Копф-вольтиж
В первом номере журнала за 1975 год помещена статья И. Фридмана «Напрасно забытое». Автор рассказывает, как а 1934 году он совместно с Владимиром и Николаем Волжанскими подготовил номер «Копф-вольтиж».
Я с большим интересом прочел статью, тем более что сам был очевидцем выпуска этого хорошего номера. Должен заметить: страницы, посвященные истории циркового искусства, всегда привлекают внимание читателей, а поэтому появление подобного материала можно только приветствовать.
И том не менее я не могу не возразить И. Фридману относительно термина «копф-вольтиж», который он употребляет применительно к трюкам, демонстрировавшимся в номере «З-Вольман-З».
В цирке, как известно, словом «вольтиж» обозначаются упражнения на бегущей по кругу лошади; вольтижером называют гимнаста, перелетающего с трапеции на трапецию; существует также вольтижная акробатика. Разновидность ее :— так называемый ханд-вольтиж, когда артист, исполняющий роль нижнего, руками подбрасывает и ловит верхнего, находящегося а положении стойки на руках. Но возможны и варианты. В том числе и тот, который описан Фридманом: перелеты (перепрыжки) верхнего, стоящего на руках, с головы одного партнера на голову другого. Именно эти трюки автор именует «копф-вольтижем». На мой взгляд, это неверно. И вот почему. Термин «ханд-вольтиж» в цирке означает «ручные переброски, перепрыжки», а «копф-вольтиж» — перепрыжки на голове, то есть верхний должен исполнять стойку на голове — копфштейн. При определении трюков копф-вольтижа» принципиальное значение имеет, в какой позиции находится верхний, именно верхний, а не нижний.
Приведу такой пример. В «Икарийских играх» можно нередко видеть, как артист, лежащий на специальной подушке, подбрасывает другого и тот, исполнив сальто-мортале, приходит ногами на голову третьего партнера, стоящего на манеже. Отнесем ли мы эту комбинацию к трюкам «копф-вольтижа»? Нет. А ведь и здесь нижний принимает партнера на голову. Примерно то же происходило в номере «3-Вольман-3», только там верхний стоял на руках. И все же ни в первом, ни во втором случае это еще не будет «копф-вольтиж», так как к нему можно отнести лишь трюки, когда артисты исполняют стойку «голова в голову» и из этого положения верхний совершает различные перелеты.
Мне могут возразить, что не столь уж важно, как назвать тот или иной номер. Если бы осе сводилось к одной терминологии я, возможно, и не стал бы затевать этот спор на страницах журнала. Но ведь на цирковой арене бытовали номера настоящего «копф-вольтижа». Именно об этом я и хочу вспомнить, именно ради этого я и пишу эти строки. Ведь чем лучше молодежь будет знать историю цирка, историю отдельных номеров, чем свободнее они будут пользоваться накопленным опытом, тем шире и разнообразнее станет их трюковой репертуар.
Итак, о представителях этого жанра. Одними из первых, выступившими с таким номером в первом десятилетии нашего века, были латвийские артисты, именовавшие себя на арене «4 Меркельс», а позже, изменив состав труппы, стали называться «3 Балазис». Все их трюки состояли из сложных прыжков и перелетов, при этом верхний обязательно приходил головой на голову иижного. В финале верхний прыгал с подкидной доски и точно попадал головой на голову партнера.
В конце 20-х годов у Балазис появились конкуренты — «Великие Юнетрос», так рекламировала свой номер эта четверка акробатов. Если в первой части их номер напоминал работу Балазис, то в финале Юнетрос использовали небольшой стол-батут и это позволило им исполнять целую серию уникальных трюков «копф-вольтижа». Два из них я позволю себе описать.
Акробат совершал прыжки на батуте, затем вылетал оттуда и приходил головой на голову нижнего, стоящего рядом. Зафиксировав трюк, нижний «сбрасывал» верхнего на батут и тот, оттолкнувшись от пружинящей сетки, вновь летел к партнеру, чтобы повторить вышеописанное. А вот и другой не менее сложный трюк. Одни артист стоит на метровых ходулях, второй прыгает со специального мостика на батут, а оттуда летит к партнеру, образуя все тот же копфштейн.
А теперь я хочу обратиться еще к одной статье, напечатанной в журнале, статье М. Медведева «Перш, только перш!» Она посвящена эквилибристам Французовым. Автор очень подробно рассказал о сегодняшнем выступлении артистов, но, говоря о номере, который они показывали непосредственно после выпуска из циркового училища, Медведев лишь вскользь заметил, что тогда у Французовых эквилибр на першах сочетался с акробатикой. А надо сказать, что их акробатическая работа была рекордной, о чем и писал Ю. Дмитриев в своей книге «Советский цирк». Но я-то сейчас вспоминаю об этом потому, что среди прочего Французовы исполняли два эффектных трюка «копф-вольтижа».
Описав все эти номера и трюки, я нисколько но хочу умалить достоинства интересного выступления акробатов «З-Вольман-З». Я лишь хочу отмести к «напрасно забытому» и настоящий «копф-вольтиж».
С. МОРОЗОВ заслуженный деятель искусств РСФСР
оставить комментарий