Кто идет в клоуны? - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Кто идет в клоуны?

Удивительные персонажи — клоуны — могли появиться, пожалуй, только в таком необыкновенном искусстве, как цирк.

Клоунское трио И. Сигаев, Аю Тютюнькин, А. Шелковников

Клоунское трио: И. Сигаев, Аю Тютюнькин, А. Шелковников

Все своеобразие циркового искусства прежде всего в системе человеческого самовыражения. Действительно, многие так и не могут понять, как это вообще допустимо посвятить свою жизнь ловкому подбрасыванию шариков, колец, булав, хождению по канату на высоте десяти метров или танцам на проволоке, кувырканию в воздухе во всевозможных сальто-мортале... Однако в искусстве цирка издревле заложена своя мудрость, и оно служит людям. Каждому из нас бывает необходимо отдохнуть от самого себя. На концертах серьезной музыки, в опере или в драматическом театре от самого себя уйти трудно: возникают сравнения, воспоминания и желание глубже заглянуть в себя, разобраться, осознать. А в цирке? Как соотнести проблемы своего внутреннего мира с виртуозным мастерством жонглера? Или с захватывающей смелостью эквилибриста на трапеции? Полетом воздушных гимнастов?

Там просто некуда вместить себя и свои проблемы и о себе забываешь. Кажется, все внимание и все жизненные интересы в эти минуты сосредотачиваются на одному «Ах, как бы не сорвался гимнаст с трапеции! Ах, не уронил бы жонглер булавы! Не оступился бы канатоходец!» А тут еще такой невероятный персонаж, как клоун. Он что? Дает нам спасительную возможность, смеясь над ним, посмеяться и над собой, и над своими врагами? Благодатное для человека свойство — суметь посмеяться, увидеть все в смешном свете, хотя бы на самое короткое время, хотя бы на несколько минут стряхнуть с себя тяжесть и неотвратимость жизненной ситуации. Похоже, что из всех человеческих профессий клоун — самая необъяснимая. Кто идет в клоуны? Человек, имеющий способности к этому, так сказать, клоунский талант? Но предположим, читатель, что у вас несомненный талант, просто дар смешить людей, станете ли вы клоуном? Сложный вопрос... Значит, помимо таланта надо иметь что-то еще? Что же? Способность любить людей? Любить так, чтобы подставить себя им для осмеяния? А может быть, глубоко в душе считать себя выше? Презирать толпу, умело, скрывая свое презрение? Держать всех в руках и чувствовать свою необычную власть: хочу — и вы смеетесь, не хочу — не смеетесь. Но все это так... предположения. Я же назвала профессию клоуна самой необъяснимой. Клоун — это и человеческая судьба, и самые неожиданные повороты в этой судьбе.

Александр Шелковников окончил Новосибирский университет, факультет экономической кибернетики, собирался поступать в аспирантуру. Но услыхав о наборе в студию клоунады при старом цирке на Цветном бульваре, все бросил, приехал в Москву и поступил в эту студию. Там же он встретился со своими будущими партнерами — Иваном Сигаевым и Анатолием Тютюнькиным. Студию организовал главный режиссер этого цирка Марк Местечкин, был у него замысел — создать нечто вроде манежного шоу, пародирующего телевизионные передачи. В ходе занятий планы студии менялись...

В 1982 году группа под руководством Шелковникова начала самостоятельную работу на манежах цирков страны. Переезжали из города в город. Так могло бы продолжаться еще много лет, но вот в феврале прошлого года Шелковниковы стали лауреатами Всесоюзного конкурса артистов цирка, затем последовало приглашение работать летом в цирке-шапито Парка имени Горького в Москве.

Те, кто занимается цирковым искусством, знают, какая это проблема — хорошие клоуны в цирке. Довольно много лет комический жанр у нас и в театре, и в кино, и в цирке — в кризисном состоянии. Современным зрителям, видимо, скучным кажется то, над чем смеялись раньше, зритель стал тоньше, умнее. И вместе с тем по многим причинам стали походить на царевну Несмеяну. Выручают писатели-сатирики. Из всех видов смеха на первое место вышел «смех сквозь слезы». Но писатели-сатирики почти не пишут реприз для клоунов. Я имею в виду талантливых известных сатириков... И клоуны предоставлены сами себе. У некоторых результаты творчества скорее плачевны, чем смешны. При сложившихся обстоятельствах было особенно интересно посмотреть на победителей конкурса, на лучших...

Клоуны Александр Шелковников, Иван Сигаев, Анатолий Тютюнькин производят хорошее впечатление в первом же своем выходе. Для него они выбрали сценку, где «много шума», где пластмассовые ведра летают через весь манеж, но все это разыгрывается озорно, весело, ловко и с энтузиазмом. Исполнителей можно хорошо рассмотреть, облик каждого своеобразен, это своеобразие внешности, грима, костюма. И не только. За этим угадывается и оригинальность клоунского образа, характера, пластики. И более того, на манеж выходит ансамбль при всем его клоунском разнообразии. Они хорошо сочетаются между собой, они воспринимаются не по отдельности, а все вместе. В их репризах соблюдается важнейшее правило: они все неожиданны по своему содержанию, стилю, манере исполнения. После столь «громоздкой» первой репризы идет остроумная и довольно изящная сценка «кресло», где так явно проявляются артистические способности каждого. Пародия на восточного иллюзиониста сочетает комизм и элегантность, она иронична и по-восточно-му пластична, особенно хорошо это получается у Шелковникова. И великолепно, с озорным остроумием, весело и легко играется, а точнее, танцуется реприза под занавес — «Танец маленьких лебедей», где исполнители, скорее, походят совсем на других птиц. Шелковников — на вороненка, Сигаев — на утенка, а Тютюнькин — на пугливую курицу. Зрители здесь реагируют в полную силу, в цирке просто хохот стоит и вроде бы публика провоцирует что-то эдакое «наподдать», но клоуны как раз не поддаются — ничего лишнего, безвкусного в репризе нет.

Однако есть у меня и замечания.

По моему мнению, неинтересна реприза «со свистками». Нет, не потому, что она неудачно выстроена или плохо исполняется. Но эти репризы со свистками входят в репертуар почти всех клоунов и изрядно надоели. У молодых коверных хотелось бы видеть побольше вновь придуманного, свежего, оригинального, неожиданного. И еще замечание посерьезнее. Ни в одной из их реприз — ни малейшего общественного резонанса, ни отзвука нынешнего времени. Артисты учились в студии и начинали свою работу во времена так называемого застоя, и их репертуар поразительно нейтрален, его можно играть при любой общественной формации. Это замечание не только Шелковни-ковым, они все-таки исполнители... Но за плечами у них студия на Цветном бульваре, потом работа с режиссерами Виктором Франке и Владимиром Довейко. Потом ведь и конкурс... Всесоюзный. И получается, все забыли, что в вечном искусстве цирка клоуны — это именно сегодняшний день, его злободневность, его общественная мысль. Правда, целыми десятилетиями злободневность реприз направлялась главным образом против поджигателей войны с Уоллстрита. Такая сатира поощрялась и дозволялась репертуарным отделом. Однако ж... Наши лучшие клоуны во все времена, как могли, говорили о наболевшем, они были за гражданственность своего искусства. Любимый всеми Шелковниковыми клоун Леонид Енгибаров еще в конце 60-х годов играл свою знаменитую сценку с бесчисленным награждением самого себя медалями... И даже в сталинские времена, сразу после войны, когда допускалось только «гром победы раздавайся», у Карандаша были острые репризы.

Я вспоминаю это отнюдь не от желания склонить Шелковниковых к сатирическому репертуару. Но хотя бы одна-две репризы, ярких, дающих информацию к размышлению... Да еще в пору гласности, когда открыты все темы. Кто-то же должен реабилитировать сатиру на манеже? А у клоунов Шелковниковых, на мой взгляд, есть основания для этого. Их персонажи имеют и социальную природу. В клоунской маске Александра Шелковникова — мыслящий человек в немыслимых обстоятельствах. Он сам так говорит о своей маске:

— Это интеллигент, пытающийся сохранить свое достоинство даже в ситуации, где ему, скажем, пришлось бы стоять на голове...

Интересен по характеру клоун Сигаев. У него наиболее тесный контакт с залом, он вроде бы «свой» на манеже, такой озорной, лихой парень и где-то сам себе на уме. С такими, при всей их общительности, народная мудрость советует «держать ухо востро». И совершенно необычен для нашего цирка клоун Тютюнькин. И вроде бы увлечен происходящим, но как-то излишне суетлив, насторожен, испуган... Да он просто наполнен страхом, он им парализован... И при этом такой смешной! Особенно это хорошо им сделано в последней репризе— в «Танце маленьких лебедей». Этот его спуск сверху мимо зрительских рядов, когда так ясно ощутимо, что каждую секунду он готов в панике убежать наверх...

— Это уже не человек, — говорит о его персонаже Шелковников, — это существо...

Словом, состав клоунского ансамбля может разыгрывать не только веселые репризы, но и содержащие в себе серьезную мысль, гражданскую позицию... Безусловно, Шелковниковы заслуживают, чтобы на них обратил внимание кто-либо из наших известных сатириков.

Летом я встречалась с ними довольно часто. Бывая в цирке-шапито, я заходила в их вагончик, который они называли «балаганчик» и в котором проводили целые дни. Цирк давал по два-три представления каждый день, даже в тридцатиградусную жару. Главное для администрации цирка был план, и похоже, с их точки зрения, артисты просто выдавали валовую продукцию. Однако в брезентовой духоте цирка артисты творили искусство. И на каждом представлении на ковре работали Шелковниковы. День за днем по три представления — в час дня, в четыре и в семь вечера. Мне же в этом марафоне самым непостижимым казалось это повторение одних и тех же реприз и каждый раз, как в первый и единственный. И так несколько месяцев работы в Москве и до Москвы, и после Москвы... И я думала: вот если бы они привезли в Москву не пять-шесть реприз, а двадцать пять, не одну, а, предположим, три программы, которые бы легко варьировались, сочетались с представлением в шапито. Эти изнурительные постоянные повторения... Мне кажется, и ЭВМ бы не выдержала... Однако в цирке это — сложившаяся практика. Не говоря о других жанрах, многие клоуны годами «катают» одни и те же программы. А вот дрессировщик Владимир Шевченко считает первым правилом в своей работе, чтобы его представления не повторялись из вечера в вечер, он их разнообразит. И это несмотря на зависимость от таких «артистов», как львы и тигры.

Но я надеюсь на Шелковниковых. Надежду эту вселяет и своеобразие их ансамбля и руководитель группы Александр Шелковников. Много ли в цирке людей с высшим университетским образованием, да еще техническим?! И дело, конечно, не только в дипломе... Александр талантливый, творчески мыслящий и много читающий человек. И очень важно для его нынешней профессии, что студентом университета он увлекался театром, играл в студенческой студии, ставил там спектакли, словом, был и актером и режиссером. В школе же занимался в танцевальном кружке у хорошего педагога, что видно по его легкой и выразительной пластике. Он и человек и актер разносторонний. И клоун с богатой палитрой красок. Жаль, мало кто видел его в спектакле о Леониде Енгибарове, поставленном в студии на Цветном бульваре...

— Мне очень нравился Леонид Енгибаров, — рассказывал мне Шелковниников, — и поначалу мне хотелось подражать ему. Этим спектаклем я словно отдал ему дань... и пошел своей дорогой...

