Ищу своего героя
Первый раз в моей творческой жизни мне придется держать внимание зала целый вечер: у меня приняли заявку на сольный концерт «Танцы в мире джаза».
Это меня и радует и пугает. Но больше, конечно, радует! К этому концерту я шел с того дня, как решил посвятить себя искусству. В училище ГАБТа освоил классическую школу танца. В армии — в Краснознаменном ансамбле имени Александрова — исполнял прыжки и хореографические трюки уже на основе классической техники. В 1953 году на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Бухаресте, после встречи с Марселем Марсо, увлекся пантомимой. С тех пор начал глубоко изучать его творчество, пантомимические приемы Чарли Чаплина и традиции русских мимов. «Когда пантомима доходит до совершенства — это танец», — сказал однажды Марсель Марсо. Его слова запомнились мне. В своем будущем сольном концерте я хочу воспроизвести фрагменты из самой жизни, показать их всеми возможными средствами пантомимы и хореографии.
Мой герой — молодой человек, мой современник и сверстник. Честный, простодушный, с добрым чувством юмора, интеллектуальный, вдумчивый, проявляющий ко всему острый интерес, живущий в эмоциональном ритме и гуще событий дня. Он открыт для зрителей, немного смешон своими промахами и слабостями. Ничто человеческое ему не чуждо. Но весь он устремлен к лучшему, к светлому, настойчиво воспитывает свой характер и волю. Этот герой будет жить на сцене все первое отделение концерта. А сейчас я ищу его на улицах Москвы: в часы пик спускаюсь в метро, стою на автобусных остановках, захожу в столовые самообслуживания — всматриваюсь в жизнь, изучаю поведение людей. Элементы житейской суеты, неосознанные курьезы бывают подчас очень забавны. Наблюдения за быстротекущей московской жизнью дают мне богатый материал для юмористического рисунка в танце.
На эстраде я «попрошу» своего героя откровенно и доверчиво рассказать о себе самое сокровенное: о первой любви, преодоленной трусости, о том, как к нему пришло чувство понимания прекрасного... Мой герой многим в зрительном зале, особенно молодежи, послужит зеркалом. Человек он совсем не злой: его оружие не сатира, а мягкий юмор. Зритель получит возможность и поразмыслить и весело посмеяться над самим собой. Все второе отделение концерта я посвящаю современной легкой музыке. Основа джаза — импровизация. И вместе с солистами, которые импровизируют мелодию, я буду импровизировать хореографический рисунок, будто задумываясь на ходу, что станцевать дальше. На эстраде произойдет как бы взаимный подхлест и обмен настроением танцора с солистами оркестра.
Из сочетания пластики с техникой классики я хочу создать синтез, который можно назвать современным джазовым танцем. Это будет экспромт на музыку Олега Лундстрема, джазовый вальс эстонского композитора Уно Найссоо. Кроме того, хочу популяризировать на эстраде бальные танцы под джазовую музыку, подсказать молодежи, что ей танцевать. Сначала исполню хореографический номер, как я могу. Потом с партнерами — его упрощенный вариант, который зрители смогут легко повторить дома или на молодежном вечере. Эстрада, как и газета, должна быть оперативной — откликаться на зов сиюминутного времени. Так же, как я некогда поставил свой космический танец сразу же после полета Юрия Гагарина, так и теперь, в будущем сольном концерте, хочу откликнуться языком танца на жизненные вопросы сегодняшнего дня.
В конце марта состоится Художественный совет, который примет (или не примет?!) мои уже реализованные творческие задумки. Хочу верить, что примет. И тогда весной будущего года их смогут оценить зрители.
ВЛАДИМИР ШУБАРИН, заслуженный артист РСФСР
Журнал Советский цирк. Декабрь 1965 г.
оставить комментарий