В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

К пяти­десятилетию Советской власти

Всего два с половиной года отделяют нас от пяти­десятилетия Советской власти. По всей стране широко развернулось движение за достойную встречу этого знаменательного события.

Труже­ники города и деревни стремятся отметить его новыми трудовыми победами. Верные традициям — быть достойными в своем твор­честве нашего народа, — артисты цирка мечтают показать в эти праздничные дни лучшие свои произведения. Созда­ются новые номера, разрабатываются сценарии аттракцио­нов и пантомим, идут репетиции на многих манежах. Подготовка к пятидесятилетию нашего государства — важное и ответственное дело. Оно требует организован­ности и слаженности. Здесь не может быть самотека.

Приступая к этой работе, артистам, режиссерам и со­трудникам аппарата Союзгосцирка необходимо подыто­жить все положительное, что было создано в цирке за последние годы, выяснить причины недостатков, чтобы устранить их, и учесть, что еще необходимо нам сделать. Только после этого можно наметить конкретные задачи, которые предстоит решать. Наша задача облегчается тем, что закончившийся в прошлом году смотр новых произведений циркового ис­кусства, начатый еще в 1961 году в честь XXII съезда КПСС, подвел итоги творческой работы артистов. Он показал значительный рост профессионального мастерства, выявил многих талантливых исполнителей и ряд интерес­ных, новаторских номеров, аттракционов, программ, опре­делил достижения в творческих поисках по созданию сю­жетных цирковых представлений. Смотр также показал, что значительно возрос идейно-художественный уровень большинства номеров разговорного жанра. Артисты совет­ского цирка, претворяя в жизнь решения XXII съезда КПСС и июньского Пленума ЦК КПСС, значительно улуч­шили свой репертуар. Вместе с тем необходимо подчерк­нуть, что среди вновь созданных номеров все же мало еще подлинно оригинальных по замыслу и композиции. В частности, оставляет желать лучшего состояние разго­ворного жанра. Как показал смотр, ряд клоунов и ковер­ных, ранее активно работавших над созданием нового ре­пертуара, за последние годы не пополнили свой репертуар новыми произведениями, а некоторые комики (Н. Шульгин, А. Носов и другие), обновившие свои репризы и антре, продемонстрировали низкий уровень их исполнения.

Будущее цирка, его дальнейшие успехи прежде всего связаны с новаторством, с творческими дерзаниями арти­стов и режиссеров. Только новое, оригинальное и само­бытное может двигать вперед искусство. Весь мир признал, что наш цирк является новаторским, что возможности его безграничны. Но нам нельзя успо­каиваться на достигнутом. Надо всячески активизировать творческую жизнь в цирке, создать мастерам манежа все необходимые условия для плодотворной работы над новы­ми произведениями. Большое значение в связи с этим приобретает недавно объявленный Министерством культу­ры СССР смотр циркового искусства в честь пятидесятиле­тия Советской власти.

Как и прошлый смотр, он будет подлинно массовым. Нужно добиться, чтобы в нем участвовало как можно боль­ше артистов, режиссеров и художников. Смотр предполагается провести в три тура. В первом (с 1 февраля по 31 декабря 1965 г.) центральная комиссия рассмотрит и утвердит творческие заявки. Во втором туре (с 1 января по 31 декабря 1966 г.) местные просмотровые комиссии в цирках будут руководить работой артистов по подготовке новых произведений. Отбор новых и усовер­шенствованных номеров состоится в третьем туре (с 1 ян­варя по 1 мая 1967 г.).

Каждый участник смотра должен прежде всего поду­мать о том, что нового он может внести в развитие со­ветского циркового искусства. Следует всячески поощрять тех артистов, кто в своем творчестве выходит за рамки жанра, обогащает его, а не повторяет  того, что уже было сделано. Необходимо также приветствовать мастеров манежа, стремящихся внести разнообразие в традиционные номе­ра и создающих произведения тех жанров, которые, к со­жалению, не занимают пока надлежащего места в нашем цирке.

Было бы хорошо, если бы к пятидесятилетию Советской власти на манеж вышли не знакомые еще публике моло­дые клоуны с интересными, неповторимыми масками и острым публицистическим материалом, в том числе и клоу­ны-буфф, ставшие столь редкими в теперешних програм­мах. Наш манеж ждет оригинальных номеров музыкальных эксцентриков, дрессировщиков лошадей и других живот­ных. Сейчас в этих жанрах еще много однообразия и штам­пов. Новаторство и высокий артистизм исполнителя должны стать критерием оценки каждого номера, а не так назы­ваемые «рекордные трюки».

С тех же позиций следует подходить и к цирковому представлению. Некоторые наши программы, особенно в периферийных цирках, к сожалению, похожи друг на дру­га. Необходимо добиться, чтобы отличительными чертами каждого представления на манеже стали высокая идей­ность и свежесть режиссерского замысла. Оно должно выглядеть не как простая демонстрация разрозненных номеров, а как объединенное общей мыслью и чувством произведение. Вся наша работа в 1967 году будет протекать под зна­ком юбилея Советской власти. На манежах пойдут специ­альные программы, они явятся отчетом цирка перед наро­дом. Поэтому уже сейчас надо подумать над тем, что мы покажем в дни празднеств нашему взыскательному зри­телю. Следует учесть, что к этому времени в строй вступят десятки новых цирков. Отделу формирования и худо­жественному отделу необходимо обеспечить их высокоху­дожественными   программами.

Следует продолжать поиски в создании больших пан­томим и феерий, чтобы в 1967 году осуществить постанов­ки ряда интересных спектаклей. Трудно сегодня еще сказать, что мы увидим на мане­же нового Московского цирка. Может быть, в его програм­ме будут представлены известные мастера из национальных коллективов, или лучшие номера смотра, или пойдет героическая пантомима. Если сейчас серьезно не присту­пить к подготовке, интересного спектакля не получится. 8 работе над новыми произведениями мастера манежа должны найти себе помощников в лице цирковых режиссе­ров. Сейчас как никогда режиссеры обязаны постоянно находиться в творческом контакте с артистами, поддержи­вать и претворять в жизнь замыслы исполнителей, обога­щая их своим опытом и знаниями.

В наши дни в цирке уже трудно создать высокохудоже­ственные новые произведения без писателей, композито­ров и художников. Для арены более или менее регулярно пишут сценарии, репризы около ста авторов. Пятьдесят композиторов сочиняют музыку, под которую идут на манеже номера  и  программы. Но если учесть темпы  роста нашего циркового искусства — этого мало. Авторам предстоит большая работа, чтобы к пятидеся­тилетнему юбилею Советской власти дать артистам и цир­ковым коллективам высокоидейные литературные материалы. Для этого им необходимо ознакомиться с творче­скими замыслами исполнителей, лучше узнать цирк, его специфику.

Создание номеров и программ тесно связано с подго­товкой творческих кадров. Их будут готовить в Государст­венном училище циркового и эстрадного искусства в Мо­скве, в национальных цирковых студиях, которые откроются в Баку и Ташкенте и, наконец, в действующих номерах у опытных мастеров манежа. Один из источников пополнения программ в новых цир­ках — вторые номера артистов. Они не должны быть пов­торением уже существующих номеров. Артистам следует создать оригинальные произведения другого  жанра. Важным резервом арены могут стать участники цирко­вой художественной самодеятельности, За последнее вре­мя она приобрела широкое развитие в нашей стране. Не должно быть ни одного цирка, ни одной группы «Цирк на сцене», у которых не было бы своего «спутника» — под­шефного народного цирка.

Большие творческие задачи может успешно решать только тот, кто не только овладел технологией своего де­ла, но и приобрел глубокие знания. Поэтому сейчас, в преддверии пятидесятилетнего юбилея Советской власти, особенно актуальной становится проблема учебы. За по­следнее время многие артисты поступили учиться на заоч­ные отделения вузов и техникумов, в вечерние школы рабочей молодежи, университеты марксизма-ленинизма. Однако в нашем цирке есть еще работники, не имеющие среднего образования. Надо добиться, чтобы каждый ар­тист неустанно повышал свои знания.

Мало у нас еще уделяется внимания профессиональной учебе, редко проводятся занятия, посвященные актерскому мастерству. Между тем такие занятия крайне необходимы для творческого роста исполнителей. Союзгосцирк пред­полагает организовать курсы повышения квалификации артистов, но в основном эта работа должна вестись в цир­ках. С проблемой учебы неразрывно связана проблема вос­питания. К сожалению, мы сталкиваемся с фактами, когда отдельные артисты и технические работники цирков нару­шают трудовую дисциплину и морально-этические нормы поведения   советского   человека.

Нельзя добиться больших достижений, будучи внутрен­не несобранным. Сейчас как никогда необходимо уделить внимание воспитанию мастеров манежа и прежде всего артистической молодежи. Надо повысить ответственность за эту работу директоров цирков и руководителей коллек­тивов и номеров. Большая роль здесь должна принадле­жать партийным, профсоюзным и комсомольским органи­зациям. Улучшение системы воспитания артистов несомненно благотворно скажется на их творчестве.

Союзгосцирком разработан план основных творческих мероприятий к пятидесятилетию Советской власти. Недав­но он был обсужден на художественном совете главка. Артисты, режиссеры, сотрудники аппарата Союзгосцирка, участвовавшие в его работе, внесли свои дополнения к плану, высказали ряд интересных предложений. Необходи­мо этот план довести до всех работников советского цирка, рассмотреть его на художественных советах цирков, кол­лективов и групп «Цирк на сцене», чтобы затем претворить в   жизнь. Партийные, комсомольские и профсоюзные организа­ции призваны направить свою работу на то, чтобы этот план был осуществлен организованно и своевременно. Заслуживает внимания почин партбюро управления и проф­кома Союзгосцирка, рассмотревших недавно на своих за­седаниях работу цирковых режиссеров по подготовке к   смотру.

Нужно сделать все, чтобы к пятидесятилетию Советско­го государства цирк пришел с новыми большими творче­скими достижениями и порадовал зрителей оригинальными произведениями, достойными нашего народа.

Фрагмент из конной сюиты «Русская березка»    артистов    Л.    Котовой    и Ю. Ермолаева Фото Е. САВАЛОВА В.И. Ленин Со­листка ансамбля «Дружба» Эдита Пьеха

Фрагмент из конной сюиты «Русская березка»    артистов    Л.    Котовой    и Ю. Ермолаева
Фото Е. САВАЛОВА
В.И. Ленин
Со­листка ансамбля «Дружба» Эдита Пьеха

Журнал Советский цирк. Апрель 1965

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100