Где эта улица, где этот дом?
Мне очень хочется верить, что когда статья появится на страницах журнала, ситуация изменится и студенты Тбилисского училища эстрадного и циркового искусства увидят светлые, просторные залы учебных и репетиционных классов, столярные и слесарные мастерские для изготовления реквизита, пошивочный цех, наконец, смогут заниматься на настоящем манеже.
Уверен, что нынешним студентам позавидуют коверный Антон Пилoсян, акробаты-эксцeнтрики Автандил Джамалашвили и Алексей Дешевский, джигиты Амиран Церцведзе, Вахтенг Табадзе, Мераб Микабадзе, Зураб Торчинава, Василий Джа6ашвили, жонглер Гамлет Эмишян, акробаты Нане Иремашвили, Георгий Дарбинян, Сергей Кантемиров, Нукзар Давлашелидзе и многие другие выпускники циркового отделения Тбилисского училища. Потому что те условия, в которых занимались они будучи студентами, деже c большой натяжкой трудно назвать удовлетворительными.
Странное дело, когда речь заходит o цирковом училище, даже не очень сведущему в этом вопросе слушателю ясно «московское». Что там говорить. Московское ГУЦЭИ за шестьдесят лет своего существования стало крупнейшим учебным заведением в мире по подготовке артистов цирка. Достаточно назвать только имена Карандаша, Л. Енгибарова, B. Волжанского, чтобы убедиться, как велик вклад Московского училища в развитие советского циркового искусства. ГУЦЭИ популярно и известно. O каждом выпуске подробно пишут многие центральные издания. И все это правильно, и все справедливо, за исключением одного: как-то так уж вышло, что существующие в Киеве и Тбилиси аналогичные по статусу учебные Заведения выглядят на фоне их преуспевающего старшего братце в роли едва ли не пасынков. B массе своей люди, не занимающиеся непосредственно цирком, даже не знают об их существовании.
B этом я убедился совсем недавно, когда вместо ответа на вопрос, где в Тбилиси находится цирковое училище, увидел удивленно поднятые брови: «Цирковое?!» Не знают. Нет, не то, что училище находится на четвертом этаже старого дома по улице Клары Цеткин. Это б еще ладно. Коренные тбилисцы, более того, журналисты, то есть люди, по долгу своей работы обязанные знать если не все, то, во всяком случае, главное o своей республике, даже не подозревали о существовании в самом центре ее столицы, возле Знаменитого стадиона «Динамо», Государственного училища эстрадного и циркового искусства. O чем это говорит: o слабой информированности моих тбилисских коллег или, скажем так, o непопулярности в Грузии и конкретно в Тбилиси училища? Мне почему-то кажется, что вот это второе ближе к истине.
Но не будем спешить c выводами и обвинять во всех грехах руководство Тбилисского училища. Потому что, как это ни удивительно, не подозревая o существовании в городе циркового училища, тбилиcцы неплохо осведомлены o деятельности эстрадного училища. A ведь это одно и тожe училище. Впрочем, чему ж здесь удивляться, если выпускники эстрадного отделения работают на лучших площадках Грузии? Если среди преподавателей этого отделения известные мастера, композиторы, наpодные артисты республики Георгий Цабадзе и Шота Милорава, хореограф заслуженный деятель искусств ГССР Автандил Кетарадзе? Если Министерства культуры Грузии прямо заинтересовано в подготовке исполнителей для эстрады, е цирковое отделение выступает в качестве ненужного, a потому и не заслуживающего внимания приложения?
«Но так ли уж незаинтересованы в республике судьбой будущих артистов цирка, если известно, что многие из них в скором времени станут участниками Грузинского циркового коллектива?» — слышу я встречный вопрос. И вопрос этот, между прочим, по существу. Организованный еще в 1957 году цирковой коллектив Грузии не раз отмечался в прессе как яркий и самобытный. У истоков его стояли такие большие мастера, как Л. Танти, A. Цхомелидзе, C. Дадешкчлиани, A. Тедиашвили, H. Голядзе, A. Агдомелашвили, Л. и M. Лалашвили. Что ни имя, то явление.
Или вот — y меня в руках старая программка Грузинского коллектива. Даже из нее видно, что в конце 50-x годов и в начале 60-х на манеже страны работала не просто составленная из грузинских артистов наспех сбитая труппа, но отрежессированная, продуманная, претендующая даже на определенный сюжет программа — об этом свидетельствует пролог — «Сакартвело» — и эпилог, названный здесь «Мшвидобид». Об этом же свидетельствует и звание заслуженного коллектива республики, присвоенное в 1961 году.
Однако со дня образования коллектива до cегодняшнего — почти тридцать лет. Срок, как известно, для цирка огромный. Что же представляет собой нынешний коллектив Грузинского цирка?
Составленная из восьми номеров c достаточно банельным прологом программа — вот и все, что осталось от грузинского коллектива c программой е двух отделениях.
— Да, к сожалению, если в Последнее время и есть изменения, то к худшему, - c горeчью говорит патриот коллектива, выпускник Тбилисского училище 1981 года жонглер Гампет Эмишян. - Уходят из коллектива интересные, способныена многое, если их увлечь, заинтересовать, артисты. Такие как Анзор Ходжашвили, Мираб Мике6адзе, Заур Палелашвили. A как украшал наш коллектив замечательный номер «Акробаты на буйволахю, которым руководил заслуженный артист республики Тенгиз Самхаредзе. Почему говорю в прошедшем времени — «был», «ушел», да потому что y людей руки опускаются, когда начинают понимать, что они никому не нужны: ни Союзгосцирку, ни Министерству культуры Грузии. A приходит это понимание довольно быстро. Вот и расстаются люди кто c коллективом, e кто и вообще c цирком. Обидно...
Нет, Гамлет Эмишян из коллектива уходить не собирается. Но многие ли согласятся так же, как он, сначала в училище, а потом уже и в цирке самому изготовлять реквизит, самому шить коcтюмы, годами ждать тарификлции? Да и справедливо ли это? A если несправедливо, то можем ли мы упрекать тех, кто ушел, отказавшись от ненормальных условий?
Директор Тбилисского государственного училища эстрадного и циркового искусства заслуженный педагог ГССР Георгий Прокофьевич Сергия в училище, можно сказать, c самого начала, c 1969 года. Он и на скрываeт, что c подготовкой учащихся на цирковом отделении дела обстоят гораздо сложнее, чем не эстрадном.
— Давайте будем открoвенны,— говорит Сергия,— если бы ме энтузиазм наших корифеев — преподавателя клоунады народного артиста Грузии Александра Алексаидровича Тедиашвили, преподавателя эквилибра Ивана Гаврииловича Чеснова ведущего y нас иллюзионный жанр и жонглирование бывшего артиста эcтрaды Николая Михайловича Сидорова-Вародиса, ‑ вряд ли смогли бы добиться и пятидесяти процентов того, чего добились за эти годы. Вы сами видите наши условия: нет манежа, не хватает специалистов по ряду жанров, недостает учебного реквизита, например, по антиподу, эквилибру на проволоке и многим другим. Что касается связи c Тбилисским цирком, то она выражается, пожалуй, лишь a том, что от случая к случаю наших студентов привлекают к участию в прологах и эпилогах. Впрочем, это же можно сказать и o Союзгосцирке. Практически никакой помощи ни в изготовлении реквизита, ни в обеспечении училища необходимой цирковой литературой мы от Союзгocцирка не получаем. B основном все кончается обещаниями. И так долгие годы.
Стоит ли доказывлть, что, как и везде в искусстве, так и в цирковом, талант — редкость. Для него нужно создавать специальные условия, котopые позволили бы наиболее полно выразить себя артисту. Вот такой кузницей цирковых кадров Закавказья может и должно стать Тбилисское училище — в этом его предназначение. A если учесть, что не лучшие времена переживает сейчас Грузинский коллектив, если подумать o том, что вновь предполагается создание Азербайджанского цирка, то, видимо, уже сейчас нужно подумать об их будущем.
И, конечно, наиболее разумно было бы доверить подготовку молодых артистов в национальны е коллективы Закавказских республик Тбилисскому училищу, но... при условии, что само училище перестанет и считаться, и (что там скрывать!) быть этаким «Участником собрания без права решающего голоса».
Впрочем, в смысле улучшения условий учебы в Тбилисском училище эстрадного и циркового искусстве кое-какиe и весьма заметные сдвиги все-таки есть. C начала нынешнего учебного года оно перебирaется в новое помещение. Наконец-то y его воспитанников будут нормальные условия для занятий, интересные, ищущие, творческие руководители — педагоги, режиссеры. Hyжны люди, искренне заинтересованные, чтoбы c нового манеже Тбилисского училища выходили самобытные артисты, которые, как сказал Ю. B. Никулин, одарили бы «цирк богатством своих талантов». A пока запомните новый адрес училища: Тбилиси, проспект Плеханова, 146. Очень хочется верить, что новоe здание циркового училища в Тбилиси будет известно всем. И не только в Грузии, a далеко за ее пределами.
АЛЕКСАНДР РОСИН
Журнал Советская эстрада и цирк. Ноябрь 1986 г.
оставить комментарий