Глазами бельгийца
В начале октября прошлого года к нам в Брюссель приехал московский «Цирк на льду» и выступал ежедневно до конца месяца.
Успех был так велик, что пришлось даже продлить представления. Мне помнится восторг зрителей на премьере: все буквально были поражены. Нам лестно было, разумеется, узнать, что спектакли эти явились пе
рвой зарубежной гастролью замечательного циркового коллектива. Людям старшего поколения хорошо известна особая поэзия, которой насыщен традиционный цирк. Она, эта поэзия, пахнет слонами, лошадьми и древесными опилками. Она связана со сверкающим клоуном Пьеро и чудачествами крикливого рыжего с красным носом. Это ветхая и вместе с тем трогательная поэзия, напоминающая детство.
Но здесь — я говорю о московской программе — поэзия питает свои корни в подлинно сказочном царстве. Мы были покорены головокружительным потоком более двадцати номеров, один блистательнее другого. Поэзия здесь во всем: в изяществе и легкости движений, в красочности костюмов, в изумительной грациозности исполнителей. Ни на секунду не ослабевает внимание зрителя. Здесь все так разнообразно, а главное — неожиданно. И только потом, разбирая свои впечатления, думаешь об исключительной оригинальности постановки, которая вводит зрителя в феерический мир плывущих по льду и летающих в воздухе волшебников.
Отзыв может показаться чрезмерно восторженным. Но, право же, не следует забывать, что бельгийская публика — многие приезжали из провинции —- каждый вечер без исключения встречала московских артистов овацией. И чтобы стало ясней, чем необычен был этот прием, скажу несколько слов о нашей публике. Брюссель, как известно, находится в самом центре Западной Европы, на скрещении дорог между Парижем, Лондоном и Амстердамом. К нам регулярно приезжают самые известные артисты со всего мира; они знают, что наша публика очень разборчива и весьма требовательна. Не раз бывало, что гастролеры с мировой репутацией терпели провал на наших сценах. Когда же спектакль безупречен, брюссельская публика, обыкновенно сдержанная, проявляет огромный энтузиазм.
Одновременно с московским ансамблем в Брюсселе гастролировал старинный немецкий цирк Саразани из ФРГ. Были в нем и слоны, и лошади, и запах опилок, но цирк этот оставил жалкое впечатление. Клоуну удалось рассмешить лишь самых маленьких детей. Сонливые львы и тигры, как и облезлые обезьяны, также возбуждали у зрителя тоскливое настроение. При этом ужасная медлительность в смене номеров утомляла публику. Разумеется, жестоко было бы сравнивать два этих цирка. И если я все же делаю это, то лишь для того, чтобы еще раз подчеркнуть безупречность постановки и большой талант московского режиссера А. Арнольда. В его спектакле сказались, во-первых, глубокое знание психологии современного зрителя (отсюда и быстрота перемен и неожиданность номеров) и, во-вторых, — оригинальность и артистизм замысла, позволившие режиссеру создать совершенно новый цирк. Программа «Цирка на льду» заслуживает звания «un spectacle de classe internationale» — так у нас оценивают самые выдающиеся труппы. Короче говоря, спектакль бесподобен.
Если говорить конкретно о номерах, то я среди них не могу назвать ни одного слабого. Радуют легкость и полное отсутствие у артистов зримого напряжения. Особенно выделяются такие номера, как «Мистраль» на музыку Прокофьева, феерический балет, незабываемая «Погоня». В акробатических номерах меня лично поразила девушка Таня Лебедева, исполнявшая сальто на палке-турнике. А как удачно найден образ клоуна, выступающего в роли «главного администратора»! Его остроумие (он разговаривает на всех языках), неожиданность и смелость его акробатических трюков поразительны. Поэтичен и красив номер «Волга» — он уступает лишь заключительной «Масленице», этой изумительной симфонии красок.
Но самый коронный номер программы — конечно же, выступление медведей на коньках. Этого, по-моему, не было еще нигде на свете. «Медвежий номер» произвел у нас подлинный фурор. Впрочем, всего не перечислишь. Московский «Цирк на льду» затмевает все, что когда-либо видели брюссельские зрители. Мы с нетерпением ожидаем следующих гастролей необычайного цирка.
А. ГЕДРОЙЦ
Журнал Советский цирк. Апрель 1967 г
оставить комментарий