В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Гигантские шаги Александра Бондарева

Они выходят на манеж в тренировочных костюмах — молодые акробаты — участники номера «Гигантские шаги». Размялись, и вот уже на плечи к одному поднимается второй, а третий, застегнув пояс лонжи, встает на конец подкидной доски.

Подброшенный доской, он переворачивается в воздухе и опускается на плечи к стоящему вторым. Живая колонна было покачнулась, казалось — сейчас рассыплется. Но нижний, чуть переступив, богатырским усилием удерживает товарищей. Нижний в колонне, Александр Бондарев, — руководитель номера.

—    Неверно отошел от доски, — говорит он партнеру. — Давай еще раз...

Снова Бондарев помогает товарищу подняться к себе на плечи, а третий акробат занимает место на подкидной доске, готовясь снова взлететь.

Еще много раз Бондарев и его друзья повторяют этот трюк, потом другой, третий. И так изо дня в день...

Цирковой номер подобен живому организму. Он или набирает силы и крепнет, или же теряет их, чахнет, увядает. Номер «Гигантские шаги» постоянно набирает силы. Не случайно все большего признания удостаиваются его исполнители. Через год после выпуска из Государственного училища циркового и эстрадного искусства — участие в программе на столичном манеже. Еще через год молодые акробаты на Всесоюзном смотре новых произведений циркового искусства, посвященного столетию со дня рождения В. И. Ленина, удостаиваются звания дипломантов. Затем на смотре, посвященном 50-летию образования СССР, — звания лауреатов. В год золотого юбилея СССР они выступают в программе нового Московского цирка на Ленинских горах.

Чем же этот номер привлекает внимание публики и специалистов? Прежде всего интересен сам замысел — это акробатическая сценка воссоздает картину традиционных русских народных увеселений, гуляний, которые не обходились без гигантских шагов.

С самого начала выступления молодежи на арене возникает красочная картина праздника. Звучит широкая мелодия русской песни. Исполнители одеты в народные костюмы, в сапожки, пестрые рубахи. Двое лихо наигрывают на гармошках. Все в непрерывном движении, улыбаются, пританцовывают.

Однако главное в номере не оформление и не бытовые детали. В условном искусстве манежа главное всегда — эмоционально насыщенные трюки. И молодые артисты, исполняя сложные, интересные трюки, создают атмосферу всеобщего веселья, приподнятого, праздничного настроения, рисуют образы, полные жизнерадостности и того подъема духа, при котором человек ощущает в себе необычайную энергию и уверенность, что ему все по плечу, все по силам, когда царит крепкая объединяющая людей дружба.

Молодецкую удаль раскрывает, например, такой трюк. С подкидной доски взлетает акробат, исполняет сальто-пируэт, заднее сальто, и его ловит к себе на плечи партнер, стоящий на плечах у нижнего. Выстраивается "колонна из трех". А разве не передает дерзновенный порыв, всплеск кипучей энергии трюк, исполняемый В. Федосеевым! Подброшенный доской, он за какие-то мгновения совершает в воздухе сложные обороты, тройное заднее сальто с пируэтом. Причем пируэт и сальто проделываются одновременно, тело акробата вращается сразу, так сказать, и по горизонтальной и по вертикальной осям. После этого артист точно опускается на плечи среднего. В основании колонны, как всегда, Бондарев. Когда выстраивается колонна из четырех, он уверенно удерживает на плечах трех партнеров.

Неразрывное единение раскрывает оригинальный трюк. Демонстрируется он на двух подкидных досках, установленных крест-накрест. Один исполнитель в прыжке перелетает на соседнюю доску и, опускаясь на нее, «отбивает» товарища. Тот перелетает на другую доску и «отбивает» третьего. Идет круговорот прыжков с доски на доску, то более простых (в разножку), то более сложных, когда исполняется в воздухе сальто. Здесь предельно ясно выражена неразрывная взаимосвязь между исполнителями: один передает заряд энергии другому и снова получает его от товарища.

Завершается номер трюками на гигантских шагах. Сверху спускаются веревки гигантских шагов с широкими петлями.
Парни разбегаются, держась за веревки, взлетают. В прыжке-полете одни из них догоняют других и оказываются у товарищей на плечах. И вот уже движутся по орбите живые колонны. Колонны рассыпаются и вновь выстраиваются. Зрителей захватывает вихревое, стремительное движение, красочный круговорот, который идет под непрерывные аплодисменты.

Если разбираться в причинах успеха номера, то следует вернуться к тому времени, когда он только создавался в стенах училища. Обычно уже при создании циркового произведения закладываются основы для дальнейшего его развития или те пороки, которые потом крайне тяжело преодолеть. Например, иной раз как бывает: задумано интересное произведение, его создателю нужны партнеры. Казалось бы, исполнителей требуется подбирать исходя из замысла номера. Но художественный отдел Союзгосцирка направляет на репетиции тех артистов, которые оказались не у дел, которых до сих пор не могли занять. В училище к формированию группы «Гигантские шаги» подошли иначе — более ответственно, тщательно определялась каждая кандидатура, учитывались все их данные, нашли нужным включить в номер способных студентов с курса младше, пригласили молодого мастера спорта. Может, в этом были отклонения от каких-то правил, но это позволило создать творчески перспективный коллектив.

Свои результаты принесли упорные тренировки на учебном манеже, огромная чисто юношеская заинтересованность. Репетировали молодые акробаты и рано утром и после окончания уроков. С ними упорно работали заслуженный деятель искусств РСФСР А. Волошин, педагоги-режиссеры Г. Третьяков и В. Акимов.

Уже на выпускных спектаклях «Гигантские шаги» привлекли к себе внимание специалистов цирка. Они, разумеется, заметили и недостатки в выступлении молодежи, но отнеслись к ней снисходительно — ведь это, в конце концов, учебная работа. Все верили — в дальнейшем молодые акробаты, конечно же, будут усложнять трюки, совершенствовать номер в целом. Ведь даже опытные мастера, подготовив выступление, затем вносят в него новое, улучшают, что же говорить о начинающих артистах!

Бондарев и его молодые друзья понимали, что номер их в становлении. Что-то они могли сделать сами, а о чем-то нуждались в помощи. Получив хорошую акробатическую подготовку, они успешно совершенствовали трюки, разучивали новые. Но им часто оказывалось не по силам добиться большей выразительности игровых, танцевальных моментов, большего артистизма. Не завершены поиски наилучшей композиции. Все это сложные, художественные проблемы требующие чисто режиссерской выдумки и вкуса. Могут ли они квалифицированно справиться с ними сами? Вряд ли. А между тем после выпуска из училища лишь от случая к случаю судьба сводила молодых акробатов со специалистами, которые проявляли интерес к номеру, чьи советы оказывались полезны. Это происходило эпизодически.

Бондарев и его товарищи испытывают постоянную необходимость в опытном режиссере, который бы регулярно просматривал номер и видел, что утеряно, а что наметилось новое, требующее развития, знал бы возможности и особенности каждого исполнителя. Кроме того, акробаты ощущают нужду и в балетмейстере. К сожалению, только в некоторых цирках, где они выступали, дирекция организовывала уроки хореографии. Но пока наладятся занятия да пока балетмейстер разберется, что требуется акробатам, уже конец гастролей, пора переезжать в другой город.

У молодежи немалые возможности, хорошие данные и надо помочь ей скорее и полнее раскрыть их. Пока же акробаты в основном полагаются на себя.

Вечером на представлении под аплодисменты уставшие и возбужденные они покидают арену, чтобы на следующее утро снова выйти на нее. Начинается очередная репетиция. Зал пуст, горит дежурный свет. Александр Бондарев привычным движением помогает «среднему» подняться к себе на плечи, один из акробатов встает на подкидную доску, двое разбегаются, прыгают на противоположный конец. Акробат взлетает, переворачивается в воздухе раз, второй, третий и опускается на плечи «среднего».

—    Молодец!

Продолжается становление номера, идут новые поиски.


К. ВЛАДИМИРОВ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

ssangyong сервис;Как построить забор из профнастила. Заборы из профнастила в шелково.