На капитанском мостике. К 70-летию со дня рождения М. Н. Гаркави
Михаил Наумович Гаркави отдал эстраде сорок лет — начала двадцатых до начала шестидесятых годов. Он принадлежал к тем немногим артистам, популярность которых не проходит с годами. Это — драгоценное качество вообще и особенно для конферансье, поэтому вспоминать о Гаркави и полезно и радостно.
В молодости Гаркави учился на медицинском факультете университета и в театральном училище Московского филармонического общества. В течение трех лет — с 1916 по 1919 год — он играл в труппе Художественного театра, а в последующие годы — в Камерном, затем в Первом детском и, наконец, в театре им. В. Ф. Комиссаржевской. Будучи человеком беспокойным, ищущим, на первых порах несколько разбрасывающимся, Гаркави как бы пытался охватить, если не все, то как можно больше. Так он приобрел подготовку сравнительно разностороннюю и, конечно, весьма полезную для его будущей работы на эстраде.
С 1922 года молодой исполнитель начинает выступать в театре-кабаре «Не рыдай»! Здесь впервые проявляется его склонность к острому шутливому разговору с публикой. Последующие годы были отданы «Синей блузе». Они воспитали у артиста вкус к злободневности, к политической сатире. Деятельность Гаркави-конферансье начинается с 1928 года. Есть конферансье-репризеры: они видят главное в тексте, в умелой его подаче. Другие — интермедисты: они предпочитают разыгрывать сценку, театрализовать конферанс. Гаркави относил себя к «третьему виду» конферансье — к тем, кто, сочетая репризу с интермедией, заботится прежде всего о том, чтобы зрителям было весело и интересно на концерте.
Михаил Гаркави охотно разыгрывал сценки, пел, танцевал, умел произносить реплику так, будто только что ее придумал. Но при этом он главное свое внимание уделял построению и ходу концерта, где чувствовал себя, говоря его же словами, «на капитанском мостике». Пользуясь правами конферансье, артист стремился избегать ничем не мотивированного механического следования одного номера за другим, чередовал разных по жанру исполнителей, серьезное — со смешным. Он всегда старался начинать концерт с веселого и легкого номера или в какой-то мере заменял его своим коротким шутливым вступлением. «Метраж» и характер текста умело ставились в зависимость от конкретной обстановки.
В рукописи своей статьи «Эстрадный концерт» Гаркави писал: «Творческий коллективизм — непременная черта артиста, стоящего на мостике эстрады. Перед разговорным номером, перед юмористом-рассказчиком, перед скетчем конферансье не имеет права говорить острот, ибо, вызывая у публики смех, он тем самым «обкрадывает» артиста, который вслед за этим должен выступить»*. И это подтверждалось практикой. Рассказчик, например, объявлялся Гаркави так: «Перед следующим номером программы я говорить ничего не буду, ибо артист сам разговаривает».
Это, казалось бы, общеизвестное положение, но тем не менее оно забывается теми конферансье, которые слишком уж «зависят» от приготовленного заранее текста. Заботясь о том, чтобы максимально приблизиться к публике, Гаркави выступал в роли человека, как бы вышедшего из зрительного зала. Зрители сидят в зале, а он стоит на подмостках — только и всего. Но человек этот — веселый, подвижный, знающий и то, что сейчас будет на сцене, и то, что интересует в данный момент именно данную аудиторию. Кроме того — и это тоже очень важно — у него всегда праздничное настроение и он энергично, но не назойливо, стремится так же настроить публику.
Гаркави выходил, как правило, в обыкновенном костюме, достаточно приличном, но далеком от изысканности. Салонности в облике артиста не было.
Здесь и далее — цитаты из архива М. Н. Гаркави
Его широкие уверенные жесты отовсюду были хорошо видны и как бы приглашали зрителя расположиться поудобней, чувствовать себя свободней, как дома, но непременно по-праздничному. Своему первому выходу, первой репризе Гаркави придавал большое значение, называл это «шапкой концерта».
Вот он начинает выступление в Ярославле. Артист хвалит чистоту города, но вспоминает о большой луже при входе в местный Парк культуры и отдыха. «Очевидно, эта лужа — дань уважения Н. В. Гоголю, который описал когда-то Миргородскую лужу. Но у Гоголя в этой луже копошились свиньи, а здесь почему-то нет. Раз уж завели Миргородскую лужу, то и свиней заводите». И когда через два дня лужи не стало, артиста принимали еще более тепло, чем на первых двух концертах.
Гаркави недаром считал себя учеником А. Г. Алексеева. У своего учителя он прежде всего перенял острое чувство аудитории, тонкое понимание подходящих для нее шуток. Так, начиная программу, посвященную Женскому дню, в Доме литераторов, Гаркави сказал: «Я вижу тут жен писателей вдвое больше, чем самих писателей».
Гаркави появлялся на эстраде с веселой торжественностью, с присущей только ему несколько тяжеловатой ловкостью движений, как только что вернувшийся откуда-то и спешивший сюда человек. «Здравствуйте, товарищи! Вот я вышел к вам. Это значит, что сейчас я поговорю немного и начнем концерт». Короткий монолог прерывался шутливыми вопросами, замечаниями, советами, призывающими опоздавших скорее занять места. Зрители как бы подтягивались, включались в сферу воздействия артиста, невольно забывали дневные дела и заботы.
Гаркави прилагал много усилий, чтобы активизировать зрителя. На правах друга «всего зала» он настойчиво требовал у публики отчетливо выраженной оценки того, что ей показывают. «Напоминаю и решительно напоминаю: зрители в концерте так же важны, как и артисты. От активности зрителя зависит качество концерта. Остроумие говорящего предполагает еще остроумие слушающего. Так что, если вам нравится — аплодируйте! На нет и суда нет». И дальше: «Мы рады, что вы активно реагируете на наши выступления. Продолжайте в этом же духе, друзья!»
Серия острот под общим заголовком «Отрывки из подслушанных разговоров», пародийные псевдонаучные комментарии к программе, загадки, которые предлагались публике, — все это свидетельствовало о том, что Гаркави тщательно готовил текст и был хорошим репризером. Во всем, что артист говорил с эстрады, чувствовались его гражданская позиция, его стремление затронуть именно те проблемы и вопросы, которыми живет сегодня страна. Когда он пел, то делал это выразительно и увлеченно и вызывал желание запомнить песню. В годы Отечественной войны он так исполнял широко популярный «Синий платочек», что наслышанные об этом бойцы заранее заказывали эту песню артисту.
Но самым, пожалуй, примечательным качеством была у Гаркави его постоянная готовность к экспромту. Перед лицом тысячной, а нередко и многотысячной аудитории он умел найти быстрый, остроумный ответ на неожиданный вопрос или возглас из рядов. Здесь, по единодушному мнению знатоков и любителей эстрады, Гаркави не знал себе равных.
В 1937 году Гаркави первым из эстрадных артистов появился на празднике детской елки в облике доброго и веселого Деда-Мороза. С тех пор артист часто возглавлял проведение массовых праздников: карнавала в парке, представления на стадионе или на городской площади, грандиозного молодежного бала по случаю студенческих каникул. Так Гаркави осваивал и в значительной степени создавал оригинальный стиль конферанса, так в его лице складывался новый, отличный от артистов прошлого, мастер «конферанса для многих», для массовой аудитории.
М. ЗИЛЬБЕРБРАНДТ
Журнал Советский цирк. Март 1967 г.
оставить комментарий