В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

О том, когда неудобные материалы собираются вместе

У Иванова Валента нет такого плаката об отце. Но зато есть другие и один из них он мне подарил. Он совсем маленький. Конечно, плакатик из «неудобных», но теперь, когда у меня появилась полка для «неудобных материалов», я был спокоен.

Ниже. Видите, плакат из Политехнического музея.

Плакат из Политехнического музея.

Ниже. У меня уже есть такой, но только программа другая.
Плакат из Политехнического музея.Цирк для детей

Плакат из Политехнического музея.Цирк для детей

К сожалению, года на плакатах не указано. Думается – конец 20-ых – начала 30-ых.

Интересный момент. Среди номеров двух программ артист Орнелли в первой представлен с акробатическими танцами, а на втором как жонглер. Может быть однофамилец, или ошибка в жанрах. А может быть Орнелли такой вот синтетический артист? В программе второго плаката можно найти и еще один номер, который меня очень даже взволновал. «СПОРТ-ТАНЕЦ - Уч. школы Искусство движения В. И. Цветаевой». И тогда я решил «неудобным» материалам уделить повышенное внимание. То есть, раскрыть журналы, развернуть плакаты и газеты. Кое что даже можно выбросить. Ну вот, к примеру, что тут делает журнал «Культура и жизнь» №11 от 1975 года? /Какое цирк имеет к этому отношение? - шутка/ Оказывается, здесь целая рубрика «Советская эстрада и цирк» со статьей Карандаша «Воспитатель цирковых артистов» на стр. 45. И кто же это такой, воспитатель?&

А. М. Волошин с воспитанниками училища.А. М. Волошин с воспитанниками училища.

Статья написана о Волошине к его семидесятилетию.

«Я знаю А. М. Волошина с 1932 года и был очень обрадован, когда в 1949 году его назначили на должность ди­ректора училища. В Волошине я всег­да ценил человека, любящего цирк. Он всегда был центром живых спо­ров, убежденно отстаивал свои взгля­ды, свое понимание задач совет­ского циркового искусства и воспита­ния молодых артистов, утверждая, темпераментно и смело, все прогрессивное…»

Да, он действительно, был смелым человеком. Когда я собирал деньги, чтобы выкупить «Дарственную» Волошинского архива от Дворецкой, то почти каждый педагог что-то говорил о нем.

Шпак В. Д.:

- Убрали Волошина…

Он все делал вопреки Министерству Культуры. Они говорят – надо сократить две единицы, а он, наоборот – добавлял еще четыре. Но ему боялись возражать – за его спиной стояли такие тузы, как Бауман, Земцев, Гуревич, Мандыч. И тогда стали ждать подходящего момента… Говорили разное, но сходились определенно в одном:

- Это был настоящий директор.

О его смелости рассказывал и Геннадий Хазанов в 1997 году на юбилейном вечере. Фрагмент из его выступления: «…Я хочу поприветствовать Андрея Сергеевича Крюкова, который взял меня в самый  сложный период моей жизни здесь в училище и скажу почему.

Я поехал в 68-ом году немножко подрабатывать. Меня с собой взяла в поездку известная тогда певица Нина Дорда. У нее был сольный концерт, в котором я работал 50-т минут. Моим главным желанием было, чтобы она скорее ушла со сцены, я вообще не люблю когда кто-то другой выступает. Это заметили еще здесь, в училище. Меня выгнали за неблагонадежный репертуар. Так что я давно начал проходить эти университеты. И директор училища, (…царство ему небесное…) о котором надо было бы сказать в самом начале нашего преставления, Александр Маркиянович Волошин, получил письмо, прямо скажем, малорадостного содержания. В письме было написано: «Ваш студент, некто Хазанов, объявился (почти дословно говорю…) на гастролях в Поволжье, где позволил себе исполнять репертуар, не получивший разрешения цензурой. Он был выслан из поездки за антисоветскую деятельность.

(финал письма)

Руководство Росконцерта доводит до вашего сведения, что по окончании вашего учебного заведения студент Хазанов не будет принят на работу ни в одну из концертных организаций Росконцерта. В связи с чем просим его отчислить».

Александр Маркиянович был человеком, похожим в этом смысле на нынешнего президента – ультиматумов он не принимал. Он ударил меня по голове этим письмом и сказал: «Фиг им, будешь учиться. Я переговорю с Надеждой Ивановной (Слоновой – Е. Ч.) – Крюков тебя возьмет. Он с тобой будет работать, пока тебя не амнистируют».

Это правда, Андрей Сергеевич? Не вру? (Крюков встает и утвердительно кивает головой).» Ни о каком выбрасывании, как вы сами понимаете, теперь не может быть и речи. Я с облегчением вздыхаю – этот журнал может быть «пришит» к «Директорам циркового училища», а Карандаша «искать – в его выпускниках».

Смотрим дальше.

И… теперь внимание. Сейчас вы будете свидетелями того, что может произойти, когда «неудобные материалы» собираются вместе. Если бережно разворачивать сотни, сложенные вчетверо маленькие плакаты, то, вдруг перед вами может появится нечто подобное.

Репертуар закрытого театра ГОМЭЦ. /Государственный сад-парк им. К. ЛибкнехтаРепертуар закрытого театра ГОМЭЦ. /Государственный сад-парк им. К. Либкнехта

Читаем дальше. Нет, сначала закуриваем, протираем вспотевшие очки и видим, что помимо перечня номеров больших эстрадных концертов, цыганской труппы театра-студии (РОМЭН) и Малого Государственного Театра, зрители могли посмотреть 26-го июня  2-ой вечер гос. курсов искусства движения под руков. В. И. Цветаевой - танца, жонглирования, акробатики.

В программе: современный тематический танец, спорт-танец, акробатические шутки и пляски, танец с жонглированием, народные танцы. Постановки: арт. Гос. Академ. Больш. Театра Александрова, Долинской и И. Дубовской, Гранской, Орнелли, Цветаевой. В концерте участвует Орнелли.

Черт возьми, это же ее ученик. Где те два плаката с этим Орнелли?

Нет, не этот. Не этот. А здесь что? Мать твою… сколько можно разворачивать и сворачивать. Все развернуть, разгладить, проутюжить, сфотографировать, отсканировать…

Вы  только посмотрите –

этот плакат –

Понедельник 2 апреля

В ПОМЕЩ. ГОСУДАРСТВ. АКАД. ТЕАТРА ИМ. ЕВГ. ВАХТАНГОВА. Арбат, 26.

ОТЧЕТНЫЙ ВЕЧЕР ГОСУДАРСТВЕННЫХ КУРСОВ ИСКУССТВО ДВИЖЕНИЯОТЧЕТНЫЙ ВЕЧЕР ГОСУДАРСТВЕННЫХ КУРСОВ ИСКУССТВО ДВИЖЕНИЯ

В ПРОГРАММЕ:

ТАНЕЦ современный характерный, пластический, акробатический, спортивный, гротеск, эстрадные №№  в постан. Баскакова, Гранской, Долинской, Дубовской, Козлова, Цветаевой. («Франт и модница», «На катке», «С винтовкою», «Ванька», «Этюд на прыжках», «Вальс», «Чечетка», «Семечки», «Циркачи», «Бирюльки», «Чардаш», «Тарантелла» и др.)

ПАНТОМИМНЫЕ сцены: «Морской этюд» и др. сценарий и пост. Н. А. Соколовского.ЖОНГЛИРОВАНИЕ – руков. В. А. Жанто.АКРОБАТИКА – руков. С. П. Сергеев.ТАНЦЫ-ИГРЫ  в исп. детского класса – руков. В. И. Цветаева.

Костюмы по рис. худ. Галаджева, О. Энгельс, исп. Е. Замятиной.начало ровно в 8 часовБилеты от 3 р. до 55 к. в кассе театра и Петровка 5. Пропуска не выдаютсяМосгублит 7981. Тираж 2000 экз.Тип Мосгубпартшколы, Мясницкая, 45. 

Понедельник 13 мая

Помещение Госуд. Московского КАМЕРНОГО ТЕАТРА

ОТЧЕТНЫЙ ВЕЧЕР Государственных Курсов ИСКУССТВО ДВИЖЕНИЯ москпрофобрОТЧЕТНЫЙ ВЕЧЕР Государственных Курсов ИСКУССТВО ДВИЖЕНИЯ москпрофобр

В ПРОГРАММЕ:

ТАНЕЦ эстрадный (с жонглированием, спортивный, акробатический) на советские, бытовые темы пластический и характерный в постан. А. Александрова, М. Баскакова, Е. Долинской, И. Дубовской, Ц. Люмиэр, В. Цветаевой («Аллилуйя», «Качели», «С обручем», «Плюшевые Мишки», «Циркачка», «Негр», «Китайский», «Цыганский», «Турецкий», «Гопак», «Чечетка» и другие), исполнят: Акимова, Бирюков, Вавилова, Горшков, Клейдер, Курочкина, Лебединская, Монфор, Мухин, Орнелли, Русанов, Савкина, Сытина, Семашко, Саранцев, Трескина, Пискунов, Ходакова, Хилюта.

Постан. «1-е МАЯ» в исполн. 50 чел. уч. Детского класса – руков. В. И. Цветаева.

ЖОНГЛИРОВАНИЕ – В. А. Жанто.АКРОБАТИКА – С. П. Сергеев.

начало в  7 часов 30 минут ровноБилеты от 4 руб. до 55 коп. в кассе М.Г.К.Т. и Петровка, 5. Пропуска не выдаются.Мосгублит №49043Тип Мосгубпартшколы, Мясницкая, 45.Тираж 700 экз.

Еще газету –

РАБОТНИКИ ИСКУССТВА В ТАРУССКОМ РАЙОНЕ

Ударной бригадой госкурсов «Искусство движения», работающие в Тарусе, обслужено 20 колхозов (Бояково, Любовцево, Мартемьяновка, Сутормино, Пчеленки, Ильинское, Романовка, Кузьмищево, Бальсуново, Игнатовское, Алекино, Глинищи, Шишкино, Трубецкое, Екатериновка, Крюково, Паршино, Бортники. Совхоз Ладыжино и Таруса в день кооперации и ОСОдмила.

После художественных зрелищ представителем бригады делались доклады о международном положении и соцстроительстве в СССР.

Бригада встречала в колхозах самый дружеский прием. После выступлений и концертов бригадой организовывались массовые игры и пляски.

Г. ОРНЕЛЛИ

/Газета «ОКТЯБРЬ» от 20-го августа 1931 года № 46 (66)/ /Орган Тарусского Районного комитета ВКП(б), райисполкома и РАИПОФСОВЕТА/ «ДР.»

Ненавижу это «др.».

Как-то раз, один из друзей по разуму, позвонил мне и сказал, что ему не нравится последняя цирковая энциклопедия. На мой вопрос, почему, он ответил, потому что там нет меня. Что это, издевательство такое? Действительно, там меня нет, хотя есть много поводов, почему я мог бы там быть. Я проработал в цирке артистом лет 10-ть, в приличном групповом номере. Могли бы вставить хотя бы в перечне. Кандидат искусствоведения. Могли бы вставить там, где про науку. Перечисляют всех, а вот как до меня, то это «др.». И тогда я решил, что я - это и есть «др.». Это мой такой псевдоним. И получается, что я теперь есть везде. А еще этим «др.» пользуются люди, когда сказать больше нечего. Или есть чего, но слишком много. Вот напиши, я, к примеру, что помимо найденных четырех плакатов и газетной заметки о Цветаевских курсах есть и другие, вы бы наверняка мне поверили. Но других, к сожалению, нет. Может быть, пока, нет. Но даже из этих я имею, во-первых, места, где давала свои концерты Цветаева: Политехнический музей, помещение закрытого театра ГОМЭЦ /Государственный сад-парк им. К. Либкнехта/, Государственный Академический театр им. Е. Вахтангова, Государственный Московский Камерный театр. Но ведь наверняка были и др. Вот в газетной заметке написал Орнелли, что курсами были обслужены 20 колхозов, то их, если пересчитать, действительно 20.

Во-вторых – названия номеров репертуара – в первом 11 и во втором 12. Всего 22. Я не ошибся. В программах двух выступлений повторяется только один номер - «Чечетка». И еще повторяется это «др.». Так значит, были еще и другие номера. А может быть в первом плакате под другими имеются ввиду те, что во втором и наоборот?

В-третьих, к сожалению, только на одном плакате – имена исполнителей – их  

19, а этого «др.» нет. Правда есть 50 человек Детского класса, занятых в постановке «1-е МАЯ». Но 50 человек – это не 50 имен. Хотя, если сказать, что в программе показа было занято 69 учащихся мало не покажется.

В-четвертых – это педагоги, и в-пятых – художники костюмов и их исполнитель.

Конечно, четырем плакатам и одной газетной заметке еще далеко до архива, но начало положено. Еще книги, еще поискать имена, а еще, и как это я сразу не подумал – Интернет… О чем это я? Неужели опять болото?

Смотрю по сторонам. Архивы Волошина и Кривенко не разобраны. Куча не просмотренных документов. Не все плакаты на полках. Продолжить бы рассказы о них. А моя докторская по клоунаде? А Цукерман с его просьбой – перебрать газетные заметки – их целый ящик? Картины и фотографии… Эта корзина… А папки с выпусками ГУЦЭИ и архив отдела кадров с личными делами педагогов? Хотя… если поискать среди них Жанто и Сергеева… – ведь они были педагогами Цветаевских курсов.

Из архива курсов «Искусство движения».
Е.П. Чернов, кандидат искусствоведения.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100