В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

ЭСТРАДНЫЕ ЖАНРЫ

ТЕАТР МИНИАТЮР

ТЕАТР МИНИАТЮР - театральный коллектив, работающий преимущественно над малыми формами: небольшими пьесами, сценками, скетчами, операми, опереттами наряду с эстрадными номерами (монологами, куплетами, пародиями, танцами, песнями). В репертуаре Т. М. преобладают юмор, сатира, ирония, не исключается и лирика. Труппа малочисленна, возможен театр одного актера, двух актеров. Лаконичные по оформлению спектакли рассчитаны на сравнительно небольшую аудиторию, представляют некое мозаичное полотно. Термин Т. М. введен А. Кугелем в 1908, получил широкое распространение в России. Непосредственным предшественником является западноевропейское кабаре. Своеобразие русской жизни, по мысли Кугеля, не позволяло копировать западные образцы.

Т. М. быстро вошли в моду и распространились по стране, конкурируя с молодым кинематографом. Уже в 1912 в Москве и Петербурге насчитывалось 240 Т. М., дававших ежевечерне по два-три представления. Среди наиболее известных "Литейный", "Интимный"; "Троицкий", "Би-ба-бо" в Петербурге, "Мамоновский", Театр ~М. Ртищевой, Никольский, "Петровский" в Москве, работавшие в 10-е гг.

После Октябрьского переворота, несмотря на эмиграцию ряда авторов, актеров, режиссеров, целых коллективов, в Петрограде продолжало работать около 60 Т. М. (1917-1922), в своем большинстве случайные, наспех сколоченные труппы. Такое же положение в Москве.

С наступлением нэпа ненадолго ожили традиционные Т. М.: в Москве "Кривой Джимми", "Палас", в Петрограде - ТДВ (Театр для всех), "Свободный" и др. Однако театральная политика все определеннее ориентировалась на "большие" формы психологического театра, на монументальный стиль. Непреходящие споры о сатире, о "пределах критики", по сути, привели к отрицанию сатиры. В такой обстановке возможности Т. М. оказались исчерпанными, к началу 30-х гг. они почти исчезли с театральной карты страны.

В 1938 была предпринята попытка реанимировать форму, создаются Моск. (1938), вслед за ним Ленингр. (1939) театры эстрады и миниатюр. В годы войны успешно работали фронтовые театры: "Ястребок", "Веселый десант", "Огонек" и др. Новые трудности возникли в послевоенный период. После закрытия Моск. театра (1946) Ленингр. театр под рук. А. Райкина остался единственным профессиональным Т. М.

После 1985 известные артисты-сатирики Е. Петросян, Г. Хазанов, В. Винокур, Е. Шифрин, К. Новикова уходят из гос. концертных организаций и создают свои театры эстрадных миниатюр, в основном как театры одного актера. Наряду с ними рождаются молодежные коллективы "С.-Петерб. Т. М.", "Четвертая стена", "Буфф" и др. (в Петербурге), новая "Летучая мышь" в Москве, "Ироническая компания" в "Перми, "Театр пародий" в Самаре и др. Однако тот размах, который получили Т. М. в предреволюционное десятилетие, больше не повторился.

Материал предоставлен крайне фрагментарно.
Для получения дополнительной информации обращайтесь на:
info@ruscircus.ru.

Литература:
Энциклопедия "Эстрада России".

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100