Интеллект и романтика - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Интеллект и романтика

Актриса Москонцерта М. Протасова.«Дочери Маркса» — так назвала свою новую программу актриса Москонцерта М. Протасова.

Артистка М. Протасова

Мемуары, письма, научные труды и документы составляют основу этой работы (автор С. Зисельман, режис­сер Л.  Попова-Яхонтова). Перед слушателями возникают образы Маркса, его жены Женни, дочерей — Женни, Лауры, Элеоноры. Вместе с актрисой мы попадаем в пленительную атмосферу дружной и жизнерадостной, несмотря на тяг­чайшие невзгоды, семьи. Все здесь интересно, значительно, достойно внимания. Естественно, за сорок минут сце­нического времени невозможно ис­черпать всего, что связано с жизнью и деятельностью семьи Карла Мар­кса, но в композиции с любовью со­хранены живые, трепетные детали эпохи, достоверность человеческих чувств   и   взаимоотношений.

Перед нами один из вариантов композиции. Карандаш артистки без­жалостен ко всему, что уводит от основной мысли, что бьет лишь на внешний эффект. Создатели компо­зиции из многих фактов, событий, лиц выбрали лишь необходимое для рас­крытия темы духовной связи дочерей Маркса с его великим делом. Актри­са рисует эпизоды воспитания до­черей, их участие в борьбе отца и его друзей. В ее исполнении Элео­нора, Женни предстают перед нами людьми, к которым с полным осно­ванием можно применить любимое изречение Маркса: «Ничто человече­ское мне не чуждо». Главное достоинство работы М. Протасовой заключается в том, что слушатель следит за возникнове­нием и развитием мысли. Точно и энергично направленная, она будит воображение. Постепенно в ткань повествования входят новые лица. Точный отбор актерских деталей и выразительный жест делают каждого из них живым, зримым.

В доме Маркса появляется Эли­за — Елизавета Лукинична Дмитриева-Томановская — член русской сек­ции Интернационала, любимица Маркса, герой Парижской коммуны. Актриса повествует о встрече Марк­са с Элизой. Множество проти­воречивых чувств переполняют по­сланницу русской революционной ин­теллигенции. Преклонение перед учителем, любопытство юного суще­ства (ей ведь 20 лет), мгновенно воз­никшая меж ними симпатия и еще множество других оттенков и на­строений — все передается тонко, без нажима. Элиза предстает перед на­ми такой, какой мы увидели ее на уникальной фотографии, недавно переданной московскому музею К. Маркса правнуком Маркса Фредериком Лонге. Высокий лоб, мягкий контур лица, твердый непреклонный взгляд. Актри­са изучила иконографические мате­риалы, относящиеся к той эпохе. Они помогли ей найти манеру держаться и позы, выбрать костюм, прическу. Мы с интересом следим за судь­бой Элизы Томановской, революцион­ную деятельность которой высоко ценил К. Маркс. Протасова ведет нас вслед за Элизой в Париж, куда она была направлена как представитель Генерального Совета Интернационала в дни Парижской коммуны. Высший эмоциональный накал достигается в рассказе об участии русской рево­люционерки в боевых буднях Ком­муны. С удивительной скупостью вы­разительных средств передает арти­стка самоотверженность, увлечен­ность Элизы, ее преданность рево­люции. Сдержанно и в то же время романтично звучат эти сцены. Так и видишь Элизу на баррикадах, на за­седании, посвященном устройству народных школ, на трибуне, на поле боя, где она была то сестрой мило­сердия, то командиром революционных отрядов. «В длинном суконном платье, перетянутом широким поя­сом, на котором сбоку висел револь­вер, Дмитриева-Томановская каза­лась особенно высокой и статной. Теплый алый шарф, тирольская высо­кая фетровая шляпа с красной ко­кардой довершали революционный облик двадцатипятилетней участницы революционных боев». Замечатель­ной русской женщине в композиции отведено значительное место. Ибо она духовная дочь Маркса.

Ценность этой работы и в том, что отдаленное во времени стало близким. И не только потому, что герои приобрели черты жизненной достоверности. Связь времен достиг­нута интересно найденным и решен­ным финалом.

...Прошли десятилетия. 1910 год. Небольшое местечко вблизи Парижа. Сюда к постаревшим уже Лафаргам — дочери Маркса Лауре и ее мужу Полю — приехали Владимир Ильич Ленин и Надежда Константи­новна Крупская. «Помню, — писала Надежда Кон­стантиновна, — раз ездили мы с Ильичем на велосипедах к Лафаргам. Лафарги встретили нас очень любезно... Лаура Лафарг повела меня гулять по парку. Я очень волновалась — ведь это дочь Маркса была передо мной; жадно вглядывалась я в ее лицо, в ее чертах искала невольно черты Маркса». После прослушивания композиции «Дочери Маркса» остается радостное ощущение, как после встречи с пре­красными людьми, и возникает же­лание побольше узнать о них. Разве не в этом задача чтеца — бросить с эстрады в зал семена, которые да­дут благородные всходы знания? Ду­мается, что этого можно добиться только в том случае, когда артист не делает никаких скидок на трудность восприятия материала. Материал бе­рется высокий по мыслям и чувст­вам. Вершиной в этом направлении было обращение Владимира Яхонтова к «Капиталу» и «Коммунистическому манифесту».

Среди последних работ чтецов появились работы, наполненные гражданским пафосом, продолжаю­щие эти традиции. К ним принадле­жит и композиция М. Протасовой «Дочери Маркса».
 

М. ЛИНЕЦКАЯ

Журнал Советский цирк. Июль 1965 

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования