Эквилибристы Костюк
Номера «эквилибристы на першах» в цирке существуют уже давно. Однако этот жанр не исчерпал своих возможностей. Как справедливо писал режиссер А. Ширай в статье «Перш» («Советский цирк», № 3, 4, 1961), совершенствование номеров эквилибристов должно быть связано с созданием новых оригинальных трюков и модернизацией аппаратуры.
Примером удачных творческих поисков может служить и работа молодых артистов Костюк.
Обычно эквилибристы, выступающие на першах, строят свои номера на демонстрации разрозненных трюков. Некоторые из них балансируют перш натружено, во время подъемов по першу и соскоков с него невольно обнаруживают слабую технику.
Номер, руководимый Л. Костюком, выгодно отличается своей композиционной стройностью, непринужденной манерой балансирования перша и артистической подачей самых сложных трюков. Он был выпущен в прошлом году Государственным училищем циркового искусства в составе Леонида Костюка, Альберта Газарова и Ирины Асмус.
Уже с первых дней работы в цирке юные артисты восхищали зрителей высоким исполнительским мастерством. Но они шли проторенной дорогой, показывая общепринятые у першевиков трюки. Исключение составлял трюк «вращение на поясном перше одновременно двух партнеров». А. Газаров находился на вершине перша, делал «ножной флажок» и держал в руке за пояс И. Асмус, исполнявшую суплес.
Недавно И. Асмус выбыла из номера. Ее заменил известный першевик Геннадий Ульданов.
В новом составе молодые артисты приготовили интересные трюки. Вот один из них: Л. Костюк с плеча А. Газарова снимает одной рукой перш с находящимся на нем Г. Ульдановым. Сделав стойку на одной руке, Г. Ульданов переходит в равновесие на локте, а Л. Костюк кистью начинает вращать перш на вытянутой руке, одновременно делая пируэт на месте.
Эффектно выглядит у артиста Л. Костюка и вращение высокого поясного перша с двумя партнерами, исполняющими «ручные флажки». (Во время полной «раскрутки» оба верхних висят в петлях в одной руке.)
Однако самым интересным трюком у молодых исполнителей является балансирование двенадцатиметрового гибкого перша. На его вершине А. Газаров исполняет «ножной флажок» и без всяких дополнительных приспособлений держит Г. Ульданова в положении «стойки руки в руки». Затем Г. Ульданов делает в руках А. Газарова гимнастический бланш, а Л. Костюк, балансируя перш с двойным весом, садится на ковер и встает.
В настоящее время молодые артисты завершают реализацию своих творческих замыслов.
Н. СТЕПАНОВ
Журнал ”Советский цирк” октябрь 1961г.