В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Гимнастика на мачтах

Номера на мачтах почти не встречаются в программах цирковой самодеятельности, несмотря на простоту аппаратуры и удобство установки на сцене. Мачта — обыкновенный шест, вернее — дюралюминиевая труба пятидесяти, пятидесяти пяти миллиметров диаметром.

Высота ее зависит от роста исполнителей (четыре, семь, восемь метров).  По существу — мачта — тот же перш *, но укрепленный в неподвижном положении растяжками. На мачтах исполняется много тех же самых трюков, что и на першах.

* Перш — гибкий шест. Один артист — нижний — держит перш (на поясе, на плече, на лбу), а второй — верхний — исполняет на перше различные гимнастические трюки. Нижний балансирует его.

Мы предлагаем аппарат из двух мачт, соединенных вверху тросом. Их устанавливают параллельно друг другу на расстоянии роста исполнителей. Выступать на этом аппарате лучше группой в четыре-пятъ человек. Мачты должны быть изготовлены так, чтобы можно было изменять их высоту в зависимости от высоты сцены. Они должны быть на втулках и разбираться на три части. В случае необходимости (при низкой сцене) мачты можно составлять из двух секций. Трубы не нужно ничем обматывать, они должны быть скользкими, так как некоторые трюки построены на быстром скольжении. Работать следует в обуви с резиновой подошвой, тогда исполнителям легко будет взбираться по мачтам и останавливаться в любом месте. На мачты надевают скользящие петли, то есть такие, которые можно легко передвигать и снимать. Номер доступен не только юношам, но и девушкам. Прежде чем приступать к построению номера, нужно хорошо освоить обязательные трюки — научиться быстро взбираться на мачту и спускаться по ней, останавливаясь в любом месте. Нужно уметь не только лазить, но и ходить по мачте. Такой способ передвижения называется у профессионалов «обезьяньим».

Трюки на мачтах понятны из рис.138—142. В номере сочетаются и одновременное исполнение всеми участниками одинаковых трюков и сольные комбинации. Композиция включает прыжки с одной мачты на другую и групповые гимнастические построения, как на рамке. Известную трудность представляют прыжки с мачты на мачту. Выполняя их, нужно стараться не удариться о трубу коленями или животом. Обычно такие прыжки выполняют одновременно несколько участников, меняясь местами. Репетируя прыжки, следует быть очень внимательным, чтобы не столкнуться в воздухе. Этот номер можно сделать сюжетным, оформив мачты, как мачты корабля, украсив флажками растяжки. Исполнителей в этом случае можно одеть в матросские костюмы. Мачты превращают и в «пальмы», а исполнителей в — сборщиков кокосовых орехов. В сюжетные номера хорошо вводить комические персонажи. Если позволяют постановочные средства, на белом заднике с помощью проекционного фонаря можно воспроизвести декорацию моря или джунглей. Можно подвесить на сцене два корд де волана * и два корд де пареля. Их оформляют в виде лиан. Правда, канаты легко представить и как корабельные,  где проводят тренировку матросы. Артисты в таком номере займут все сценическое пространство. Это будет выглядеть особенно эффектно. Задача постановщика — скомпоновать трюковую работу на всех аппаратах.

* Корд де волан — канат, подвешенный за  оба конца  в  ненатянутом  состоянии и образующий свободно раскачивающуюся дугу.

Аппаратура для  воздушной гимнастики.   Приводим   несколько чертежей воздушной гимнастической аппаратуры.

Гимнастика на мачтах. Трюки

На рис. 143 показаны лопинги. Лопинг — аппарат из труб, который вращается вокруг штамберта. На нем обычно исполняется финальная часть некоторых воздушных номеров.
На рис. 143 а — обычный лопинг. На рис. 143 б — лопинг с дополнительным вращением вокруг продольной оси. Такие лопинги приняты для тренировок летчиков.
На рис.143 в  показан лопинг в виде лестницы,  средняя перекладина которой положена на штамберт. Этот аппарат в старом цирке назывался «чертов мост». На такой лестнице целиком строился номер.  Сначала лестница ставилась в  положение, параллельное полу. На обоих концах ее работали артисты. Один, стоя на лестнице, сохранял баланс  всего аппарата; на втором   конце — исполнялись акробатические и гимнастические трюки  (стойки на руках, на голове, задние  равновесия,  гимнастические флажки, вис в зубнике и т. п.). В финале номера оба артиста вращались на лестнице. Иногда к одному из концов лестницы подвешивалась трапеция и на ней выступал кто-то из партнеров.
На рис. 143 г — два лопинга, один в другом.
На рис. 143 д — лопинг в виде двух «бамбуков». Это аппарат, на котором исполняется следующий номер: вначале артисты демонстрируют те же трюки, что и на «бамбуках», а в финале — вращение. На старых афишах этот номер объявлялся как «живой пропеллер».
На рис.  144 показаны лопинги разной конфигураций.
Конечно, такая аппаратура требует высокого потолка сцены. Но вращения на лопингах эффектны и тогда, когда они подвешены не очень высоко.
На рис. 145 —схема аппарата одинарного полета. Этот аппарат удобен для сцены, и работа на нем очень эффектна. Исполнитель демонстрирует воздушный полет один, без ловитора. Две трапеции соединены трубой, на которой размещены петли. По этим петлям, цепляясь носками, гимнаст переходит с трапеции на трапецию.

Номер исполняется обычно так; сначала демонстрируется гимнастическая работа на одной трапеции, потом эта трапеция раскачивается и гимнаст перелетает на вторую. Возвращается он на первую по петлям, как мы говорили выше, цепляясь носками. Затем исполняется вторая серия гимнастических трюков и снова перелет на вторую трапецию, перелет более сложный. Когда-то этот номер исполнялся без сетки и без лонжи. Исполнители демонстрировали прямой перелет, то есть из положения виса на руках в вис на руках на второй трапеции; следующий трюк — полпируэта и затем — заднее сальто. Финальным трюком обычно был трюк со стулом. Артист ставил стул задними ножками на трапецию, садился на него и балансировал. Потом он делал вид, что потерял баланс, и падал вместе со стулом. Этот трюк называется «срыв со стулом». Гимнаст повисал на трапеции, зацепившись носками и пятками, а стул оказывался у него в руке.

На рис. 146 показана конструкция гимнастического аппарата, состоящего из двух турников и тройных параллельных брусьев. Это аппарат для партерной гимнастики. Гимнасты, конечно, оценят его возможности. Тройные брусья — новость. Они открывают путь для различных трюковых комбинаций при наличии четырех турников на концах брусьев. Номер рассчитан на группу из пяти, шести и более гимнастов. Гимнастические брусья в цирке демонстрируются довольно редко, а между тем это очень интересный снаряд, который может быть модернизирован так же, как это произошло в цирке с трапецией, шестами, канатами.


Из книги "Цирк на сцене" Александра Ширай

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100