Глазами бельгийца - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Глазами бельгийца

В начале октября прошлого года к нам в Брюссель приехал московский «Цирк на льду» и выступал ежедневно до конца месяца.

Успех был так велик, что пришлось даже продлить представления. Мне помнится восторг зрителей на премьере: все буквально были поражены. Нам лестно было, разумеется, узнать, что спек­такли эти явились пе

рвой зарубежной гастролью замечательного циркового коллектива. Людям старшего поколения хорошо из­вестна особая поэзия, которой насыщен традиционный цирк. Она, эта поэзия, пах­нет слонами, лошадьми и древесными опилками. Она связана со сверкающим клоуном Пьеро и чудачествами крикливо­го рыжего с красным носом. Это ветхая и вместе с тем трогательная поэзия, напо­минающая детство.

Но здесь — я говорю о московской программе — поэзия питает свои корни в подлинно сказочном царстве. Мы были покорены головокружительным потоком более двадцати номеров, один блистатель­нее другого. Поэзия здесь во всем: в изя­ществе и легкости движений, в красочности костюмов, в изумительной грациозности исполнителей. Ни на секунду не ослабевает внимание зрителя. Здесь все так разно­образно, а главное — неожиданно. И только потом, разбирая свои впечатле­ния, думаешь об исключительной ориги­нальности постановки, которая вводит зрителя в феерический мир плывущих по льду и летающих в воздухе волшебников.

Отзыв может показаться чрезмерно восторженным. Но, право же, не следует забывать, что бельгийская публика — мно­гие приезжали из провинции —- каждый ве­чер без исключения встречала московских артистов овацией. И чтобы стало ясней, чем необычен был этот прием, скажу не­сколько слов о нашей публике. Брюссель, как известно, находится в самом центре Западной Европы, на скрещении дорог между Парижем, Лондоном и Амстердамом. К нам регулярно приез­жают самые известные артисты со всего мира; они знают, что наша публика очень разборчива и весьма требовательна. Не раз бывало, что гастролеры с мировой репутацией терпели провал на наших сценах. Когда же спектакль безупречен, брюс­сельская публика, обыкновенно сдержан­ная, проявляет огромный энтузиазм.

Одновременно с московским ансамб­лем в Брюсселе гастролировал старинный немецкий цирк Саразани из ФРГ. Были в нем и слоны, и лошади, и запах опилок, но цирк этот оставил жалкое впечатление. Клоуну удалось рассмешить лишь самых маленьких детей. Сонливые львы и тигры, как и облезлые обезьяны, также возбуж­дали у зрителя тоскливое настроение. При этом ужасная медлительность в смене номеров утомляла публику. Разумеется, жестоко было бы сравнивать два этих цирка. И если я все же делаю это, то лишь для того, чтобы еще раз подчерк­нуть безупречность постановки и большой талант московского режиссера А. Арноль­да. В его спектакле сказались, во-первых, глубокое знание психологии современного зрителя (отсюда и быстрота перемен и неожиданность номеров) и, во-вторых, — оригинальность и артистизм замысла, по­зволившие режиссеру создать совершенно новый цирк. Программа «Цирка на льду» заслуживает звания «un spectacle de classe internationale» — так у нас оценивают са­мые выдающиеся труппы. Короче говоря, спектакль бесподобен.

Если говорить конкретно о номерах, то я среди них не могу назвать ни одного сла­бого. Радуют легкость и полное отсутствие у артистов зримого напряжения. Особенно выделяются такие номера, как «Мистраль» на музыку Прокофьева, феерический ба­лет, незабываемая «Погоня». В акробатиче­ских номерах меня лично поразила девуш­ка Таня Лебедева, исполнявшая сальто на палке-турнике. А как удачно найден образ клоуна, выступающего в роли «главного администратора»! Его остроумие (он раз­говаривает на всех языках), неожиданность и смелость его акробатических трюков по­разительны. Поэтичен и красив номер «Волга» — он уступает лишь заключитель­ной «Масленице», этой изумительной сим­фонии красок.

Но самый коронный номер програм­мы — конечно же, выступление медведей на коньках. Этого, по-моему, не было еще нигде на свете. «Медвежий номер» про­извел у нас подлинный фурор. Впрочем, всего не перечислишь. Мос­ковский «Цирк на льду» затмевает все, что когда-либо видели брюссельские зрители. Мы с нетерпением ожидаем следующих гастролей  необычайного цирка.
 

А. ГЕДРОЙЦ

Журнал Советский цирк. Апрель 1967 г

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования