудиторией снискали их постановщику репутацию знатока этого тонкого и специфического вида цирковых представлений, восторженно встретили юные зрители и спектакль Е. Рябчукова «Тайны зеленого леса».

Москва 1957 года. Идет подготовка Всемирного фестиваля демократической молодежи. И режиссер откликается на него представлением «Вас ждет Москва». Он пополняет программу празднества представлениями румынского, монгольского, чехословацкого цирков, наглядно демонстрируя интернациональное содружество искусств братских народов.

Близилась 40-я годовщина Октября. И возникает новая инициатива — вернуться после нескольких лет забвения к кавалькаде. И вот удивительная по размаху и динамичности кавалькада «Маршрут радости», протяжением от Москвы до Краснодара, возглавляемая постановщиком Рябчуковым, двинулась в многодневное путешествие. Веселый, заряженный праздничным ликованием караван в сорок автомашин красочной лентой пересекает Курск, Белгород. Харьков, Донецк, Ворошиловград, останавливается по пути шумным лагерем в городах поменьше, где население, быть может, впервые приобщалось к такому доселе им невиданному зрелищу. Это было поистине шествие народного искусства в гущу народного зрителя. Кавалькада по духу и содержанию воскрешала традиции площадных представлений первых лет революции.

Так. ступень за ступенью, постигалась Рябчуковым сложная геометрия циркового искусства. Постепенно все четче кристаллизовалась главная тема его творчества — раскрытие и прославление современника. Многие персонажи постановок Рябчукова многообразно и целостно выражали стиль и нравственный дух советского общества.

Такова обаятельная и мужественная комсомолка Анюта в героико-революционной пантомиме «Салют смелым». Таков экскаваторщик Вася Синичкин из комической пантомимы «Пароход идет «Анюта», для которого свершение отважного поступка — естественное проявление гражданского самосознания. 3 развернуто-сюжетном представлении «Знак на скале» действуют азербайджанские крестьяне, восставшие против угнетателей-беков. Снова мы видим на манеже революционный народ, героику борьбы. Когда же в финале спектакля перед зрителями предстает сегодняшний цветущий социалистический Азербайджан, разительный контраст уже сам по себе несет пропагандистски воспитательный заряд огромной силы. Думаю не ошибусь, если скажу, что персонажи, населившие пантомимы, спектакли, представления, поставленные Рябчуковым, занимают обширнейшую часть общецирковой галереи положительных героев-современников.

В своих работах режиссер Рябчуков правомерно пользуется живописно-конструктивными элементами, широко вводит специально создаваемую музыку, включает в сюжетную ткань песенные и хореографические компоненты, в отдельных случаях прибегает к откровенно игровым приемам театра и эстрады, при этом ни на йоту не нарушая приоритета цирка. С той же горячностью и беспокойством, что и в предпремьерные дни, он опекает и пестует свое детище с момента появления его на свет и до прощального выступления. Не благодаря ли этому комическая пантомима «Пароход идет «Анюта» установила уникальный, пожалуй, единственный в истории советского цирка, рекорд долгожительства: без малого сомь лет «на плаву», 1800 спектаклей, два миллиона зрителей!

Тема рабочего класса нашла продолжение и в недавнем спектакле «Мечте навстречу», поставленном Рябчуковым в сотворчестве с режиссером М. Местечкиным в Московском цирке на Цветном бульваре к пятидесятилетию образования СССР. Постановщики вывели на палубу корабля, следующего рейсом Москва — Набережные Челны, молодых рабочих, плененных романтической мечтой начать свою трудовую биографию на величайшей стройке века — КАМАЗе. «Правда» писала по поводу этого спектакля: «Говоря о постановке в целом, приятно отметить возросший уровень циркового искусства».

Евгению Арсеньевичу Рябчукову, одному из правофланговых цирковой режиссерской гвардии, присвоено недавно почетное звание заслуженного работника культуры РСФСР. Вместе с многочисленными поклонниками и ценителями его таланта горячо поздравляем его и от души желаем, не сбавляя шаг, двигаться навстречу еще не осуществленным постановкам, герои которых нетерпеливо стучатся в его творческие двери.

Новых маршрутов радости вам, Евгений Арсеньевич!


Э. ШАПИРОВСКИЙ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100