В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Истоки конного цирка

Говоря ранее об истоках русского цирка, мы не упомянули о номерах, связанных с конным зрелищем. Русский цирк. Ю. Дмитриев

Это объясняется тем, что ни скоморохи, ни шуты конные номера не исполняли. Между тем в силу ряда обстоятельств в XIX веке конные номеpa заняли в цирках доминирующее положение, составили основу циркового репертуара. Истоки конного цирка следует искать в конных соревнованиях, довольно часто организуемых и принимающих иногда форму зрелищ. Наибольшее распространение среди конных соревнований получили так называемые ристания, то-есть скачки и бега, порою устраиваемые на призы. В России бега и скачки впервые описаны в XV веке, но, вероятно, существовали и раньше. Иностранец Контарини видел в Москве в 1473 году конские ристания, проводившиеся на месте теперешнего Александровского сада. «Домострой», перечисляя «богомерзкие дела», называет среди них «конские уристания». Начиная с первой четверти XIX века, скачки в Москве и Петербурге действовали постоянно. Так, в путеводителе по Петербургу указываются точные места, где они бывали 1.

1 См.: С.   Адлер.   Указатель жилищ и зданий в Санкт-Петербурге, или адресная книга с планом на 1823 год.

Наряду со скачками и бегами в России существовали и другие формы конских состязаний и игр. Например, в Слонимском уезде Гродненской губернии ранней весной (в четверг первой недели великого поста) перед закатом солнца молодые парни объезжали жеребенка или бычка. Животных выводили в поле, запрягали в сани и гоняли до тех пор, пока животное не обессилевало. Эта игра требовала от участников большой ловкости и смелости.

Выступление скоморохов с медведем и "козой"

Выступление скоморохов с медведем и "козой"

Конские состязания, называемые игрой, были в обиходе русского казачества с XVII века. Широко известна джигитовка, распространенная у казаков и у народов Кавказа. Джигитовка имела утилитарное значение, воспитывала во всадниках ловкость и смелость, необходимые в конном бою, но джигитовка была и эффектным зрелищем для публики, требующим серьезной подготовки от исполнителей. У народов Средней Азии, в частности у таджиков, известна игра в конное поло. Конь в этой игре должен был мгновенно останавливаться, переходить на короткие аллюры, делать резкие повороты. Что же касается всадника, то от него требовалось умение вольтижировать 2.

2 Под вольтижировкой понимается умение ездить на лошади, не держась руками за узду или седло,  а также умение соскакивать с лошади и вспрыгивать на лошадь на ходу.

Скоромохи с картины Н. Хохрякова

Скоромохи с картины Н. Хохрякова

Таджики и казахи знали игру бузанши (козлодрание). В середину круга бросалась туша козла. Десятки всадников, подскакивая с разных сторон, старались схватить эту тушу и ускакать. Выигрывал тот, кто первым, держа на седле козла, выезжал за пределы установленной площадки. Бывали конские соревнования на татарских и башкирских праздниках — сабан-туй, чувашских — ака-туй, марийских — ага-пайрам, мордовских — вое. Все эти игры и упражнения требовали незаурядного наезднического мастерства.

Национальные конные игры оказали большое влияние на развитие конного цирка. Иногда эти игры почти без изменений переносились на цирковые арены (так случилось, например, с джигитовкой), иногда же элементы этих игр были использованы в конных номерах, или, наконец, эти игры возбуждали интерес к конным зрелищам и подготовляли публику к представлениям конного цирка. Наряду с народными конными играми были распространены дворянские конные игры и соревнования. Из   них  наибольшее развитие    получили   так   называемые   карусели,   известные   с XVII века.

Гуляния на Новинском XVIII век

Гуляния на Новинском XVIII век

В. Л. Пушкин, специально занимавшийся историей возникновения конных каруселей, пришел к выводу, что лучшие карусели были в России. Особенно хороша была карусель в 1766 году; в ней были четыре конные кадрили 1: славянская, римская, индийская и турецкая. При Александре I тоже устраивались карусели как в Петербурге, так и в Москве, на Девичьем поле. Подражая царям, некоторые знатные и богатые вельможи устраивали карусели в своих владениях.        

1 Кадриль — групповая   фигурная   езда  на  лошадях.   Всадники  съезжаются, разъезжаются, делают разнообразные повороты.

«Карусель, как писал  интересовавшийся этим вопросом В.   Нащокин, это езда по кругу, уменье на скаку попадать в цель, снимать копьем повешенное на  столбе кольцо  и т. п. Для карусели нужны живость и неторопливость, соревнование, костюмировка. Общая веселость служила приправой к игрищу». Важно отметить, что иногда в карусели включался комический  элемент. Вдруг среди великолепных всадников появлялся на  худой лошаденке какой-нибудь   семидесятилетний   старик, чаще всего крестьянин. Лошадь делала дикие скачки, а всадник под общий хохот терял свое вооружение.

КРаешникарусели были одновременно и эффектным зрелищем и азартной спортивной игрой, так как каждое удачно выполненное упражнение давало ее участникам определенное количество очков. Всадники на каруселях одеты были в исторические, национальные или фантастические костюмы, на лошадях была красивая сбруя.

Раешник

Всадники и лошади создавали сложные и красивые группы. Популярность каруселей была так велика, что балаганщики создали свой вариант карусели — с деревянными конями и саночками. (На таких каруселях до сих пор катаются дети.) Карусель была конным зрелищем; подобные зрелища окажутся позже на аренах цирков. Школы верховой езды также оказали большое влияние на развитие конного цирка. Здесь были специалисты — берей­торы, — бравшие лошадей на выездку.

В XVI и XVII веках в школах обучали не только полевой езде, но также вольтижировке и высшей школьной езде, пока, правда, еще очень примитивно разработанной. Иногда в школах проводились соревнования, в которых при­нимали участие как берейторы, так и ученики. Часто здесь де­монстрировалось образцовое управление лошадьми, подготов­ленными берейторами. Среди берейторов появляются выдаю­щиеся мастера, привлекающие немало зрителей. И чем больше растет интерес к выездке, тем чаще устраиваются выступления берейторов, причем эти выступления происходят не только в школах, но и на всевозможных празднествах, где устраивались примитивные манежи — прообраз современных цирков. Но до конца XVIII века конные номера имели все же малое распро­странение. Дело заключается в том, что конные номера, в осо­бенности наездничество, требуют хотя бы примитивного ма­нежа, они не могут итти просто на поляне или на городской площади. Подготовка же манежа влекла за собой затрату зна­чительных сил и денежных средств и могла быть окуплена только в том случае, если представлялась возможность для продолжительных гастролей в городе. Между тем репертуар пер­вых наездников был ограничен, утилитарен и мало интересен для широкой публики.

Пройдет еще около ста лет, и берейторы накопят опыт и рас­ширят свой репертуар. И тогда в разных концах Европы начнут свою деятельность полустационарные цирки, в которых будут выступать лучшие, наиболее талантливые берейторы школ вер­ховой езды. Таким образом, и скоморохи, и конные состязания, и конные карусели явились как бы началом циркового искусства в Рос­сии. Можно предполагать, что во время больших конных состя­заний и игр выступали также и скоморохи, выполнявшие роль современных коверных клоунов. Цирк, как особая форма зре­лища, возник уже в XVIII веке, примерно в то же время, когда возник в России постоянный, профессиональный русский театр, руководимый Ф. Г. Волковым. Русский цирк получил развитие главным образом на народных гуляньях.

оставить коммнетарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100