Истоки конного цирка
Говоря ранее об истоках русского цирка, мы не упомянули о номерах, связанных с конным зрелищем. Русский цирк. Ю. Дмитриев
Это объясняется тем, что ни скоморохи, ни шуты конные номера не исполняли. Между тем в силу ряда обстоятельств в XIX веке конные номеpa заняли в цирках доминирующее положение, составили основу циркового репертуара. Истоки конного цирка следует искать в конных соревнованиях, довольно часто организуемых и принимающих иногда форму зрелищ. Наибольшее распространение среди конных соревнований получили так называемые ристания, то-есть скачки и бега, порою устраиваемые на призы. В России бега и скачки впервые описаны в XV веке, но, вероятно, существовали и раньше. Иностранец Контарини видел в Москве в 1473 году конские ристания, проводившиеся на месте теперешнего Александровского сада. «Домострой», перечисляя «богомерзкие дела», называет среди них «конские уристания». Начиная с первой четверти XIX века, скачки в Москве и Петербурге действовали постоянно. Так, в путеводителе по Петербургу указываются точные места, где они бывали 1.
1 См.: С. Адлер. Указатель жилищ и зданий в Санкт-Петербурге, или адресная книга с планом на 1823 год.
Наряду со скачками и бегами в России существовали и другие формы конских состязаний и игр. Например, в Слонимском уезде Гродненской губернии ранней весной (в четверг первой недели великого поста) перед закатом солнца молодые парни объезжали жеребенка или бычка. Животных выводили в поле, запрягали в сани и гоняли до тех пор, пока животное не обессилевало. Эта игра требовала от участников большой ловкости и смелости.

Выступление скоморохов с медведем и "козой"
Конские состязания, называемые игрой, были в обиходе русского казачества с XVII века. Широко известна джигитовка, распространенная у казаков и у народов Кавказа. Джигитовка имела утилитарное значение, воспитывала во всадниках ловкость и смелость, необходимые в конном бою, но джигитовка была и эффектным зрелищем для публики, требующим серьезной подготовки от исполнителей. У народов Средней Азии, в частности у таджиков, известна игра в конное поло. Конь в этой игре должен был мгновенно останавливаться, переходить на короткие аллюры, делать резкие повороты. Что же касается всадника, то от него требовалось умение вольтижировать 2.
2 Под вольтижировкой понимается умение ездить на лошади, не держась руками за узду или седло, а также умение соскакивать с лошади и вспрыгивать на лошадь на ходу.

Скоромохи с картины Н. Хохрякова
Таджики и казахи знали игру бузанши (козлодрание). В середину круга бросалась туша козла. Десятки всадников, подскакивая с разных сторон, старались схватить эту тушу и ускакать. Выигрывал тот, кто первым, держа на седле козла, выезжал за пределы установленной площадки. Бывали конские соревнования на татарских и башкирских праздниках — сабан-туй, чувашских — ака-туй, марийских — ага-пайрам, мордовских — вое. Все эти игры и упражнения требовали незаурядного наезднического мастерства.
Национальные конные игры оказали большое влияние на развитие конного цирка. Иногда эти игры почти без изменений переносились на цирковые арены (так случилось, например, с джигитовкой), иногда же элементы этих игр были использованы в конных номерах, или, наконец, эти игры возбуждали интерес к конным зрелищам и подготовляли публику к представлениям конного цирка. Наряду с народными конными играми были распространены дворянские конные игры и соревнования. Из них наибольшее развитие получили так называемые карусели, известные с XVII века.

Гуляния на Новинском XVIII век
В. Л. Пушкин, специально занимавшийся историей возникновения конных каруселей, пришел к выводу, что лучшие карусели были в России. Особенно хороша была карусель в 1766 году; в ней были четыре конные кадрили 1: славянская, римская, индийская и турецкая. При Александре I тоже устраивались карусели как в Петербурге, так и в Москве, на Девичьем поле. Подражая царям, некоторые знатные и богатые вельможи устраивали карусели в своих владениях.
1 Кадриль — групповая фигурная езда на лошадях. Всадники съезжаются, разъезжаются, делают разнообразные повороты.
«Карусель, как писал интересовавшийся этим вопросом В. Нащокин, это езда по кругу, уменье на скаку попадать в цель, снимать копьем повешенное на столбе кольцо и т. п. Для карусели нужны живость и неторопливость, соревнование, костюмировка. Общая веселость служила приправой к игрищу». Важно отметить, что иногда в карусели включался комический элемент. Вдруг среди великолепных всадников появлялся на худой лошаденке какой-нибудь семидесятилетний старик, чаще всего крестьянин. Лошадь делала дикие скачки, а всадник под общий хохот терял свое вооружение.
К
арусели были одновременно и эффектным зрелищем и азартной спортивной игрой, так как каждое удачно выполненное упражнение давало ее участникам определенное количество очков. Всадники на каруселях одеты были в исторические, национальные или фантастические костюмы, на лошадях была красивая сбруя.
Раешник
Всадники и лошади создавали сложные и красивые группы. Популярность каруселей была так велика, что балаганщики создали свой вариант карусели — с деревянными конями и саночками. (На таких каруселях до сих пор катаются дети.) Карусель была конным зрелищем; подобные зрелища окажутся позже на аренах цирков. Школы верховой езды также оказали большое влияние на развитие конного цирка. Здесь были специалисты — берейторы, — бравшие лошадей на выездку.
В XVI и XVII веках в школах обучали не только полевой езде, но также вольтижировке и высшей школьной езде, пока, правда, еще очень примитивно разработанной. Иногда в школах проводились соревнования, в которых принимали участие как берейторы, так и ученики. Часто здесь демонстрировалось образцовое управление лошадьми, подготовленными берейторами. Среди берейторов появляются выдающиеся мастера, привлекающие немало зрителей. И чем больше растет интерес к выездке, тем чаще устраиваются выступления берейторов, причем эти выступления происходят не только в школах, но и на всевозможных празднествах, где устраивались примитивные манежи — прообраз современных цирков. Но до конца XVIII века конные номера имели все же малое распространение. Дело заключается в том, что конные номера, в особенности наездничество, требуют хотя бы примитивного манежа, они не могут итти просто на поляне или на городской площади. Подготовка же манежа влекла за собой затрату значительных сил и денежных средств и могла быть окуплена только в том случае, если представлялась возможность для продолжительных гастролей в городе. Между тем репертуар первых наездников был ограничен, утилитарен и мало интересен для широкой публики.
Пройдет еще около ста лет, и берейторы накопят опыт и расширят свой репертуар. И тогда в разных концах Европы начнут свою деятельность полустационарные цирки, в которых будут выступать лучшие, наиболее талантливые берейторы школ верховой езды. Таким образом, и скоморохи, и конные состязания, и конные карусели явились как бы началом циркового искусства в России. Можно предполагать, что во время больших конных состязаний и игр выступали также и скоморохи, выполнявшие роль современных коверных клоунов. Цирк, как особая форма зрелища, возник уже в XVIII веке, примерно в то же время, когда возник в России постоянный, профессиональный русский театр, руководимый Ф. Г. Волковым. Русский цирк получил развитие главным образом на народных гуляньях.
оставить коммнетарий