Вступая в 1962 - ой - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Вступая в 1962 - ой

 Вступая в 1962 - ойФ. БАРДИАН

1
1961 год богат важными событиями. Он знаменателен тем, что является годом XXII съезда КПСС. Исторический съезд партии наметил конкретные пути и методы построения коммунистического общества, которое утвердит Мир, Труд, Свободу, Равенство, Братство и Счастье народов.
Советский народ полон решимости претворить в жизнь эту величественную программу и создать общество,   о   каком   веками   мечтало   человечество.
В новой Программе партия наметила задачи, успешное решение которых обеспечит построение коммунизма в нашей стране. Одной из таких задач является создание материально-технической базы коммунизма. На этой основе партия осуществит небывалый подъем материального благосостояния  народа.
Важнейшей задачей коммунистического строительства партия считает дальнейшее повышение уровня идеологической работы, имея в виду воспитание всех трудящихся в духе преданности коммунизму. Коммунистическое отношение к труду и общественному хозяйству, полное преодоление пережитков буржуазных взглядов и нравов, всестороннее гармоническое развитие личности, создание подлинного богатства духовной культуры — такова программа действия в области идеологии и культуры. Нашей партией создан моральный кодекс строителя коммунизма, получивший всенародное одобрение.
Советская литература и искусство, проникнутые гуманизмом и жизнеутверждающими коммунистическими идеями, играют большую идейно-воспитательную роль. Они призваны служить источником радости и вдохновения для миллионов людей, выражать их волю, чувства и мысли, служить средством их идейного обогащения и нравственного воспитания.
Коммунистическая партия считает, что главной линией в развитии литературы и искусства должно быть укрепление связей с жизнью народа, правдивое и высокохудожественное отображение богатства и многообразия социалистической действительности, вдохновенное и яркое воспроизведение нового, подлинно коммунистического и обличение всего того, что противодействует движению общества  вперед.

2
Коллектив советского цирка с огромным интересом и воодушевлением воспринял исторические решения съезда.
Сегодня, подводя итоги выполнения наших обязательств, принятых к съезду, можно сказать, что коллектив Союзгосцирка проделал большую работу.
Успешно выполнили свои обязательства латвийский, армянский, белорусский, молодежный коллективы. На 1 января 1962 года было выпущено 50 новых номеров, из которых наиболее значительные: «Воздушный полет» в исполнении артистов молодежного коллектива, воздушно-гимнастический номер Л. Канагиной, аттракцион под руководством В. Запашного, новая работе Л. Котовой и Ю. Ермолаева и другие.
В Московском цирке показана программа, отражающая достижения многонационального советского цирка. Создана новая программа ансамбля «Балет на льду».
Осуществлены такие значительные постановки, как интернациональная программа в Ленинградском цирке, «Карнавал юности» в Киевском цирке, программа белорусского коллектива в Минском цирке, программа молодежного коллектива в Харьковском цирке, пантомим л «Пароход идет «Анюта» в Ростовском цирке, «Эстафета дружбы» в Московской группе «Цирк на сцене», шесть программ для обслуживания целины.
В Целинограде впервые работал цирк-шапито. Кроме того, в Целинном крае выступала большая группа артистов Московского цирка. В районах целинных земель  гастролировали  и  передвижные зооцирки.
Большая работа по созданию праздничных представлений была проделана и другими предприятиями Союзгосцирка.
На 1 января 1962 года цирковые представления просмотрело 36138 тысяч человек (годовой план 33 460   тысяч   зрителей).
Естественно, что и художественный отдел, и Студия циркового искусства, и многие цирки серьезно работали,  чтобы  выполнить  обязательства  к  съезду.
В этой работе активное участие принимали режиссеры  Л. Лавровский,  Б.  Эдер,  А.  Арнольд,  М.  Местечкин, Н. Зиновьев, Е. Зискинд, Г. Венецианов, Г. Перкун, Р. Грилье, Н. Барзилович, Е. Рябчуков и другие, такие директора, как В. Горегляд, Ф. Яшинов, М, Ложкин, С. Эльдаров, Г. Алиев и многие другие.
Большую работу по созданию интересных номеров провело Государственное училище циркового искусства (директор А. Волошин). Немало сделано художниками А. Судакевич и В. Фальковским,

3
Выполняя решения XXII съезда КПСС, надо осуществить задачи, стоящие перед нами, так, как требуют партия и правительство. Для этого прежде всего необходимо устранить серьезные недостатки, имеющиеся в нашей работе.
До сил пор стиль работы художественного отдела вызывает серьезные нарекания. Занимаясь текущими вопросами — тарификацией, перепиской и т. д., — его работники нередко упускают из виду главное. Отдел слабо осуществляет контроль за созданием номеров и аттракционов, что приводит к затяжным репетиционным периодам и неоправданному перерасходу государственных средств. Новое, интересное не всегда находится в центре внимания художественного отдела. Поэтому основное сейчас — наметить творческий перспективный план.
Центральная Студия циркового искусства плодотворно работала над созданием молодежного и белорусского коллективов, над выпуском новых номеров. Но она не определила до конца свои творческие задачи.
Коллектив Студии должен сосредоточить внимание на подготовке значительных, оригинальных произведений,  которые  обогатили  бы  цирковое искусство.
Часто получается так: репетируют не те, кому нужно; артисты же, которым надо действительно помочь, не встречают настоящего внимания и в художественном отделе и в Студии.
Пора покончить и с диспропорцией жанров, которая создает однообразие, снижает художественный уровень представления. Наша задача состоит в том, чтобы подумать, какие жанры развивать, чтобы вновь выпускаемые номера не дублировали уже существующие.
План основных мероприятий на 1962 год уже составлен. Но его нужно обсудить на активе, затем на Художественном совете. Назову некоторые предложения, заслуживающие внимания.
Предполагается создать аттракцион на льду с передвижной рефрижераторной установкой. Это позволит демонстрировать его во всех цирках страны.
Надо также создать сценарий, программу и специальную установку для нового феерического аттракциона на воде. В этом аттракционе могут быть и дивертисментная программа и пантомима.
Нужна специальная программа для стадионов с такими номерами, которые интересны именно на стадионе. Летом ее можно показывать в городах, где нет цирков.
В 1962 году следует создать еще одну хорошую новую   пантомиму.
В феврале в Московском цирке будет показана программа из новых номеров, подготовленных нашими артистами к XXII съезду партии.

4
Нашим планом предусматривается создать в 1962 году 40 новых номеров.
Какими должны быть эти номера? Над этим художественному отделу и Студии надо подумать как следует. Ясно, что не должно быть простого умножения числа   номеров,  уже  существующих  в   изобилии.
Думается, что пришло время создать специальную группу, скажем, из трех человек, которая будет заниматься новым в цирке. Сотрудничая с режиссерской коллегией,    эта группа    должна руководить    созданием сценариев и вместе со Студией осуществлять их постановку в цирках.
Следует организовать опорные пункты Студии в цирках, чтобы они стали ее филиалами и там вести постоянную работу над новыми произведениями и постановками. Имеются в виду Московский, Ленинградский, Харьковский, Рижский, Минский, Ростовский, Киевский цирки.
Это не значит, что постановочной работой не должны заниматься и другие цирки. Наоборот, совершенно неправильно, когда некоторые директора считают, что их задача сводится лишь к прокату программ и выполнению плана по сборам.
Предполагается объявить конкурс на лучший сценарий аттракциона.
О роли режиссера.
Художественный отдел должен ставить конкретные задачи перед режиссерами и контролировать их выполнение, тогда будет видно, кто и как работает. Иногда режиссер приезжает в цирк и ведет себя как посторонний наблюдатель: ему нет дела до того, как программа составлена, что происходит в номерах. Зачастую такого режиссера ничего кроме парад-прологе не интересует. Нет того, чтобы помочь артистам, помочь составить программу. Режиссера Союзгосцирка должно интересовать все, что касается творческой работы цирка.
Нас не может удовлетворить качество репертуара. Более того, мы считаем, что одним из самых слабых мест советского цирка является состояние разговорного жанра. Он намного отстает от мастерства артистов физкультурно-спортивных номеров. Одной из самых первостепенных задач художественного отдела является создание полноценных клоунад, реприз, пантомим. Нужно расширить круг наших авторов — писателей, усилить контроль за исполнением репертуара. Директорам цирков следует привлекать местных авторов для создания злободневного репертуара на местные темы.
Надо улучшить работу отдела формирования: здесь много неразберихи и путаницы. Мы до сих пор не добились такого положения, чтобы артист хотя бы приблизительно знал, когда и где он будет работать и когда отдыхать. Даже руководители аттракционов этого не знают. Артистов перебрасывают из города в город иногда без всякой необходимости, а вдумчивого планирования нет. В результате — неоправданные простои артистов. Даже хорошие номера иной раз простаивают, тогда как они  нужны  в цирках.
Отдел формирования должен больше внимания уделять Дальнему востоку и Сибири, где надо показывать лучшие аттракционы и номера. Ведь там трудятся замечательные советские люди, и выступать перед ними — большая честь.

5
В плане дальнейшего развития советского цирка предусматривается расширение сети цирковых предприятий. Это позволит ликвидировать диспропорцию между зимними и летними цирками, открыть новые цирки в Сибири и Казахстане, на Урале и Дальнем Востоке. В течение 1962 года должны быть введены в строй цирки в Архангельске, Туле, Ярославле, закончена реконструкция цирков в Ереване и Саратове. В ближайшие годы будет построен цирк в Иркутске, завершены реконструкция цирка в Ленинграде, строительство в Горьком, Волгограде, Пензе. Перспективным планом предусматривается также строительство цирков в Караганде, Новокузнецке, Барнауле, Нижнем Тагиле, Рязани, Томске, Алма-Ате, Улан-Удэ, Краснодаре и в других городах. Будет проведена реконструкция зданий там, где они не отвечают современным   требованиям   эксплуатации.
Немало предстоит сделать для улучшения работы передвижных предприятий. В ближайшее время будет заменено большинство конструкций передвижных цирков новыми, более совершенными. К началу сезона должны   получить    новые   конструкции   шесть   цирков.

В 1962 году все передвижные цирки будут укомплектованы авто-вагончиками и переведены на автотягу. Десять зооцирков также будут укомплектованы авто-вагончиками и полностью переведены на автомашины в 1962 году, а остальные три зооцирка — в 1963 году. Сейчас Кишиневский авторемонтный завод изготовляет для передвижных цирков и зооцирков 240 авто-вагончиков и авто-зооклеток.
Мы глубоко благодарны Партии и Правительству за эту помощь и поддержку. Свидетельством огромной заботы Правительства о работниках цирка является решение жилищной проблемы и улучшение бытовых условий артистов. Для них выделено 50 квартир в Киеве (часть уже заселена), 3,5 тыс. кв. метров жилой площади для артистов цирка должно быть построено в Ростове-на-Дону. В течение 1962—1963 годов мы должны получить еще 6,5 тыс. кв. метров жилья в Горьком и Туле. Жилищная проблема в течение этих двух лет будет в основном решена.
Заканчивается строительство общежития для артистов при Сочинском цирке. В ближайшее время будут построены общежития в Москве на 300 мест, в Ташкенте и Тбилиси на 100 мест каждое, в Ленинграде на 200 мест, в Горьком, Новосибирске, Иванове, Воронеже, Ярославле и Иркутске на 150 мест каждое.

6
Определяя наши задачи в свете решений XXII съезда партии, мы не должны упускать из виду один из наиболее важных и существенных вопросов, от решения которого будет зависеть вся наша работа. Это — работа с людьми, с каждым человеком нашего шеститысячного коллектива. Наша производственная и художественная деятельность будет успешной, если все свои усилия мы направим на активизацию творческих способностей каждого работника, на идеологическое воспитание наших кадров. В последнее время шире используются все формы воспитания: проводятся лекции, доклады, беседы на общественно-политические и культурно-просветительные темы, занятия в кружках и семинарах сети партийного просвещения, собрания и производственные совещания. Однако, есть еще директора, которые перекладывают всю воспитательную работу на плечи общественных организаций. Нужно еще раз подчеркнуть, что ответственными за состояние воспитательной работы на наших предприятиях являются директора цирков, зооцирков и  групп.
Всем известно: чтобы прийти к коммунизму, самому справедливому и- совершенному обществу, когда полностью раскроются  все лучшие нравственные черты свободного человека, нам надо уже сейчас воспитывать человека будущего. Нужно развивать у советских людей коммунистическую нравственность, в основе которой лежит преданность коммунизму и непримиримость к его врагам, сознание общественного долга, активное участие в труде на благо общества, добровольное соблюдение основных правил человеческого общежития, товарищеская взаимопомощь, честность и правдивость, нетерпимость к нарушителям общественного порядка.
Формы воспитания многообразны. Одним из наиболее действенных методов является индивидуальная работа с каждым человеком. Здесь следует еще раз сказать о роли руководителей номеров, аттракционов, по своему положению ответственных за тех, кто работает под их руководством, ответственных за их воспитание.
Необходимым условием успеха в воспитательной работе является безупречная моральная чистота руководителя. Руководитель должен быть примером партийной принципиальности, высокой идейности. Невозможно бороться с пережитками буржуазной морали, если сам заражен той же болезнью. Руководители не могут ограничиваться лишь констатацией нарушений порядки я дисциплины, как это иногда имеет место. Они обязаны активно влиять на людей, воспитывать их.
Необходимо обратить внимание и на повышение общеобразовательного уровня артистов. Здесь есть кое-какие успехи, но сегодня они нас уже не удовлетворяют. Задача ясная — учиться. Учиться всем, кто носит высокое звание артиста советского цирка.

7
Начался 1962 год. В этом году план по доходам увеличен по сравнению с прошлым на 8,8%. Цирковые представления посетят свыше 36 миллионов   человек.
Чтобы с честью выполнить стоящие перед нами задачи, нужно проявить много настойчивости, инициативы, оперативности. Нужно бороться за экономию государственных средств, бережливо, по-хозяйски относиться к народным деньгам.
Работники Всесоюзного объединения государственных цирков от всей души одобряют исторические решения XXI! съезда КПСС. Преисполненный благодарности родной Коммунистической партии — организатору и вдохновителю всемирно-исторических побед советского народа, — наш коллектив сделает все, чтобы еще выше поднять любимое  народом искусство цирка.

Журнал ”Советский цирк” январь 1962г.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования