В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Станиславский конного цирка: Кантемировы. Сто лет в манеже! Сто лет созидания (к столетию артистической деятельности династии Кантемировых) 

Вовеки не загнивает
вода в дающих колодцах.
Чем больше от сердца отрываешь,
тем больше ему остается.
А.Вознесенский


Исполнилось сто лет со дня премьерного выхода в манеж патриарха жанра, выдающегося мастера отечественного конного цирка, наездника-джигита, создателя, участника и руководителя всемирно прославленного циркового ансамбля «Джигиты Али-Бек», дрессировщика, педагога, народного артиста России, кавалера высших государственных наград Алибека Тузаровича Кантемирова.
Вековой юбилей артистической деятельности династии Кантемировых – событие отнюдь не рядовое, поэтому, думается, некоторая патетика стиля в изложении тут вполне уместна. Масштаб личности основателя династии Алибека Тузаровича Кантемирова, его беспримерный вклад в сокровищницу отечественного и мирового цирка столь значимы, что превосходных степеней опасаться не следует.
«Старший Али-Бек», как его именуют в профессиональной среде, создал всеобъемлющую, подлинную школу подготовки цирковых джигитов-наездников. За свою долгую артистическую жизнь на манеже он сумел удивительным образом выработать стройную, чётко структурированную систему преподавания, методику воспитания цирковых наездников и создания цирковых номеров. И эта алибековская Система на практике сотни и тысячи раз доказала свою исключительную эффективность и абсолютную жизнеспособность.
Великий педагог и учитель, Алибек Кантемиров без малейшего преувеличения должен быть назван тем, кем он на самом деле являлся и продолжает оставаться в выступлениях своих детей, внуков, воспитанников, учеников и последователей – Станиславским конного отечественного цирка!
Продолжая сравнение, можно сказать, что благодаря огромной плодотворной работе, проделанной Али-Беком Кантемировым, после него на наших манежах смогли появиться собственные цирковые вахтанговы, мейерхольды, таировы и немировичи-данченко. Но Алибек Тузарович Кантемиров навсегда останется в истории отечественного цирка основателем жанра конного наездничества, великим и неповторимым цирковым Станиславским конного жанра!
Он воспитал более двухсот учеников и последователей, выросших на его Системе и прославившихся в нашей стране и далеко за её пределами. Среди них, заслуженные и народные артисты республики, дети Али-Бека Тузаровича: Хасанбек, Ирбек и Мухтарбек Кантемировы, племянники – Бексултан, Зелимхан, деверь С.Цирихов, а также такие признанные мастера как М.Туганов, Ю.Мерденов, Т.Нугзаров, Г.Токаев, Ю.Доцоев, А.Гуцалов и многие другие.
Молодой осетинский артист дебютировал в цирке Малюгина в Батуми 11 февраля (25 по новому стилю) 1907 года с номером «Соло-джигит».
Это был достаточно рискованный вызов судьбе, попытка самостоятельно утвердиться на манеже, вопреки существовавшему в те годы стилю и канону. К счастью молодого джигита, попытка оказалась на редкость успешной. Талант и пытливый ум молодого Алибека, его неукротимый темперамент, высокое исполнительское мастерство и обаяние сделали своё дело. Не было у молодого человека выбора - было призвание. С той поры, его цирковая карьера, что называется, понеслась галопом.
Последовали приглашения на выступления в цирке Вяльшина, театре-цирке Машонкина, в цирковую труппу, руководимую В.Труцци и многих других. Особый, уникальный склад его дарования и неукротимое желание постичь секреты профессии, позволил по крупицам собирать и оттачивать все необходимые составляющие будущей Школы и Системы Мастера.
Какие породы лошадей наиболее пригодны для цирковой работы, необходимость занятий акробатикой, танцами и гимнастикой, особый уход за животными, совершенствование изготовления и конфигурации сбруи, седла, создание особых уздечек, петель, подпруг и множества других приспособлений для джигитовки – лишь малая часть «технологического» процесса, которым овладевал Алибек во время гастролей по циркам Российской империи и за её пределами.
«Красой и гордостью Кавказа» называли афиши молодого Алибека.
По сей день остаётся феноменальным достижением «коронный» трюк молодого артиста, об исполнении которого и подумать не смели современники Алибека. Артист на полном галопе «уходил» под живот лошади и вылезал на круп… между задних ног мчащегося по кругу коня.
Апробацию, практическое развитие и совершенствование Система, как уже было сказано, получила в детях и воспитанниках династии Кантемировых.
В 1924 году впервые в советском и мировом цирке основатель династии создал групповой конный аттракцион джигитовки – новаторский по композиции, существенному пополнению и обновлению трюкового репертуара, используемой атрибутике, пластическому решению. Это был самый настоящий прорыв в жанре, если угодно, канонизация жанра.
Не удивительно поэтому, что труппа названная «Джигиты Али-Бек», одной из первых в советской России получила возможность гастролировать в лучших европейских цирках. Выступлениям отечественных джигитов сопутствовал оглушительный успех публики и восторженное признание специалистов таких прославленных европейских антреприз как цирки «Буш», «Кни», «Саразанни», «Кроне», «Глаих», «Бертрама Миллза»… Молодой советский цирк, что называется, стал задавать тон ведущим мировым циркам, демонстрировал, своего рода, профессиональный мастер-класс мировому конному цирку. Время, заметим, 1927-1931г.г.
В знаменитом на весь мир зоологическом саду Карла Гагенбека Алибек Тузарович с блеском выступал в героико-романтической пантомиме «Праздник на Кавказе». В России, - в цирке Труцци, - Алибек блистал в пантомимах «Наполеон в Египте», «Тарас Бульба», Пан Твардовский», в Германии, в цирке Буша – в «Баварском герое» и «Зелёном чёрте», в Ленинградском цирке – в пантомиме «Тайга в огне», в Московском цирке – в пантомимах «Трубке мира» и «Карнавал на Кубе». Играл главную роль в собственной этапной постановке пантомимы «Абрек Заур».
Артисты труппы Кантемировых в качестве дрессировщиков, каскадёров и актёров принимали участие в съёмках более чем 50-ти отечественных кинофильмов, положив основу особой профессии в киноискусстве – конного каскадёра.
Так эволюционировала труппа Кантемировых, являя собой подлинный образец для подражания, давая мощный стимул развитию жанра джигитовки. В современной терминологии, путь, пройденный основателем династии, следует назвать изобретением и созиданием «матрицы», которая существенно расширила горизонты развития современного конного наездничества в цирке, конном спорте, кинематографе. Успешное развитие джигитовки невозможно сегодня представить без поисков, находок и обретений, связанных с именем Алибека Тузаровича Кантемирова. И этого ветра хватило на все паруса.
Кантемировы являются пионерами отечественного конного цирка в исконном значении этого слова, то есть – первооткрывателями!
В 40-70 годы прошлого столетия славу мастеров конного цирка упрочили и приумножили представители второго поколения династии Кантемировых: Народный артист Северной Осетии, возглавивший в начале 70-х цирковое этнографическое обозрение «Картины Кавказа» Хасанбек Алибекович Кантемиров, Народный артист СССР и России, неоднократный чемпион России по конному спорту, возглавивший труппу «Али-Бек» в 1968 году Ирбек Алибекович Кантемиров и народный артист Северной Осетии Мухтарбек Алибекович Кантемиров.
В ансамбле, возглавляемом Алибеком Тузаровичем начинали свою артистическую карьеру внуки Алибека, дети Хасанбека Кантемирова: заслуженная артистка России Каджана Хасанбековна, Али-Бек Хасанбекович и Анатолий Хасанбекович Кантемировы.
Мухтарбек Кантемиров, выйдя из состава труппы отца, создал оригинальный конно-акробатический театр «Каскадёр», специализирующийся в постановках на исторические и батальные сюжеты.
В 1994 года труппу «Али-Бек» возглавил внук прославленного деда, сын Ирбека, заслуженный артист России, Лауреат национальной премии «Циркъ» Маирбек Кантемиров.
Исторические перемены, сотрясавшие в этот период нашу страну, затронули, - не могли не затронуть!- и цирковое искусство. Мир отчалил с якорей... Мелькание событий и перемен… Жизнь понесла, как насмерть перепуганная лошадь. В ответ на вызов времени, третья генерация династии Кантемировых с истинно кавказской решительностью и размахом пришпоривает коней своей профессиональной судьбы.
Маирбек Кантемиров осуществляет постановку эпического конно-акробатического аттракциона «Скифы», из которого, усилиями режиссёра, со временем родился актуальный и весьма эффектный спектакль «Star gazer». Возглавляемая Маирбеком труппа, на протяжении пяти лет с неизменным успехом гастролирует в Англии, с цирком Ф.Ганди, где не прекращает работу: артисты много репетируют, ищут, пробуют…
Наконец, в 2006 году на свет появляется полноформатное многожанровое цирковое шоу в двух отделениях «Avaia», которое органично вобрало в себя исторический и профессиональный опыт кантемировской школы и новейшие достижения современного мирового шоу-бизнеса.
20 мая прошлого года канадская пресса запестрела броским рекламным слоганом: «АВАЙЯ» – цирк для всей семьи!»
Близ Ниагарского водопада со стороны Канады, неподалеку от развлекательного парка «Marineland» в окрестностях местечка Ниагара-Фоллз стартовало новое грандиозное шоу династии Кантемировых – «Cirque Niagara. Avaia». Автором идеи, сценаристом и постановщиком спектакля выступил – Маирбек Кантемиров.
Официальная статистика «Цирка Ниагары» и впрямь поражает: бюджет представления «Avaia» составил около 10 миллионов долларов, в шоу занято порядка 50 артистов, которые в течение представления переодеваются в 70 комплектов костюмов, меняют по ходу действия десятки париков и масок, а стоимость тента-шапито, в котором разворачивается шоу, составляет 1,3 миллиона долларов. Впрочем, когда речь заходит об искусстве, цифры – еще не все. Попробуем понять, откуда мог возникнуть и реализоваться столь грандиозный замысел?
Творческой личности не дано отделаться от впечатлений детства и юности. Приходит момент, когда художник символически претворяет-сублимирует в своих работах потаённые желания, неосуществлённые фантазии, не сбывшиеся мечты, которые у Кантемировых накрепко связаны с родным Кавказом, его поверьями, легендами и сказаниями.
Представляется наиболее вероятным, что изначальной мотивацией сюжетной первоосновы «Авайи» послужил эпос народов Кавказа «Сказание о нартах». По признанию многих авторитетных специалистов, «Нарты» являются одним из самых древних эпосов мира, восходящих к древнегреческой мифологии.
Героический нартский эпос является средоточием и хранилищем народной мудрости, в нем отражен нравственный облик народа, понимание окружающего мира и мира самого человека.
Особое, едва ли ни сакральное значение в «Нартских сказаниях» принадлежит коню. Конь в нартском эпосе выступает таким же всесильным, как сам герой. Конь наделен неимоверными силами и возможностями. Конь в эпосе выступает наравне с человеком, в образе говорящей сверхъестественной силы. Конь для кавказцев – аристократ среди всех животных. Мистическая привязанность к этому «великому творению природы» передаётся на Кавказе из поколения в поколение. Вот что об этом говорит автор «Avaia» Маирбек Кантемиров:
«Лошади – это альфа и омега «Avaia». В шоу занято девятнадцать лошадей девяти разных пород, частью привезенных из России, частью из Европы. Все наши четвероногие партнёры – равноправные участники шоу.
Фабула представления разворачивается как мистическое путешествие вглубь веков, где загадки древности соседствуют с современными реалиями, о которых рассказывается языком цирка. Создавая представление, мы хотели, чтобы наши зрители не только развлеклись, но и задумались о мире, в котором мы живем, кто мы такие и для чего появляемся на свет?
Во время представления мы стараемся провести зрительскую аудиторию сквозь пласты истории, будто на экскурсии, и в этом нам помогают лошади, акробаты, гимнасты, клоуны, эквилибристы. Наше шоу – это празднование любви к жизни, природе, лошадям, рассказ о гармонии человека с природой. «Avaia» и задумывалась и ставилась как своеобразный синтез классической школы цирка с современными высокими креативными технологиями в сфере актуального шоу-бизнеса».
«Avaia», с точки зрения бизнеса, так и с позиции творческой, был довольно рискованным предприятием. В последние два десятилетия цирковое сообщество, с неослабевающим интересом следит за развитием во многих отношениях успешного канадского цирка Дю Солей (Cirque du Soleil).
Тут следует заметить, что цирк Дю Солей принципиально не использует в своих шоу, каких бы то ни было животных. Эта свободная «ниша» в цирковом шоу-бизнесе не могла долго пустовать.
Вторым «подводным камнем» нового проекта Кантемировых был выбор места премьеры. Остаётся историческим фактом, что в первый год своего существования цирк Дю Солей выбрал Ниагарский водопад в качестве начала большого гастрольного турне и … «прогорел», что называется, вчистую.
Ниагарский водопад, вообще-то говоря, место более чем таинственное, почти мистическое, удивительным образом притягивающее к себе разного рода «покорителей».
Самым знаменитым из них считается французский канатоходец Жан Эмиль Гравле, выступавший под именем «Блонден». В 1859 году он перешёл по канату Ниагарский водопад, чем снискал шквал оваций и восторг десятков тысяч зрителей. Начало было многообещающим.
Позднее, Ниагару пытались «покорить» вплавь 16 отчаянных смельчаков, причём самыми невероятными способами: на байдарке, в бочке, в корыте, на плоту, в купальном костюме и в спасательном жилете... Пятеро смельчаков поплатились жизнью, остальные выплыли, достигнув цели – перепуганными, но, так или иначе, невредимыми.
В известном смысле, цирковая антреприза Кантемировых одержала убедительную творческую победу. Ниагарский водопад покорился Кантемировым!
Десятки тысяч зрителей в течение четырёх с половиной месяцев до отказа заполняли зал и не скупились на овации и улыбки. Загадочно-романтическое название «Avaia», что в переводе с санскрита означает «источник радости, веселья и праздника» – полностью себя оправдало. Праздник удался!
Над проектом увлечённо работала одарённая постановочная группа, во главе с режиссёром, или как его теперь принято называть, криэйтером спектакля Маирбеком Кантемировым: композитор Василий Ксенин, хореограф Василий Ушенко, арт-дизайнер Анатолий Лунин.
Успеху «Авайи» во многом способствовала искренняя симпатия и заинтересованность в реализации проекта антрепренеров – Питера Мерканти и Гейла Макалузо.
В ближайшее время шоу «Авайя» собирается в большое турне по Канаде и США, с длительной гастрольной остновкой в Лас-Вегасе.
Когда-то, очень и очень давно мудрый Алибек Кантемиров завещал своим детям: «Плох тот сын, который не хочет пойти дальше отца. Он останется в его тени и завянет».
Внуки и правнуки свято следуют заветам основателя династии.
А это значит, что Школа и Система, созданные Алибеком Тузаровичем Кантемировым, блистательно воспринятая и приумноженная его наследниками, – жива и продолжает следовать путём созидания.


Владимир Сергунин, кандидат искусствоведения

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100