У Шелковникова есть идеи и планы будущей работы, но им прежде всего нужны талантливые авторы.

В наших беседах часто принимала участие и жена Александра Светлана, интеллигентная, обаятельная молодая женщина. Она была актрисой ТЮЗа в Калуге, играла там «маленького принца», но полюбив Александра, оставила театр, переезжает с мужем из города в город. У них двое детей — Маша и Коля. Александр и Светлана на редкость прекрасная пара, в них ощутима некая внутренняя гармония двоих, поистине счастливые браки совершаются на небесах...

Партнеры Шелковникова пришли в цирк, как здесь принято говорить, «со стороны». И у каждого из них это было по-своему необычно. Иван Сигаев родился и вырос в казачьей станице под Урюпинском. Он был мальчишкой, когда однажды к ним в станицу приехали артисты с концертом. Среди них — имитатор голосов животных и птиц. У него это не очень-то хорошо получалось, и после концерта Ваня попробовал повторить то, что делал артист. И у Вани получилось лучше, этот успех поселил в нем надежду на доступность профессии, на возможность стать артистом. Потом эта надежда превратилась в цель, в смысл жизни. После службы в армии Иван Сигаев приехал в Москву и прошел у Местечкина конкурс на поступление в студию.

Анатолий Тютюнькин жил в селе под Пензой и чуть ли не в пятом классе решил, что будет работать в цирке и будет там клоуном. Он начал заниматься в самодеятельной цирковой студии и ездил туда после школы. От его дома студия была очень далеко, сначала до Пензы автобусом, потом на другой конец города... В студии клоунады не было, но школьник Толя не огорчился...

— Еще выучат не так, — подумал он, — и увлеченно жонглировал и занимался всем, чему там учили. Он был уверен, все это понадобится потом, когда поступит в училище и станет настоящим клоуном.

В начале прошлого лета, когда они работали в шапито, в семье Анатолия, где уже был один ребенок, родилось еще двое близнецов, он стал отцом троих детей. Так что помимо двух-трех представлений в день, у него случались еще и бессонные ночи. Он страшно уставал и иногда в короткий перерыв между представлениями спал на садовой скамейке напротив вагончика. Большие клоунские ботинки превращали этот его отдых в некую печальную иллюстрацию к жизни артиста цирка...

И Иван и Анатолий с энтузиазмом относятся к своей профессии, увлеченно обсуждают свои проблемы, планы...

— Что бы с тобой ни произошло, чем бы ты ни был расстроен, — говорил мне Иван, — все нужно оставить за манежем. На манеж ничего в себе отвлекающего нельзя вынести, это сразу почувствуют зрители. Состояние на манеже должно быть только рабочее... клоунское.

Месяцы гастролей в Москве были для Шелковниковых переходным этапом от клоунов «молодых и неизвестных» к клоунам известным. И успех у московской публики, внимание прессы. Сразу после Москвы они уезжали в Литву, а в ноябре на гастроли по городам Франции.

Молодой Анри Белль, будущий писатель Стендаль, записал в своем дневнике, что, если ты стал мудрым — этим ты обязан себе, если великим — благоприятным обстоятельствам.

Но и чтобы стать известным, тоже нужны эти благоприятные обстоятельства. И в последнее время они сопутствуют клоунам Шелковниковым. Однако чтобы истинно воспользоваться ими, чтобы соответствовать своей известности, необходимо постоянно чувствовать свою возрастающую ответственность, повышать свое мастерство, профессионализм и человеческое содержание...

И еще... Не только у зрителей, но и у коллектива цирка-шапито Шелковниковы вызвали чувства симпатии. На последнем представлении их провожали с объятиями, с поцелуями, с любовью... Так что они заслужили здесь не только известность, но и любовь. Это прекрасное сочетание, и остается пожелать им пронести его через всю жизнь.

 

Галина МАРЧЕНКО

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования