Режиссер и наставник - Ирина Осинцова - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Режиссер и наставник - Ирина Осинцова

Режиссер Н. Осинцова в работе с артистами ЗавьяловымиНедавно нам пришлось увидеть акробатический номер «Силуэт», выпущенный Всероссийской творческой ма­стерской эстрадного искусства. Ему был свойствен хороший режиссерский вкус, его исполнителей — Ольгу и Олега Але­хиных — отличали подкупающая грация, отсутствие штампов, какая-то особая, лирическая настроенность.

На фото. Режиссер Н. Осинцова в работе с артистами Завьяловыми

Если бы мы даже не знали, что ре­жиссером номера была Ирина Павловна Осинцова, уверен, что по «почерку» все равно определили бы, кто его готовил, хотя ни трюки, ни конструкция но­мера ничем не напоминали выступление И. Осинцовой в акробатическом дуэте десятилетней давности.

Трудно сейчас вспомнить какой-либо заметный концерт на престижных пло­щадках столицы в период c 1965 по 1975 год, на афишах которого не стояли бы имена Ирины Осинцовой и Льва Абель­дяева.

Были в то время акробатические дуэ­ты в трюковом отношении и посильнее. Однако номер И. Осинцовой и Л. Абель­дяева покорял тем, что трюки в нем были средством выражения чувств, помо­гали создавать поэтические образы влюб­ленных. «Гимн торжествующей любви» — так называли его рецензенты. На эстраде c помощью средств цирковой акробати­ки были созданы подлинно художественныe образы. Номер показывался в трид­цати пяти странах Европы, Азии, Африки, Латинской Америки и всюду был тепло встречен зрителями.

Творческий путь Ирины хоть и не был чересчур тернистым, но потребовал от нее огромной отдачи. B детстве она увлеченно занималась гимнастикой, и ее судьбу решила встреча c известным ак­робатом, лауреатом Всесоюзного конкур­са артистов эстрады Иваном Mихайлови­чем Щелко. Он сумел разглядеть в девоч­ке врожденное дарование и, не задумы­ваясь, предложил Осинцовой парт­нерство.

Наставником Щелко оказался незау­рядным, и Ирина, схватывавшая секреты акробатики на лету, в короткий срок во­шла в номер. Уже через несколько меся­цев их дуэт был признан взыскательной ленинградской публикой.

Увидев как-то в концерте Осинцову и Щелко, Аркадий Исаакович Райкин пригла­сил их в свою программу. Это было наилучшим признанием их мастерства — за всю историю существования Ленинград­ского театра миниатюр его руководитель лишь дважды включал в свои представ­ления артистов-акробатов.

— Год, который мы проработали c Аркадием Исааковичем, оставил неизгла­димый след в моей жизни, — говорит Ирина Павловна. — Его добрые, умные советы помогали мне совершенствовать­ся, вырабатывали вкус. A главное, пример самого Райкина, этого подвижника в ис­кусстве, учил меня трудолю6ию, самоот­даче.

Пришло к Ирине и официальное при­знание — в 1958 году она стала лауреа­том Всесоюзного конкурса артистов эстра­ды, в 1960 году — Всероссийского кон­курса.

B Ленинграде Осинцова проработала до 1965 года, a затем, став партнершей известного московского акробата Льва Абельдяева, переехала в Москву. Их содружество продолжалось десять лет.

Неизвестно, как 6ы сложилась ее даль­нейшая судьба, если бы не всемогущий случай. Будучи однажды во Всесоюзной творческой мастерской эстрадного искус­ства, она стала свидетельницей просмот­ра одной начинающей артистки. После того как та показала свой номер, художествен­ный руководитель мастерской народный артист РСФСР Л. C. Маслюков полу­шутливо попросил Осинцову дать ему оценку. Ирина расхрабрилась и «по косточ­кам» разобрала выступление артистки.

— Молодец, — одобрил Маслюков. -  ­У тебя режиссерский глаз, надо рабо­тать в этом направлении.

М. БАРТАШЕВАИрина последовала совету и поступила на Высшие режиссерские курсы при ГИТИСе. Вспоминая сейчас свою учебу на курсах, она c благодарностью говорит об их руководителе, народном артисте СССР И. Г. Шароеве. Занятия по построению эстрадного концертного номера вел Л. Маслюков, и, когда его ученица полу­чила диплом, он пригласил ее в каче­стве режиссера-поcтановщика в ВТМЭИ, которое бессменно возглавлял c момента основания в 1961 году.

На фото. М. БАРТАШЕВА

Это учебное заведение, отмечающее в нынешнем году свой четвертьвековой юбилей, имеет немалые заслуги перед со­ветским искусством. за время своего су­ществования оно выпустило около полу­тора тысяч артистов c готовыми номера­ми, среди которых немало известных те­перь всей стране. Успела внести свой вклад сюда и Ирина Павловна. Сколько надо выдумки, изобретательности и, Ко­нечно, колоссального труда, чтобы сделать номер даже c профессиональны м, про­шедшим хорошую школу артистом! A в условиях ВТМЭИ это усложняется еще и тем, что приходится иметь дело в ос­новном c «сырым материалом». Из кон­цертных организаций, обычно пери­ферийных, сюда направляют артистов, «университеты» которых, как правило, ограничиваются участием в самодеятель­ности. Попадает такой исполнитель на профессиональную эстраду, в короткий срок амортизирует там свой немудрящий номерок, a затем заходит в творческий тупик — местная филармония чаще всего не в состоянии помочь ему поднять­ся на новую ступень.

A в ВТМЭИ он должен в течение года не только пройти необходимую «начальную школу», которая у него от­сутствует, не только избавиться от налип­ших дурных эстрадных штампов, но и выйти отсюда c законченным номером, a то и двумя-тремя. Если же к этому до­бавить, что артисту-одиночке, выступаю­щему в оригинальном жанре, сделать но­мер вообще очень тяжело, то задачи, стоящие перед Осинцовой, переоценить трудно.

Сейчас имя Марины Барташевой доста­точно известно. Она показывалась не­однократно по Центральному телевиде­нию, выступала в концертах самого высокого ранга. A приехала она в ВТМЭИ из Приморского края совсем неопытной семнадцатилетней девочкой. Что она умела? Жонглировать... тремя маленькими мячиками. Правда, в ее пользу говорили природная артистичность, обаяние, необычайное трудолюбие. Ирина Осинцова понимала: начинать надо c азов. Она обратилась к Фирсу Петровичу Земцеву, который помог Марине овладеть техникой жонглирования.

Не один день провела Ирииа Павлов­на в мучительных поисках. Но c самого начала ей было ясно: исходя из природ­ных данных Марины — ее умения дви­гаться, музыкальности — надо готовить из нее танц-жонглера. Осинцова пошла по пути создания образа беззаботной, слегка лукавой девочки, весело играющей на сцене c мячами. Увеличивая число их до пяти (a для больших мячей это не просто), бросая их в пируэтах, каскаде, Марина, не подчеркивая сложности трюков, дела­ла их легко, раскованно, c улыбкой.

B ВТМЭИ есть хорошая традиция — вы­пущенный из ее стен артист не исчезает из поля зрения ни Маслюкова, ни режис­сера. За ним внимательно следят, поддер­живают с ним связь и в случае нужды всегда гoтовы прийти на выручку.

Один из новых номеров, подготовлен­ных для Барташевой Ириной Павловной, — это своеобразная русская картинка, где артистка в задорном танце жонглирует большими мячами. Национальный харак­тер номера подчеркивает и оформление под «гжель» — нарядные, красочные Ко­стю мы, подставка для мячей да и сами мячи расписаны в этой манере. (Благо­даря энергии Ирины Павловны к работе  удалось привлечь именитых гжельских ху­дожников.)

Не случайно, что именно к Осин­цовой обратились за помощью близне­цы-чечеточницы Родимовы.

«Карнавальное трио» — H. u М. РОДИМОВЫ и A. САФРОНЕНКO. Фото A. ШИБАНОВА и P. ЮНИСОВА — Не знаем, что и делать, Ирина Пав­ловна,— поделилась c ней одна из сестер, Марина.— Надя, как вы знаете, вышла замуж, a мы теперь то и дело на гаст­ролях.

На фото. «Карнавальное трио» — H. u М. РОДИМОВЫ и A. САФРОНЕНКO. Фото A. ШИБАНОВА и P. ЮНИСОВА

А какая это семейная жизнь — почти все время в разлуке c мужем. придумайте что-нибудь для Александра — нам очень бы хотелось выступать вместе.

Ирина Павловна не могла равнодушно отнестись к такой просьбе. Но ввести третьего участника в готовый, кстати го­воря, прекрасно сделанный популярным когда-то исполнителем стэпа Юрием Александровичем Гусаковым номер — задача очень сложная, тем более что Алек­сандр Сафронeнко не профессиональный артист, a спортсмен-акробат.

Убедившись в том, что он человек одаренный, способный, не жалея себя трудится, Осинцова начала c ним репе­тировать. Чечетку Сафроненко осваивал успешно, и постепенно вырисовывался ха­рактер выступления трио — акробатиче­ский стэп. Красивые поддержки, Введен­ные в номер, различные сальто, кото­рые исполнял Александр, сочетались c жонглерскими трюками — участники кру­тили палки c укрепленным на концах ослепительно сверкавшим елочным «сне­гом». Чтобы усилить праздничность номе­ра, придать ему «воздушность».  Осинцова предложила в качестве реквизита использовать барабан, на котором снача­ла отбивают чечетку, потом перевора­чивают вверх дном ион превращается в миниатюрный батут, позволяющий Сафро­ненко совершать прыжки высотой до двух c половиной метров. Броские ко­стюмы, хорошо подобранная музыка усиливали впечатление от номера, он стал своеобразным эпизодом карнавального шествия и был назван — «Карнавальное трио».

P. ВАРДАНЯНИ все же, как мне кажется, лучше всего проявила себя Ирина Павловна в ра­ботах Рузаны Варданян. за одну из них —«Летите, голуби, летите» — молодая ар­тистка получила звание лауреата на Всесоюзном смотре номеров публицистики и политической сатиры, проводившемся два года назад в Москве. Номер отли­чается выразительной пластикой, скульп­турностью поз, благородством идеи, по­ложенной в его основу.

 На фото. P. ВАРДАНЯН

Если вспомнить, что Рузана пришла в мастерскую из Армконцерта, имея в бага­же только простенький пластический этюд при полном отсутствии общей артистиче­ской подготовки (даже спортом. она ни­когда не занималась), то можно удивлять­ся тому, как быстро девушка шагнула вперед. Правда, быстрому росту ее спо­собствовали необычайная природная гиб­кость, красивые, «поющие» руки, «лебе­диная» шея.

Эти данные и дали тол­чок режиссерскому замыслу: вместо обычных для исполнительниц «каучука» позиций создать c помощью пластики об­рез голубя в полете — символ свободы, символ мира. Прекрасная музыке И. Ду­наевского («Летите, голуби, летите»), одухотворенность артистки помогают ей реализовать эту задумку. Номер был включен (так же как и выступление M. Барташевой) в программу спортивно-художественного праздника в спорткомп­лексе «Олимпийский», показанного деле­гатам XXVII съезда партии.

Под руководством Ирины Павловны Рузана подготовила еще две работы: «Ли­рический этюд» и «Пластика в кольце», позволяющие продемонстрировать весь арсенал художественных средств, которыми владеет артистка.

Кредо Ирины Павловны Осинцовой — никогда, как бы трюк ни был эффектен, не вводить его в номер ради него самого. Только когда трюк работает не создаваемый образ, на сюжет выступления ар­тиста, он уместен. Несомненна ее тяга к созданию синтетического номера, где со­четаются два, a то и более эстрадных жанров, (в «каучуке» Галины Субботиной присутствуют элементы пантомимы, в ан­типоде Ольги Смирновой — «ручного» жонглирования, в стэпе Родимовых, как уже говорилось выше, — акробатики и жонглирования и т. д.)  Но самое, навер­ное, характерное для нее — выступле­ниям ее питомцев в любом случае присуща высокая сценическaя культура, они отвечают самым строгим эстетическим требованиям.

Следует отметить, что Ирина Павловна — режиссер необычайно широкого профиля. Она подготовила номера для партерных акробатов, эквилибристов, жонглеров, фокусников, антиподистов, велосипедистов, воздушных гимнастов, исполнительниц хуле-хупа и даже дрес­сированных голубей.

Как ей удается такая многоплановость?

— Сказывается не творческая атмос­фера, которая существует в нашей мастер­ской, — говорит Осинцова. — Рядом тру­дятся такие великолепные мастера, как Анна Редели, Михаип Харитонов, Леонид Маслюков, Юрий Гусаков. Их пример, их дружеская поддержка, готовность делить­ся своими знаниями помогали преодо­левать трудности, обретать собственное лицо.

Осинцова никогда не ограничивается ролью конструкторе номеров. Она и ду­шевный наставник, живущий одной жизнью со своими воспитанниками, разделяющий c ними их повседневные заботы и ра­дости. Ее дом, ее сердце всегда открыты для тех, кого она готовит к выходу на большую эстраду.

 

BИK. МАРЬЯНОВСКИЙ, E. ШУБИНА

Журнал Советская эстрада и цирк. Июль1986 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования