В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

К новым творческим успехам

10 апреля 1974 года состоялось собрание партийно-хозяйственного актива Союзгосцирка. С докладом об итогах деятельности Всесоюзного ордена Ленина Объединения Государственных цирков в 1973 году и задачах коллектива по выполнению плана 1974 года выступил управляющий Союзгосцирка Михаил Петрович ЦУКАНОВ.

В своем докладе т. Цуканов отметил, что 1973 год, третий решающий год пятилетки, явился серьезным экзаменом для всего двенадцатитысячного коллектива работников системы Союзгосцирка, который вместе со всем советским народом боролся за выполнение и перевыполнение всех основных показателей народнохозяйственного плана, стремился к созданию новых значительных произведений циркового искусства, повышению идейно-художественного уровня цирковых представлений.

В 1973 году на цирковых представлениях побывало около шестидесяти миллионов человек. Свыше шести миллионов человек посетили представления советского цирка за рубежом. Кроме того, десятки тысяч воинов Советской Армии и Флота, рабочих промышленных предприятий и строек просмотрели шефские представления.

Благодаря напряженному труду творческих и эксплуатационных работников, организаторской и воспитательной работе партийных, профсоюзных и комсомольских организаций перевыполнены все основные показатели финансово-хозяйственной деятельности — планы по привлечению зрителей, по доходам и по прибыли. Во многом этому способствовало социалистическое соревнование, которое хорошо организовано в Московском, Киевском, Пермском, Сочинском, Ленинградском, Тульском, Тбилисском, Ярославском и во многих других цирках. Здесь образованы комиссии по социалистическому соревнованию, определены сроки взаимопроверок хода и результатов соревнования, обеспечена его гласность.

В 1973 году, говорит далее т. Цуканов, первое место во Всесоюзном социалистическом соревновании предприятий культуры и искусства с вручением премий и переходящего Красного Знамени Министерства культуры СССР и ЦК профсоюза работников культуры присуждалось Саратовскому, Львовскому циркам и дважды — Московской дирекции коллективов «Цирк на сцене»; вторые премии — московским циркам на проспекте Вернадского и на Цветном бульваре. Новосибирскому и Пермскому циркам; третьи премии — Красноярскому и Ярославскому циркам, зооциркам №№ 4 и 13.

Хорошо работали Ленинградский, Киевский, Минский, Тульский, Сочинский, Краснодарский, Волгоградский, Донецкий, Омский, Ворошиловоградский, Рижский, Пензенский, Ивановский, Гомельский цирки, передвижные цирки «Огни манежа», «Маяк», «Встреча», зооцирки №№ 1, 2, 10 и 11, Ленинградская дирекция «Цирк на сцене». Все эти и некоторые другие предприятия, возглавляемые опытными и энергичными директорами, являются устойчиво рентабельными, показывают пример хорошего хозяйствования.

В 1974 году взят неплохой старт, отмечает т. Цуканов. План первого квартала перевыполнен по всем основным показателям.

Справились с планом первого квартала Волгоградский, Владивостокский, Донецкий, Казанский, Краснодарский, Омский, Пермский, Уфимский, Батумский, Ереванский, Ивановский, Киевский, Ленинградский, Минский, Московские, Пензенский, Саратовский, Тбилисский, Ярославский цирки, многие зооцирки. Московская, Ленинградская дирекция «Цирк на сцене».

Задача всех работников системы, партийных, профсоюзных и комсомольских организаций состоит в том, чтобы обеспечить безусловное выполнение плана четвертого, определяющего года пятилетки. Этому способствует развернувшееся в цирках движение за принятие встречных планов.

Итоги 1973 года вновь подтвердили, что переход на новую систему планирования и экономического стимулирования, позволил полнее и активнее использовать имевшиеся резервы повышения экономической эффективности работы, укрепить трудовую и плановую дисциплину, более строго соблюдать режим экономии на всех участках деятельности.

Однако, продолжает т. Цуканов, отмечая в общем положительные итоги 1973 года, приходится констатировать, что ряд звеньев системы, а стало быть и система а целом, могут работать более результативно, лучше справляться с планами каждого месяца и каждого квартала. Поэтому необходимо сосредоточить внимание на допущенных просчетах и упущениях, на причинах неудач, чтобы избежать их в текущем году.

На декабрьском (1973 г.) Пленуме ЦК КПСС, в речи Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева подчеркнуто, что в современных условиях для положительной оценки хозяйственной деятельности не могут быть достаточными только общие показатели и количественная сторона дела. Главными должны быть показатели качественные — устойчивая ритмичность и рентабельность работы каждого предприятия, основанные на точном расчете и использовании всех возможных резервов.

Приходится признать, что в 1973 году эти требования в полной мере выполнить не удалось.

Многие цирки (Бакинский, Запорожский, Калининский, Криворожский) не выполнили план прибыли, допустили перерасход сметных ассигнований.

Многие директора цирков из всего многообразия мер по привлечению зрителей подчас избирают лишь одно — дополнительные представления, забывая, что кроме доходов они вызывают и расходы, которые могут стать неокупаемыми.

Сверхплановые представления, замечает т. Цуканов, нужно организовывать при условии сборов, которые заметно перекроют расходы. Некоторые директора рассчитывают сделать прибыльными дополнительные представления, когда логичнее, казалось бы, стремиться делать прибыльными прежде всего плановые представления.

В 1973 году были допущены и факты прямой бесхозяйственности. Крупные нарушения выявлены в Ростовской дирекции «Цирк на сцене», в Украинской, Ташкентской и Новосибирской дирекциях, в передвижных цирках «Спутник», «Колос», зооцирках №№ 5, 6, 11, в Запорожском, Уфимском и Ворошиловградском цирках.

Совершенно недопустимые факты срыва представлений из-за неприбытия программ, отдельных номеров и аттракционов были в Алма-Атинском, Ереванском, Курском, Астраханском, Тюменском цмрках. Надо ли говорить, как пагубно это сказывается на авторитете наших предприятий, на посещаемости и выполнении плана. Нельзя закрывать глаза на то, что в некоторых цирках программе начинает работу в составе 9 —10 мелких номеров и представление длится всего полтора часа. Здесь много причин: несвоевременная отправка багажа, как допускали это дважды новый Московский, Ереванский, Курский цирки; уклонение артистов от разнарядок в города Урала, Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии; задержки на железных дорогах; планирование прибытия программ так, что артисты не имеют времени для отдыха и репетиций, и ист никакой возможности режиссерски решить программу, поставить парад-пролог и эпилог.
 
Со всеми этими недопустимыми фактами, каждый из которых — ЧП, должна вестись непримиримая борьба.

Эффективным рычагом успешного выполнения финансово-эксплуатационных планов и более полного использования резервов явится переход на работу стабильными программами и на зональный принцип их гастролей.

Но главными определяющими проблемами для успешной деятельности Союзгосцирка были и остаются проблемы творческой работы, проблемы идейно-художественного качества цирковых номеров, аттракционов и программ, исполнительской культуры.

Год назад, говорит т. Цуканов, Министерство культуры СССР одобрило перспективный план создания новых произведений циркового искусства и художественного совершенствования действующих номеров и аттракционов. Прошел год после собрания партийно-художественного актива, обсуждавшего задачи реализации этого плана.

Что сделано за это время и что мешает успешно выполнять намеченное?

В течение года выпущено 40 новых произведений циркового искусства. Ряд из них — Башкирский коллектив а целом, аттракцион Касеева, крупные номера акробатов Беллей, Солохиных, Михайловых, номера воздушных гимнастов Т. Мусиной и Г. Каткевиче, Е. Рамазановой и Ф. Сафаргалиева, танцоров на проволоке Т. Марковой и В. Стихановско-го и ряд других являются художественно интересными, потенциально перспективными номерами, хорошим пополнением цирка. В связи с этим, говорит т. Цуканов, хочется отметить работу режиссеров т. Н. Барзиловича, Л. Хоменко, И. Девятина, М. Местечкина, В. Плинера. В. Левшина, И. Курилова, Б. Заеца, Р. Касеева, Ю. Архипцева, поздравить их с творческими удачами.

Активно велась работа по художественному совершенствованию многих цирковых номеров. Они получили новое художественное оформление, пополнились новыми исполнителями. В новом, более высоком художественном качестве работают аттракцион Ильи Символокова, джигиты Мерденовы, 24 групповых номера, среди которых акробаты Арнаутовы, Щербаковы, Осиповы, Полудяблик, Яцко, икарийцы Ушаковы, эквилибристы Шуляковские, музыкальные эксцентрики Ростовцевы, Игнатовы и другие. Большую творческую работу проделали Майсур Ширвани, Виктор Тихонов и ряд других артистов.

Завершилась работа по созданию новой программы в Государственном ансамбле «Балет на льду». В цирках поставлено много удачных, интересных программ, парадов-прологов, детских представлений.

Значительно повысился художественный уросень номеров в Московской. Ленинградской и Украинской дирекциях «Цирк на сцене».

От руководителей номеров только за последнее время поступило 25 авторских заявок, большинство из которых представляет определенный интерес и обещает творческие удачи.

Нужно сделать так, чтобы контроль за ходом создания и совершенствования номеров был более действенным, чтобы он осуществлялся не при их выпуске, а на самых ранних стадиях — при утверждении сценариев и либретто. И чтобы этот контроль преследовал одну цель — вовремя помочь. Но этого пока нет. Не всегда соблюдается высокая требовательность к качеству вновь создаваемых номеров.

За последние два года из числа созданных номеров 18 были расформированы сразу же после их выпуска из-за полной художественной и профессиональной беспомощности. А ведь создавали эти номера наши режиссеры, сценарии для них утверждала наша режиссерская коллегия, акты о приеме в эксплуатацию подписывали ответственные работники. И дело здесь не в возможных издержках творческой работы. Дело в недостаточно высокой требовательности и беспринципности, недопустимых в нашей творческой работе.

В конвейере по-прежнему много номеров посредственных, похожих друг на друга и самортизированных временем. Для устранения этого, для создания подлинно новаторских произведений образована Всесоюзная дирекция, для которой впервые создана хорошая учебно-материальная база — замечательное здание с манежем, репетиционными залами, со специальным конструкторским бюро, с творческими мастерскими по жанрам и т. д. В создании новых номеров Дирекция должна работать на принципах государственного заказа.

Чтобы справиться в полной мере со своими задачами дирекция не должна замыкаться в кругу своих штатных режиссеров. Надо привлекать к постановке номеров творческих работников из других видов искусств, из ГУЦЭИ, из спорта, из нашей артистической среды.

Творческое развитие циркового искусства, повышение художественного качества цирковых представлений немыслимо без широкого разнообразия творческих приемов, стилей, без эксперимента. Но при всем разнообразии цирковые номера должны иметь главное: яркий художественный образ, отчетливую мысль, а где возможно — сюжет. Только при этом условии можно надеяться, что на цирковых аренах будет утверждаться подлинное и высокое искусство. Следует кстати заметить, что именно эти качества прежде всего отличают советский цирк от цирков других стран, именно об этом всегда говорит зарубежная пресса, видя в этом огромную притягательную силу советского цирка, его творческие перспективы.

Удивлять в цирке одними трюками, как таковыми, становится все труднее, а в скором времени станет и вовсе делом невозможным. Сегодня в цирковой программе мало иметь хорошие номера, ее надо сделать цирковым спектаклем, тщательно выстроенным по всем художественным законам цирка, целостным по своей художественной форме.

Именно поэтому главным резервом повышения художественного качества цирковых представлений является создание на базе стабильных программ и национальных коллективов полноценных цирковых спектаклей. где каждый артист будет ответствен не только за качество его номера, но и за представление в целом. Важно, чтобы сценарии представлений были обстоятельно проработаны с Художественным Советом, на собрании артистов. Чем заинтересованнее к этому отнесется постановщик и вся программа, тем вероятнее творческий успех.

Товарищ Цуканов сообщил собранию, что Министерство культуры СССР активно поддержало предложение, чтобы Союзгосцирк выдвигал кандидатами на соискание премий Министерства за выдающиеся произведения искусства преимущественно цирковые представления — спектакли, имеющие долгую творческую жизнь, то есть спектакли стабильных программ.

Росту художественного качества номеров, продолжает т. Цукеиоп, должны серьезно помочь творческие конкурсы, которые будут проведены в 1974 — 1976 годах. Впервые будут проведены конкурсы номеров по жанрам, они официально определят первую пятерку и первую десятку номеров в каждом жанре. Будут проведены конкурсы на лучший сценарий новых, оригинальных цирковых номеров и аттракционов, на лучший сценарий детских представлений.

Нельзя говорить о повышении качества цирковых программ, не говоря о проблемах клоунады. Одна из них — крайняя нехватка артистов этого жанра.

Несмотря на то, что в Дирекции работает творческая мастерская по клоунаде, а в цирке на Цветном бульваре создана клоунская студия, нельзя сказать, что сделано все. Директора цирков, каждый в своей области или крае, должны знать народные и самодеятельные цирки, находить способных людей, привлекать их для учебы, ибо только такой подход к делу может дать ощутимые результаты.

М. П. Цуканов отмечает некоторую однобокость развития нашей клоунады. Почти нет буффонных клоунов, клоунов-дрессировщиков, музыкальных клоунов и особенно клоунов-сатириков. публицистический репертуар которых всегда придавал представлениям общественную значимость, подчеркивал сопричастность искусства цирка с наиболее важными событиями времени.

Повышение художественного уровня цирковых представлений требует существенного улучшения качества музыки и оркестрового звучания, решительной борьбы с исполнением русских народных и советских песенных мелодий в исковерканных джазовых обработках, с откровенно плохой музыкой, которую пишут и исполняют некоторые дирижеры цирков. Нужно избавляться от музыки, которую выбирают сами артисты по принципу «мне это нравится», не задумываясь над тем, что они навязывают зрителям свой собственный, часто недостаточно развитый вкус.

Товарищ Цуканов высказал критические замечания в адрес Всесоюзной дирекции, не проявляющей должной заботы о своевременной подготовке реквизита, технической части номеров и аттракционов. Именно из-за этого порой готовые и так нужные конвейеру номера и аттракционы стоят ма простое.

Говоря об осуществлении программы культурных связей с зарубежными странами о деятельности советского цирка за рубежом, т. Цуканоа отметил, что все гастрольные коллективы достойно выполнили свои задачи, они сумели еще и еще раз продемонстрировать достижения советского циркового искусства, подтвердить его славу лучшего в мире. Все гастроли, по оценке советских посольств, по свидетельству многочисленной прессы самой различной ориентации, проходили с огромной успехом. Гастроли советского цирка п 1973 году проходили на всех континентах в 21 стране мира.

Культурные связи с зарубежными странами не ограничиваются только рамками артистического обмена. Союзгосцирк принимал и принимает активное участие в международных совещаниях деятелей циркового искусства. Культурные связи все больше охватывают вопросы режиссуры, принципы построения цирковых программ, систему подготовки артистических кадров, проблемы музыки в цирках, техники безопасности, нормативных актов, регулирующих деятельность цирковых предприятий и т. п.

Артисты советского цирка стали лауреатами Берлинского фестиваля молодежи и студентов, они выезжали в составе делегации ВЛКСМ по Вьетнам и Лаос и заслужили благодарность ЦК ВЛКСМ за активную деятельность.

Надо повышать уровень пропагандистской работы за рубежом, находить для этого новые формы и возможности, устранять недостатки в отборе людей для гастролей, умножать число друзей Советского Союза, еще внимательнее организовывать и проводить гастроли зарубежных артистов в нашей стране.

В прошлом году, говорит далее т. Цуканов, как и в предыдущие годы, продолжалось широкое строительство новых цирков.

Новые цирки построены в Кисловодске, Кемерове, Омске, Владивостоке и Харькове. В Брянске, Краснодаре, Киеве, Ворошиловграде, Кемерово построены гостиницы. Строятся цирки в 11 городах. Введено в строй здание Всесоюзной Дирекции.

В январе текущего года коллегия Министерства культуры СССР рассмотрела вопрос о состоянии и мерах укрепления материально-технической базы предприятий Союзгосцирка и одобрила план мероприятий в этом направлении на ближайшие пять-семь лет. Выполнение этой программы — главнейшая задача всего нашего коллектива работников цирка.

Говоря о проблеме кадров, докладчик отметил, что самым важным явилось здесь открытие факультета цирковой режиссуры при ГИТИСе. первыми студентами которого стали четырнадцать юношей и девушек, в той или иной мере знающих цирк.

В заключение г. Цуканов поздравил всех работников цирка с высокими правительственными наградами: в 1973 году за заслуги в развитии советского циркового искусства и в связи со 100-летием со дня образования орденом Трудового Красного Знамени награжден Саратовский цирк и орденом Знак Почета — Пензенский.
Товарищ Цуканов от имени всех присутствующих на собрании заверил Центральный Комитет партии, что работники советского цирка сделают все, чтобы ответить на заботу партии улучшением своей работы, перевыполнением плана 1974 года, определяющего года девятой пятилетки.

Участники партийно-хозяйственного актива Союзгосцирка горячо и заинтересованно обсуждали вопросы, поставленные в докладе управляющего.

О значении, которое имеет для дальнейшего развития циркового искусства Всесоюзная дирекция по подготовке новых цирковых программ, номеров и аттракционов, о задачах, стоящих перед ней, говорил Б. И. МЕЛЬНИКОВ. Он отметил, что в докладе много внимания было уделено вопросам творческой деятельности Всесоюзной дирекции Союзгосцирка. «И это,— сказал он,— вполне закономерно, ведь прошлый год был для нашего коллектива особым годом. Вводилось в эксплуатацию здание репетиционной базы в Измайлове, Центральная студия преобразовывалась в новую организацию — Всесоюзную дирекцию Союзгосцирка — и при этом ни на минуту не прерывалась подготовка новых номеров, аттракционов и коллективов. В основном все три задачи коллектив выполнил успешно».

В прошлом году завершилось создание Башкирского национального коллектива. Наряду с этим был выпущен целый ряд новых номеров, велась работа с группой стажеров-клоунов, и пять выпускников этой группы уже работают в цирковом «конвейере».

Далее товарищ Мельников сказал о недостатках а работе Всесоюзной дирекции Союзгосцирка. Не все выпущенные ими номера отличались высоким художественным уровнем. Случалось, что артистам продлевался репетиционный период. Происходило это главным образом из-за несвоевременного изготовления аппаратуры и костюмов. В связи с этим Б. Мельников коснулся весьма важного вопроса о расширении производственной базы, изготовляющей оборудование, реквизит, костюмы и прочее оформление для всей системы Союзгосцирка.

В заключение он поделился планами работы Всесоюзной дирекции на 1974 год.

Важнейшим творческим проблемам, стоящим сегодня перед артистами советского цирка, посвятил свое выступление доктор искусствоведения профессор Ю. А. ДМИТРИЕВ. Одна из них — умение создавать на манеже художественный образ средствами циркового искусства. Ю. Дмитриев сказал, «По-моему, одии из недостатков многих номеров заключается в том, что в сегодняшнем цирке слишком много трюкачества и мало артистичности. И когда одно трюкачество сменяется другим, то публика не видит существенной разницы. А если бы одна творческая индивидуальность сменяла другую, то каждая программа была бы действительно новой».

Другой не менее значительной проблемой Ю. Дмитриев назвал проблему режиссуры. Он обратил внимание присутствующих на следующий фок:: во главе каждого выдающегося театрального коллектива обязательно стоит талантливый режиссер. И привел слова К. С. Станиславского о том, что режиссер — это художественный и идейный организатор творческого процесса. «И поэтому мне представляется, — сказал Дмитриев, — что главная задача, которую следует сегодня решать в цирке, — это задача утверждения режиссера-художника. Не тренера, могущего научить исполнять те или иные цирковые трюки, а именно режиссера-художника».

И, наконец, Ю. Дмитриев призвал к тому, чтобы Смелее утверждать на аренах новые цирковые имена, создавать новые цирковые «звезды».

О создании новых цирковых звезд говорил также народный артист РСФСР В. В. ДОВЕЙКО. Он сообщил, что многие крупные номере, привлекающие особое внимание зрителей, помогают выполнению и перевыполнению финансовых планов. Директора цирков го собственной инициативе рекламируют эти произведения как выдающиеся аттракционы, а Союзгосцирк, в частности руководитель отдела формирования программ Ю. Быковский, запрещает это, по зато аттракционами продолжают числиться многие амортизировавшиеся и не пользующиеся успехом произведения. И именно они стоят в рекламе красной строкой, а успех программе зачастую приносят новые произведения, новые имена, которых пока Союзгосцирк «звездами» признавать не хочет.

Продолжил разговор о режиссуре секретарь комитета комсомола Союзгосцирка Ю. В. ПУЗДРАЧ. Он предложил как можно больше внимания уделять молодым артистам, окончившим режиссерский факультет ГИТИСа имени А. В Луначарского. До сих пор многие выпускники этого факультета были занять лишь усовершенствованием своих собственных номеров. Это, разумеется, хорошо. «Однако надо дать им возможность, — сказал Ю. В. Пуздрач, — шире применять свои знания и способности. Особенно сейчас, когда создаются постоянные коллективы. Почему бы не наполнить двух-трех молодых артистов-режиссеров в коллектив, где они будут выступать со своими номерами и вести совместно режиссерскую работу. При этом, конечно, им необходима помощь артистов и режиссеров старшего поколения, — добавил выступающий.

Затронув тему возникновения постоянных коллективов, секретарь комитета комсомола заявил, что следует как можно внимательнее относиться к этим творческим группам. До сих пор, к сожалению, имеет место тот факт, когда из коллективов периодически забирают то один, то другой номер. А если коллектив демонстрирует тематический спектакль, как, например, «Мечте навстречу», то отсутствие любого номера нарушает сюжетный строй представления, а ввод новых артистов требует долгих репетиций.

Руководитель грузинского коллектива М. И. ЛАЛАШВИЛИ также посвятил свое выступление проблеме стабильных коллективов. В заключение он поставил вопрос о подготовке кадров для национальных групп.

В прениях участвовали директора и режиссеры цирков страны: директор Московского цирка на Ленинских горах П. Ф. АБОЛИМОВ, главный режиссер Московского цирка на Цветном бульваре М. С. МЕСТЕЧКИН, директоо Пермского цирка Ю. Б. АЛЕКСАНДРОВСКИЙ, руководитель Московской дирекции «Цирк на сцене» В. А. ГОРЕГЛЯД. директор Алма-Атинского цирка К. М. САЛДЫБАЕВ, директор Саратовского цирка И. В. ДУБИНСКИЙ, директор Донецкого цирка Г. М. ЛИКИН, режиссер Горьковского цирка Ю. В. СВИРЕЛИН. Они поделились опытом работы своих предприятий, рассказали о достигнутых успехах — творческих и финансовых, отметили и некоторые трудности, с которыми еще приходится сталкиваться.

Почти в каждом выступлении директоров и режиссеров можно было проследить следующие основные темы: о мастерстве актеров, об их творческой индивидуальности, о художественном уровне программ и о том, что стабильные коллективы по многом помогают повысить качество представлений. Ведь артисты коллектива приезжают в город одновременно, имея заранее подготовленный пролог и эпилог. На подготовку новой прогргОимы затрачивается значительно меньше времени и сил, з потому премьеры их проходят более успешно. Противопоставляя коллективам сборные программы, директора многих цирков отмечали, что о докладе тов. Цуканова была дана весьма всоная оценка неудовлетворительной работе отдела формирования. По вине этого отдела номера и аттракционы сборных программ довольно «вето опаздывают к началу работы, из-за чего срываются и по нескольку раз рткладываютс» премьеры. Так, например, дважды случалось в Алма-Атинском цирке.

Выступая на партийно-хозяйственном активе все административные и творческие руководители заверили Союзгосцирк, что их предприятия будут в дальнейшем работать еще более плодотворно.

О работе профсоюзных организации цирков рассказал председатель профкома Союзгосцирка В. Н. МУРАВКИН. Он отметил, что многие профсоюзные организации под руководством партийных организаций и совместно с руководителями предприятий проводят большую работу по мобилизации наших цирковых коллективов на выполнение принятых социалистических обязательств. Сорок цирковых коллективов досрочно выполнили социалистические обязательства, взятые ими на третий, решающий год девятой пятилетки.

Заканчивая выступление, товарищ Муравкин сказал:

— Я уверен, что профсоюзные организации предприятий будут непрестанно работать над развитием инициативы и творческой активности работников цирков по развертыванию социалистического соревнования за успешное претворение в жизнь решений XXIV съезда нашей партии.

В заключение выступил заместитель министре культуры СССР Н. И. МОХОВ.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

дешево купить кружево