В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Корней Чуковский

Корней Чуковский прожил почти девяносто лет. Своим талантом, поразительным трудолюбием и многогранной творческой деятельностью он заслужил огромную прижизненную славу.

Его знали и дошколята и взрослые. Его известность перешагнула границы нашей Родины. Мне очень повезло — последние два десятилетия довелось часто встречаться с Чуковским, наблюдать обширный круг его знакомств и интересов.

И тут невозможно было не увидеть в Корнее Ивановиче его актерского, импровизаторского дарования. Он мог бы с успехом выступать перед любой публикой с эстрадных подмостков. Он показал однажды свой талант рассказчика в фильме «Чукоккала», снятом в последний год его жизни.

Как-то я сфотографировал Чуковского, когда он импровизировал на веранде перед... Андрониковым.

В старой петроградской газете мне попалась однажды заметка о детском утреннике, организованном Чуковским. Ставили его пьесу «Король Пузан».

—  Расскажите об этом спектакле, Корней Иванович, — попросил я спустя очень много лет.
—  Что рассказывать... Время было голодное, трудное. Чтобы доставить радость ребятам, я написал веселую пьесу, поставил ее. Роль Пузана сыграл мой сын Коля, ставший впоследствии писателем Николаем Чуковским.
Корней Иванович и в преклонном возрасте любил устраивать эстрадные концерты для детей. Летом — на участке своей дачи в Переделкине. Зимой — там же, в ребячьей библиотеке, построенной на собственные средства.
С 1957 года он учредил для ребят постоянное развлечение: во время летних школьных каникул стали популярными «переделкинские костры». Первый — в начале июня — назывался «Здравствуй, лето!». Второй, перед началом учебного года, именовался «Прощай, лето!».

Вначале давался большой концерт. Начинали его писатели. В одном случае это были Агния Барто, Виктор Драгунский; в другом — Лев Кассиль, Сергей Сергеевич Смирнов, Владимир Беляев, Сергей Михалков.

Но ребячьей публике подавай концерт особо разнообразный, нужны танцы, музыка, песни, шутки, фокусы, эксцентриада, нужны клоуны, кукольники.

Поэтому перед каждым «костровым» концертом Корней Иванович обращался в соответствующую концертную организацию с «заказом» на исполнителей, которые, надо сказать, нередко отказывались от гонорара, а чаще спрашивали:
—А книжку с автографом Корней Иванович подарит на память?

К сожалению, никто не вел учета ни кострам, ни концертам, устроенным Чуковским. Сколько их было, и всех, кто в них участвовал, сейчас вспомнить трудно. Некоторые из этих праздников, собиравших до полутора тысяч зрителей, мне удалось запечатлеть фотокамерой. Я выполнял два дела одновременно — был ведущим и фоторепортером.

Случалось и такое: прослышав о концерте у Чуковского и желая сделать ему приятное, иные Дома культуры, детские сады, пионерские отряды, даже сельские клубы присылали свои автобусы с лучшими представителями художественной самодеятельности. Все старались поддержать чудесную затею писателя.

...Мне долго не пришлось быть в Переделкине. Однажды получаю оттуда письмо. На конверте знакомый почерк.
«Дорогой Макс Леонидович! Выяснилось, что на нашем костре (11 июня в 3.30) будут выступать... (следует перечень исполнителей). Я надеюсь, что по примеру прошлых лет вести программу будете Вы. Без Вас — нам зарез. Пожалуйста, приезжайте! 3 июня 1961 года. Ваш К. Чуковский».

Как не откликнуться на такую просьбу!
На огонек переделкинского костра охотно шли многие большие мастера. Сергей Образцов брал свою куклу Тяпу и львиную шкуру, чтобы провести «гастроль» у дедушки Корнея.

Приходил и Аркадий Райкин, показывавший ребятам мимические сценки. Редкий концерт во время костра обходился без Рины Зеленой — «штатной» переделкинской актрисы. Однажды даже японские певцы, грациозная Ясука Томако и ее партнер Юзо Танака, читавшие в детстве на родном языке стихи Чуковского, попросили выпустить их. Они тогда в Москве выступали с ансамблем «Поющие голоса Японии».

Корнею Ивановичу очень нравилось мастерство Дика Читашвили и Акопа Акопяна. Оба они бывали на кострах. Чуковский охотно приглашал гимнастов, акробатов, жонглеров, клоунов. Теперь трудно припомнить всех мастеров эстрады и цирка — участников переделкинских концертов. Но вот передо мной фотография 1963 года. Лившиц и Левенбук исполняют «Муху-Цокотуху». Автор популярной сказки подобрался вплотную к артистам, чтобы лучше увидеть и услышать, как она ими «разработана». Увидев, что его высокая фигура заслоняет маленьким зрителям представление, Чуковский опустился на траву. Таким он и получился на снимке.
Кто-то рассказл Чуковскому об исполнителе «Мухи-Цокотухи» миме Владимире Арькове.

— Как бы посмотреть этого Арькова? — поинтересовался он. — И еще вот видел я по телевидению актрису, работавшую куклами. Хорошо бы летом показать ее ребятишкам. Чуковский имел в виду Марту Цифринович.

Был конец 1963 года.

Актеры, узнав, что ими заинтересовался К. Чуковский, выразили горячее желание выступить перед ним. Корней Иванович предложил им дать концерт в зале при детской библиотеке. В морозный декабрьский день он послал за участниками представления машины и группа прибыла в Переделкино.

Чуковский встретил артистов веселыми шутками, а они во все глаза разглядывали автора знакомых им сызмальства стихов.
...Арьков превосходно исполнил «Муху-Цокотуху»; позже он сознался автору, что невероятно волновался в его присутствии.
— Пожалуйста, если можно, повторите, — попросил Чуковский, которому номер очень понравился. И при этом добавил: — Ведь эту «цокотуху» я написал молниеносно... На клочке оберточной бумаги. А она оказалась живучей...

Эстрадные концерты у дедушки Корнея со светлой радостью вспоминают участники представлений. Они будут рассказывать о них своим детям и внукам, будущим читателям Чуковского.

Корней Иванович, большой писатель и ученый, занятый многотрудной работой, в меру сил заботился об эстраде для детей...
В июне нынешнего года снова загорелся в Переделкине костер «Здравствуй, лето», посвященный памяти Корнея Ивановича. Вступительное слово произнес писатель В. Каверин, затем выступили поэты, писатели и артисты Москонцерта во главе с Риной Зеленой. Добрая традиция продолжает жить.

Быть может, следует подумать об устройстве по всей нашей стране ежегодного эстрадного представления, посвященного памяти Корнея Ивановича Чуковского. Пусть в программе звучат его произведения — неотъемлемые спутники детства уже нескольких поколений. Пусть ребята смотрят киноленты (игровые и мультипликационные), снятые по сюжетам книжек Чуковского, а также с его участием, пусть они веселятся на карнавалах в костюмах героев дедушки Корнея.

И хорошо, если бы этот повсеместный праздник состоялся 1-го апреля в день рождения замечательного писателя, чье девяностолетие будет отмечаться в 1972 году.


МАКС ПОЛЯНОВСКИЙ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100