Фейерверк красок и мастерства
В прошедшее лето у нас гастролировало много танцевальных коллективов: современная балетная труппа из Чехословакии, ансамбли Сенегала, Ганы и, наконец, «Балет Фольклорико де Мехико».
Мексика — страна древнейшей и исключительно богатой хореографической культуры. А на протяжении последних двадцати пяти-тридцати лет там развиваются новые и чрезвычайно интересные танцевальные формы. За эти годы возникло немало своеобразных коллективов, и тот, который увидели советские зрители, — один из самых молодых. Под нынешним названием эта большая гастролирующая труппа (двести пятьдесят артистов — танцоров, музыкантов и певцов, составляющих два выступающие порознь ансамбля) существует с 1959 года. До этого, на протяжении семи лет, Амалия Эрнандес, создательница и руководительница Фольклорного балета, давала концерты с небольшой группой танцовщиков.
За столь короткий срок коллектив вырос в самую многочисленную из мексиканских танцевальных трупп (другие насчитывают, как правило, двадцать-тридцать человек) и завоевал популярность во всем мире. В 1961 году на фестивале Театра наций в Париже ему была присуждена первая премия. На гастролях в Москве мексиканцам не совсем повезло в выборе помещения: гигантский зал Дворца спорта мало приспособлен для выступления театральных коллективов, особенно когда режиссура программы предусматривает непосредственное общение артистов со зрителями. Несколько терялась прелесть комедийных номеров, построенных на приемах, близких клоунаде; менее эффектным был финал представления, когда артисты со сцены забрасывают зал серпантином, и предполагается, что все зрители включаются в общее веселье.
И все же мексиканские артисты сумели установить тесный контакт со столь многочисленной аудиторией. Они захватили зрителей своим темпераментом, поразили красочностью костюмов, открыв нам некоторые стороны национального искусства Мексики. Танцы сопровождались народными песнями, которые исполнял большой хор. В представлении участвовало также несколько национальных музыкальных ансамблей. У них оригинальные народные инструменты — древнейшие, относящиеся еще к доколониальной культуре индейцев (барабаны, флейты, инструменты, сделанные из раковин и тыкв) и получившие распространение при испанцах (различные виды гитар, арфы, трубы, деревянные инструменты наподобие ксилофона и т. п.).
В программе были самые различные виды национальных танцев. Одни из них и теперь бытуют в народе, другие восстановлены по старинным изображениям и описаниям. Таков, например, танец, открывающий программу. В таинственных надземных пространствах, в облаках курящихся благовоний возникают одна за другой чудовищные фигуры древних божеств. Они пришли к нам из легенд ацтеков — оперенный змей, похищающий бога подземного мира, грозный бог войны, прекрасная богиня воды... Гигантские многокрасочные головные уборы, сверкающие украшения, трубные звуки огромных раковин-улиток, в которые дуют музыканты, — все это создает ощущение необычайной торжественности, таинственности древнего ритуала.
Некоторые танцы и песни, относящиеся к эпохе до испанского завоевания, сохранились в штате Мичоакан. Они собраны в номерах «Древние мелодии Мичоакан» и «Лос Тараскос» (название туземного племени, населяющего этот штат): лирическая колыбельная, темпераментный танец рыбаков, гимн в честь умерших, буффонный танец стариков. Большое впечатление оставил драматичный танец оленя, загнанного охотниками: его стремительный бег, отчаянные прыжки, его предсмертная борьба. Такие танцы сохранило племя индейцев якис, которые и по сей день охотятся с луком и стрелами. По сути, это тоже магический ритуал: изображая удачную охоту, индейцы надеятся вымолить у божеств богатую добычу. Бесконечной чередой проходят перед глазами зрителей костюмы, один другого красочнее: затканные золотом и серебром одеяния невесты, платья, украшенные кружевами, вышивкой, широкополые и остроконечные шляпы, развевающиеся шали, яркие пончо. Все это подсвечивается разноцветными прожекторами (световые эффекты играют большую роль в представлении), горит, сверкает, переливается...
Народный мексиканский танец «Ла Уастека»
Зрелищность, декоративность — вот основное впечатление, которое оставили представления мексиканского Фольклорного балета. Руководительница труппы и ее помощники знают и любят национальный фольклор. Немало сил и средств потрачено на то, чтобы собрать его и затем выплеснуть на сцену в изумительном по яркости спектакле. Но в зрелищности, декоративности — одновременно и сила и слабость этого танцевального коллектива. «Ансамбль может блестяще продемонстрировать другим странам красоту и богатство мексиканского народного искусства», сказано в программе. Однако порой обилие золота, блесток, назойливое мелькание прожекторов напоминает представление ревю, и это мешает верить, что перед нами подлинный фольклор. Не следует забывать, что в наши дни хореографы Мексики ставят перед собой и другие цели. Гордясь древним национальным искусством, они в то же время чрезвычайно активно высказывают свое отношение к проблемам современности. В 1957 году, во время фестиваля молодежи и студентов в Москве, выступили мексиканские артисты, представляющие две труппы — «Национальный балет» и «Современный балет». Они показали спектакли, отвергавшие пассивный путь стилизации «под старину» или «под народ». Недаром у истоков этих коллективов, возникших в 40-х годах, стояли прогрессивные поэты, музыканты, художники Мексики — такие известные мастера, как Ороско и Сикейрос.
Одноактные балеты, поставленные Г. Браво, X. Лавалье, Э. Нориега и другими, говорили о новом, чрезвычайно интересном подходе к танцу сценическому и танцу народному. Движения, взятые из арсенала «свободного танца», получившего большое распространение на американском континенте, сочетались с элементами национального фольклора. Темы, тоже взятые из древних преданий и народной жизни, раскрывались в обобщении, поднимались до символа, что невольно вызывало ассоциации со знаменитой мексиканской настенной живописью. Тогда мы увидели не ту Мексику, которую показывают туристам, а страну, изведавшую многовековой гнет, исстрадавшуюся, но всеми силами рвущуюся к свободе. В представлении, на котором я присутствовала во Дворце спорта, не были показаны некоторые из анонсированных в программе номеров. В их числе и «Портрет Мексики». А жаль! Судя по фотографиям в программе, этот номер ближе всех к тем исканиям, которые занимают сейчас умы ведущих мастеров мексиканской хореографии.
Хотелось бы, чтобы гости из Мексики рассказали нам не только о том, что радует, но и о том, что волнует и причиняет боль. Это помогло бы нам еще больше полюбить их страну, еще лучше познать их замечательное искусство.
Е. СУРИЦ
Журнал Советский цирк. Декабрь 1965 г.
оставить комментарий