Из прошлого циркового искусства. Московский акробатический - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Из прошлого циркового искусства. Московский акробатический

Более двадцати лет выступал на лучших эстрадных площадках страны Московский акробатический ансамбль. Популярность ансамбля, его вклад в развитие жанра акробатики на эстраде стоят того, чтобы вспомнить об этом коллективе.

Московский акробатический ансамбль был организован при Центральном доме культуры железнодорожников в 1937 году. В новый коллектив вошла молодежь из Центрального дома художественной самодеятельности, Цирковой школы при ЦПКиО имени Горького и «неорганизованные» акробаты-любители Москвы. Хочется отметить, что участники художественной самодеятельности владели трюками высокого класса. Среди любителей были Н. Харламов — изумительный нижний в «Икарийских играх», А. Каплин — великолепный «стоечник» и другие.

Возглавил ансамбль М. Марголин (участник известного тогда танцевально-акробатического номера 3. Костелио). Артисты цирка А. Калабашкин, Н. Денисов и один из авторов этой статьи И. Фридман поначалу работали в ансамбле педагогами-тренерами, а затем стали основными исполнителями в созданных ими номерах.

Под руководством Денисова был подготовлен номер «Акробаты с подкидной доской», считавшийся в то время одним из лучших в этом жанре. В номере исполнялись такие сложные трюки, как сальто на колонну из трех человек, двойное сальто на колонну и сальто на высокий перш. Нередко, когда сцена оказывалась низкой, артисты выносили подкидную доску на узкую авансцену и исполняли там все свои трюки. А. Сметанин и его ученик М. Горохов подготовили о ансамбле номер «Тройной турник».

Здесь же в ансамбле родился еще один интересный номер — «Художественно-акробатическая группам, в который вошло пять участников. В этом номере исполнялись в быстром темпе сложнейшие пирамиды. Трюки строились на одном нижнем. Все движения строго соответствовали ритму музыки. С. Степанов, пришедший в ансамбль 17-летним пареньком благодаря своим физическим данным стал достойным преемником могучего нижнего А. Барабошкина. И сейчас этот номер (в новом составе), руководимый С. Степановым, участвует в лучших эстрадных концертах.

Первая программа ансамбля состояла из одного отделения. Выступление длилось почти 50 минут. Оно шло в невероятно быстром темпе.

Номера программы связывали в единое целое комики-ведущие (в цирке сказали бы — «коверные») — веселые носильщики — артисты М. Рябов и И. Фридман. Затем появились еще два ведущих — фотографы-неудачники И. Девяткин и Н. Лавров. Несколько позднее Лаврова заменил В. Бекетов.

Веселые носильщики и фотографы-неудачники органично входили в программу, не только пародируя номера, но и становясь их участниками. И. Девяткин вместе с В. Бекетовым выступали, как верхние в номере «Акробаты с подкидными досками», демонстрировали сложные трюки в комическом плане. Обе пары комиков исполняли некоторые репризы вместо, например, «Комический бокс». И «боксеры» и «судьи» были равноценными исполнителями. В. Бекетов (судья), попадая в необычайно смешные положения, совершал самые невероятные каскады и комические сальто-мортале. (Заметим, что номер «Комический бокс» в те годы исполнялся лишь в цирке Н. Антоновым и В. Бартеневым).

Успеху ансамбля способствовало то, что в подготовке представления участвовали художники В. Кноблок, Л. Окунь, А. Фальковский. Композитор Е. Рохлин создавал для номеров интересную музыку. В постановке представлений принимал участие М. Местечкин.

В 1939 году, после возвращения из своей первой гастрольной поездки, ансамбль был включен в программу эстрадного театра Эрмитаж. Программу вел Аркадий Райкин. После выступления акробатического ансамбля занавес закрывался. Пока звучали аплодисменты, на сцене строилась сложная акробатическая пирамида, и, когда занавес вновь открывался, зрители видели Райкина, водруженного на пирамиду. Это производило необыкновенный эффект. Годом ранее на выступлениях в эстрадном театре ЦДКА на акробатическую пирамиду (так называемый «Орел») поднимали конферансье М. Гаркави, весившего 130 килограммов. Дружный хохот зрителей обычно потрясал стены театра.

Акробатический ансамбль в течение многих сезонов выступал на елочных представлениях и балах молодежи в Колонном зале Дома Союзов и ЦДРИ. Неоднократно Главное управление цирков предоставляло ансамблю манежи различных цирков, и молодые артисты давали спектакли в двух отделениях. Ансамбль принимал участие в выступлениях на Красной площади в дни физкультурных парадов и в праздничных концертах в Большом театре.

Во время Великой Отечественной войны артисты ансамбля выезжали но фронт. Они давали концерты на Русском Острове, в Мурманске, Полярном, Ленинграде, Бресте, Варшаве. После выступлений ансамбля нередко возникали митинги. Командиры призывали бойцов быть смелыми, сильными и ловкими, как их гости — акробаты. Это была величайшая оценка искусства артистов ансамбля.

Ансамбль, как было сказано, числился при Центральном доме железнодорожников, он часто выступал перед тружениками стальных магистралей. Художественному руководителю ансамбля М. Марголину, начальнику ансамбля Я. Кацнельсону и группе артистов было присвоено звание Почетного железнодорожника.

В 1958 году этот интересный акробатический коллектив был распущен. Многие его участники перешли на цирковую арену. И сейчас ветераны ансамбля продолжают свой артистический путь, некоторые из них преподают в Государственном училище циркового и эстрадного искусство. Работа в ансамбле дала им хорошие навыки, богатый опыт.

М. ВИНОГРАДОВ, И. ФРИДМАН

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования