В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

К новым творческим высотам

У советских людей стало традицией подводить итоги своей работы за минувший год в первых числах января, намечать планы на новый. Так поступают и артисты цирка.

Год 1964-й был для мастеров советского манежа твор­чески удачным. Итоги его радостны: производственно-фи­нансовый план выполнен досрочно. Около сорока миллио­нов зрителей побывало на 30 тысячах представлений. Такой аудитории не имел ни один цирк мира. Получается, что каждый пятый житель страны посмотрел цирковую про­грамму. Свыше шести миллионов человек в 22 странах Европы, Азии, Америки и Африки восхищались мастерством совет­ских артистов. Триумфальные гастроли их внесли вклад в дело сближения между народами, упрочили за советским цирком славу лучшего в мире.

Год 1964-й знаменателен еще и тем, что был успешно завершен Всесоюзный смотр новых произведений цирково­го искусства. Начатый в честь XXII съезда КПСС, он спо­собствовал дальнейшему творческому росту мастеров советского манежа. В нем участвовало свыше тысячи арти­стов. Многие из них добились больших творческих дости­жений, создали оригинальные представления, аттракционы, номера и трюки, обогатившие репертуар отечественного цирка. По сравнению с предыдущими, этот смотр оказался наиболее успешным: арены четырех цирков — Москов­ского, Ленинградского, Киевского и Рижского — даже не смогли включить в свои смотровые программы все заслу­живающие   внимания   новые   номера. Наряду с мастерами манежа старшего и среднего по­коления больших успехов добилась молодежь, она выдви­нула из своей среды много талантливых исполнителей, которые составили свыше 80 процентов участников смотра.

Воздушный полет с батудом. Артисты КазаковыВоздушный полет с батудом. Артисты Казаковы

За новые творческие успехи приказом министра куль­туры СССР двадцати семи артистам, режиссерам и худож­никам цирка было присвоено звание лауреатов конкурса, семьдесят семь работников цирка удостоены дипломов и сто шестьдесят шесть награждены похвальными грамо­тами. Кроме того, многим участникам смотра объявлена благодарность, выданы премии. Дипломами награждены также   целые   коллективы. Итоги смотра свидетельствуют о повышении профес­сионального мастерства артистов, о их постоянных творче­ских поисках и стремлении внести свой вклад в развитие советского   циркового   искусства. Год 1964-й войдет в историю отечественного цирка и как год повышения знаний и культуры. Около двух с по­ловиной тысяч артистов, ассистентов, униформистов посту­пили заочно учиться в средние и высшие учебные заведе­ния,   в   университеты   марксизма-ленинизма.

И вот старый год передал эстафету новому. Естествен­но, подводя итоги годовой работы, мы должны думать о будущем нашего цирка, о том, по какому пути двигаться к   вершинам   мастерства. Планы на новый год в любой отрасли народного хозяй­ства по своим показателям всегда более повышенные, чем в прошлом. Это закон нашего развития, одна из причин могущества   страны. Так и в цирке: плен творческих мероприятий на 1965-й год по объему значительно больше прошлогоднего. Рост его основных показателей обусловлен и тем, что через три года исполняется пятидесятилетие Советской власти. Вме­сте со всеми трудящимися страны артисты цирка стремятся отметить это знаменательное событие новыми творческими достижениями.

Приказом министра культуры СССР уже объявлено о проведении нового смотра циркового искусства. Условия его разосланы по циркам. Многие мастера манежа при­ступили к работе над новыми номерами и аттракционами. Есть уже и  первые результаты  их творческого труда. Появился первый в мире цирк на льду. Художественному руководителю ЦСЦИ А. Арнольду в содружестве с режис­серами цирка и балетмейстерами удалось создать новый вид циркового зрелища, которое было тепло принято публикой и прессой. Артисты коллектива «Пароход идет «Анюта» подготовили специальную программу для детей — «Тайна зеленого леса». Творческую инициативу этих двух молодежных  коллективов  следует поддержать.

Перед артистами стоит серьезная задача: создать ори­гинальные, подлинно новаторские произведения циркового искусства. При этом следует использовать все то лучшее, что было в русском цирке и что давно не появлялось на наших аренах. Не следует пренебрегать также и творче­ским опытом выдающихся артистов современного зару­бежного   цирка. В 1965 году предусмотрено осуществить десять тема­тических цирковых постановок. Среди них заслуживают особого внимания «Феерическое представление на воде». Благодаря разборному бассейну оно может идти в любом цирке. Интересны по замыслу программа азербайджанско­го коллектива «Знак на скале», «Арена и экран» с участием аттракциона Маргариты Назаровой, «Волшебник еще раз».

В 1965 году зрители увидят не менее 60 новых цирко­вых номеров. 25 так называемых «вторых» подготовят группы «Цирк на сцене». В новом году будет продолжена также работа по улучшению существующих уже номеров. Их нужно поднять до уровня лучших. Мы должны объя­вить войну халтуре и посредственности на манеже. План основных творческих мероприятий на 1965 год — безусловно, только предварительные наметки нашей рабо­ты. Ведь нельзя учесть все творческие замыслы артистов. Но можно сказать определенно, что в ближайшее время мы услышим о новых оригинальных произведениях, сцена­рии которых сейчас создаются. В своей творческой прак­тике артистам необходимо также обратить внимание на отдельные жанры, которые еще не заняли должного места в цирке. Например, клоунада. От клоунов и сатири­ков зрители ждут новых актуальных и злободневных клоу­над, интермедий и реприз, а также интересных номеров музыкальных эксцентриков. В долгу артисты цирка перед юным зрителем. Специальных детских программ у нас еще мало. А ведь ребята — самые большие любители цирково­го искусства. Мы должны порадовать их яркими, веселыми спектаклями.

Не мешает творческим работникам обратить внимание и на номера конного жанра. В них следует внести больше разнообразия. Надо бы подготовить и специальную про­грамму, состоящую из всевозможных конных номеров. Это может быть ярким зрелищем. Следует подумать уже сейчас над тем, чтобы в дни пятидесятилетия Советской власти во всех городах, где есть цирки, состоялись праздники циркового искусства на стадионах. Создание новых произведений циркового искусства связано с созданием нового репертуара. Ведь сценарий является первоосновой каждого представления, номера и в значительной мере определяет их идейно-художествен­ный уровень. Поэтому, думая о будущем нашего цирка, о том, как лучше провести новый смотр циркового искус­ства, мы должны думать и о том, чтобы обеспечить испол­нителей хорошим репертуаром.

В 1965 году будет заказано авторам шесть сценариев новогодних представлений для детей, сценарий детского спектакля по мотивам повести писателя И. Василенко «Волшебная шкатулка», пять сценариев для передвижных коллективов «Цирк на сцене» и два сценария цирковых представлений на стадионах. Будет подготовлено 30 новых клоунских   антре   и   160   реприз.

Нам необходимо иметь как можно больше сценариев пантомим, тематических представлений и отдельных номеров. В ближайшие годы, как известно, открывается 40 но­вых цирков. Возможно также, что будет построено кроме этого еще 20 летних и зимних цирковых зданий. Их нужно обеспечить высокохудожественными программами. Уже сейчас следует подумать, что мы покажем зрителю в но­вом Московском цирке, строительство которого будет за­вершено к пятидесятилетнему юбилею Советской власти. Для новых цирков потребуется дополнительно не менее 200 номеров. Для этого нужны тысяча артистов и много других творческих и административных работников, По­этому сейчас, как никогда, остро стоит вопрос о подготов­ке кадров для цирка. Возможно, возникнет необходимость открыть два новых цирковых училища. Не следует забы­вать и о таком резерве артистических кадров, как худо­жественная самодеятельность. Необходимо, чтобы каждый стационарный цирк, каждая группа «Цирк на сцене» воз­главили бы в своем городе народные цирки, оказали ме­тодическую  помощь  самодеятельным  артистам.

К пятидесятилетию Великой Октябрьской социалисти­ческой революции будет проведен Всесоюзный смотр на­родных цирков. Он несомненно выявит молодых талантли­вых исполнителей. Самых лучших из них можно будет пригласить на работу в цирк. Велики и ответственны задачи, стоящие в 1965 году перед творческими работниками советского цирка. Они будут успешно выполнены, если директора и общественные организации хорошо организуют воспитательную работу на цирковых предприятиях, если более оперативно и четко станет работать аппарат управления Союзгосцирка. Необ­ходимо быстро рассматривать творческие заявки мастеров манежа, своевременно изготовлять для них реквизит и ап­паратуру, оказывать им режиссерскую помощь.

Советский цирк в ближайшие годы достигнет новых творческих высот. Для этого мастера манежа должны создать новые произведения, приложить все силы, чтобы достойно встретить пятидесятилетие Советской власти.

Ф. БАРДИАН, управляющий Союзгосцирком

Обложки. Журнал Советский цирк. Январь 1965 г. Обложки. Журнал Советский цирк. Январь 1965 г.

Обложки. Журнал Советский цирк. Январь 1965 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100