И представление зрелище - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

И представление зрелище

Как ни удивительно, а диспропорция эта все растет и растет: чем больше появляется площадок для грандиозных представлений — стадионов, дворцов спорта, домов культуры, концертных залов, зеленых театров, — тем меньше становится спектаклей, которые могли бы здесь показать и цирк и эстрада.

Если концерты, где тема бывает заявлена в конферансе да еще в двух-трех интермедиях, иногда и появляются, то спектаклей в полном смысле этого слова, с четко выраженным сюжетом, с номерами, органично включенными в его ткань, почти нет ни на манеже, ни на эстраде.

В чем дело? Почему? Иссякло ли творческое воображение режиссеров и актеров? Или тому виной чисто коммерческая практика эстрадных и цирковых организаций, превратившихся из творческих в прокатные?

Уже сколько раз об этом писали, но положение не меняется годами. Мало того, что не рождаются новые представления,— старые достижения стали забываться. Прежде только за лето и только в Эрмитаже мы видели семь-восемь премьер, а нынче даже эстрадные театры показывают только «избранные страницы», состоящие, как правило, из старых номеров.

Вот почему, когда мне предложили посмотреть новый спектакль на цирковом манеже, я немедленно отправился в цирк на Ленинских горах, на детскую елку. И не пожалел. Спектакль, показанный здесь во время зимних школьных каникул, как раз и являлся образцом того, что можно и нужно делать на манеже.

Начинается, правда, спектакль банально — появляется Дед Мороз, вспыхивает елка, и Дед якобы достает из мешка свои подарки. Они безусловно ценные, потому что, скажем, П. Чернега выступает с собачками, а 3. Полах из Чехословакии — со слонами, четыре гимнастки под руководством А. Хазовой демонстрируют свое искусство под куполом цирка и отлично работают на батуде Бескиды — польские акробаты. В сущности, мы видим обычное цирковое представление.

«И когда только,— думал я,— родится в цирке совершенно обязательное, как, впрочем, и в любом искусстве, отвращение к банальности? Неужели трудно придумать хоть в начале представления какую-нибудь шутку, веселую репризу, неожиданный поворот. Ведь это беда, что для большинства детских представлений уже выработались свои штампы: под рев самолета на манеж спускаются Дед Мороз и Снегурочка, а Баба Яга «парит» на пылесосе вместо метлы. И так почти в каждом спектакле. Что ж, и этот, расхваленный, не исключение?!»

Но нет. Показав вначале, как не следует делать спектакли на манеже, цирк на Ленинских горах продемонстрировал затем, какая это всепокоряющая сила — пантомима на манеже. И вот зрители увидели веселое, живое представление, яркое цирковое зрелище — «Сказку о попе и работнике его Балде» А. С. Пушкина.

Как же это сделано? Описать эту цирковую сказку мне бы хотелось подробно, а вдруг этот пример как-то вдохнет новые силы в тех, кто хочет и может создавать подобные спектакли.

Конечно же, цирк должен быть ярко зрелищным. Глубокий его знаток постановщик спектакля О. Попов и художник Л. Окунь с самого начала не щадят красок. В пестрых нарядах выходят на манеж девушки, и каждая выносит легкий красочный киоск—ярмарочную палатку. И сразу же образуется базар, на котором Поп и нанимает Балду. Высокий, тощий Поп (А. Алешичев) даже с виду жаден, а Балда (О. Попов) — неотразимо обаятелен. Только заикнулся Поп: «Нужен мне работник, повар, конюх и плотник», а Балда уже творит чудеса. Даже и кони заплясали под его дудку. Кинул он в пустой чугун живого петуха — и тут же достал оттуда вареную утку, ударил по плоской доске, а она подскочила и превратилась в скамью. Так оказывается, что пушкинская сказка таит в себе грандиозные, просто необъятные возможности для показа цирковых трюков, чудес и фокусов. Причем использованы не специально подобранные номера, а те, что идут на этом же манеже вечером в международной программе «Сегодня в цирке фестиваль».

Вы помните, конечно, из сказки: для того чтобы спасти попа от роковых щелчков, попадья советует ему послать Балду на дело явно невыполнимое - собрать оброк с чертей.

Так вот чертей изображают воздушные гимнасты под руководством А. Вязова. В их полете без сетки есть действительно что-то если не дьявольское, то колдовское. Во всяком случае, и Балде и нам, зрителям, воздушные черти продемонстрировали — их голыми руками не возьмешь. И все-таки в соревновании, столь наглядно цирковом, побеждает Балда. Помните, черт не мог поднять коня, а Балда унес его «промеж» ног: вывели ему дивного коня, он сел на него и ускакал, устрашая простодушных чертей. Жаль, что пропущен такой трюк, как бег с зайцами: одного Балда пустил с чертенком наперегонки, а второго спрятал за пазухой. Чертенок вернулся взмыленный, а заяц уже тут как тут. Этот наивный обман почему-то здесь не использован.

Зато большинство номеров ярко и красочно раскрывало тему спектакля. Я уже говорил о воздушном полете, дрессированных лошадях и иллюзионных трюках. Некоторые из них будто созданы для >той сказки. Вот, скажем, не хватило чертям золота для того, чтобы выплатить оброк Балде, и черт-манипулятор (Ю. Писаренко) пошел к зрителям. И откуда только у них не падали, гремя, монеты в его железный коробок: из карманов, рукавов, ушей, а у одного ларенько даже из ноздри выпал золотой. То-то было смеху!

Мне думается, один из самых верных и увлекательных путей оживления циркового представления — создание подобных пантомим. Давно уже, казалось, примелькались в цирке светящиеся краски. Но вот нырнул Балда в море, а там — русалки, изящные и фосфоресцирующие, рыбы, шевелящие прозрачно-огненными плавниками. Зрителей потрясает это зрелище именно потому, что показано оно по ходу действия, показано как чудо, которое произошло вот с этим симпатичным Балдой. Вот и получается, что даже примелькавшееся зрелище в сюжетном спектакле обретает новые краски.

Конечно, значительная доля успеха этого веселого действа принадлежит постановщику. Олег Попов, отлично владеющий почти всеми жанрами циркового искусства, знающий его возможности, создал на манеже увлекательное зрелище.

И раз обращение к столь высокому образцу, как бессмертная сказка великого поэта, принесло большую удачу, очень хочется пожелать, чтобы произведения русской и соеременной литературы вдохновляли цирковых режиссеров на новые замыслы.

оставить комментарий


 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования