В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Семья Россини

Закончив Техникум, мы продолжали совершенствоваться, наблюдая за работой старых и молодых мастеров манежа, многое перенимая у них.

 

Очень поучительны были для нас выступления труппы акробатов Россини, работавшей в самом начале тридцатых годов в Московском цирке.
Перед нами фотография юного Виталия Лазаренко. На обороте ее строки, обращенные к Петру Россини. Лазаренко называет его своим старшим другом, учителем. А ведь разница в возрасте у них не так велика. Когда Лазаренко подростком пришел в цирк, Петру Россини было девятнадцать лет, но к тому времени он достиг высокого мастерства и мог помочь другим овладеть акробатическими прыжками.
Мы хотим рассказать о цирковой семье Россини, старшего представителя которой Лазаренко называл своим учителем.
Россини попал в цирк, по существу ребенком. Семилетним мальчиком Петр Аглуздин (такова его настоящая фамилия) поступил в труппу акробатов-прыгунов. За короткое время он стал отличным "верхним". Акробата Аглуздина привлекло искусство клоунады. В 1910 году произошла его встреча с руководителем воздушного полета Донато. Донато предложил ему войти в номер ловитором и одновременно принять участие с ним в буффонадной сценке в амплуа белого клоуна.
Петр Акимович, по отзывам современников, был превосходным "белым". Тогда-то, участвуя в клоунаде, Аглуздин избрал себе псевдоним - Пьер Россини. Буффонадные клоуны Донато и Пьер пользовались успехом у зрителей. Псевдоним артиста превратился в фамилию.
Петр Россини женился на Евгении Ивановне Первиль - наезднице и балерине. У супругов подрастали дети - три сына и дочь; старший - Анатолий, затем Павел и близнецы Георгий и Валентина.
В 1929 году Россини создают семейную труппу "Акробаты-прыгуны". Этот отличный, коллектив выступал много лет.

Братья Россини были универсальными, выражаясь профессиональным языком, "школьными" прыгунами. Их прыжки доставляли настоящее эстетическое наслаждение. Россини отличала необыкновенная чистота и отточенность каждого движения, все их сальтомортале были предельно высоки. Бывалые артисты, повидавшие немало прыгунов, обычно приходили посмотреть номер Россини.
Валентина Россини была единственной женщиной в этой труппе. В манере исполнения ее была необычная одухотворенность. От всего ее облика веяло задором. Она великолепно исполняла комбинацию, состоящую из чередования флик-фляков и сальтомортале. Сделав стойку на барьере, она сходила со стойки резким курбетом и исполняла серию флик-фляков. Все это заканчивалось высоким сальто-бланшем. В прыжках Валентины чувствовалась высокая школа ее отца Петра Россини.
Хотим заметить: теперь, когда пишутся эти строки, прыжковая акробатика шагнула далеко вперед, достижения акробатов весьма значительны, и все же то, что исполняла Валентина Россини (и как она исполняла!), осталось в памяти любителей цирка старшего поколения.
Ведя разговор о номере Россини, стоит вспомнить об их выступлениях вместе с другими прославленными акробатами. А дело в том, что в 1937 году было решено для усиления программы Московского и Ленинградского цирков создать на время объединенную труппу акробатов-прыгунов. В нее вошли сильнейшие прыгуны, такие, как Михаил и Петр Осташенко, акробаты из групп Кадыр-Гулям, Океаноса и семья Россини.
Выступление этой обширной труппы было исключительно эффектно. Михаил Осташенко, несмотря на свой высокий рост и большой вес, исполнял сложнейшие прыжки с необыкновенной легкостью. В зрительном зале возникал восторженный гул голосов, порой заглушавший оркестр. А Петра Осташенко коллеги окрестили "королем арабских колес".
Свои сложные трюки демонстрировали братья Россини и их сестра. Валентина Россини тогда получила грамоту Московского цирка как лучшая женщина-прыгунья.

Нам вспоминается такая милая деталь. Коверный Константин Мусин, давая небольшую передышку прыгунам, исполнял с Валентиной забавную репризу. Он просил Валентину подбросить его для того, чтобы исполнить сальто. Валентина принимала соответствующее положение для броска партнера. Мусин несколько раз пытался разбежаться, но каждый раз в испуге останавливался. Наконец, собравшись с духом, он в последний раз разбегался и... звонко целовал Валентину, от смущения шлепался у ее ног, и вскочив, стремительно удирал с манежа...
Закончились выступления в Московском и Ленинградском цирках. Артисты вернулись в свои номера. Семья Россини продолжала самостоятельную работу.
В 1939 году умер Петр Россини. Анатолий, Павел, Георгий и Валентина достойно приняли из рук отца эстафету мастерства.
Началась Великая Отечественная война. Анатолий и Павел ушли на фронт, Георгий поступил в авиационное училище, и, окончив его, участвовал в боях с фашистскими захватчиками.
Валентина, проводив братьев, начала работать с П.Кузнецовым "верхней" в номере "Эквилибристы с першами". Она в короткий срок овладела новым жанром. Мы, артисты, знаем, что такое "чувство высоты". Опытный акробат, впервые поднявшись на перш, чувствует себя там довольно "неуютно". Выполнить даже такой элементарный трюк, как стойка на двух руках, ему оказывается, невероятно трудно. А Валентина Россини уже с первых выступлений на перше великолепно стояла на руках, без малейшего напряжения выжимала стойки в группировке. Добиться этого ей помогли кроме отличной разносторонней выучки, воля, настойчивость и, пожалуй, смелость. Всего за две недели артистка вошла в номер Кузнецова как полноценная партнерша.
Валентина Россини не забывала о прыжках. Она мечтала о том дне, когда вернутся братья и они все вместе восстановят свой номер. На одной из репетиций в плохо отапливаемом цирке во время исполнения прыжка у Валентины произошел разрыв ахиллова сухожилия правой ноги. В то время получить хорошую медицинскую помощь оказалось невозможно. С поврежденной ногой Валентина больше уже не могла исполнять сложные прыжки.
В 1943 году она вошла в аттракцион "Индийские слоны и танцовщицы" под руководством А.Корнилова. В этом аттракционе четыре девушки, стоя на спинах двух слонов, идущих по кругу, исполняли танцевальные движения и акробатические поддержки. Одной из "верхних" была Валентина Россини. В этом аттракционе она проработала много лет.
Анатолий и Павел получили на фронте тяжелые ранения. С профессией акробата-прыгуна им пришлось расстаться. Но братья родились в цирке, не мыслили жизнь без него. Они долгие годы работали ассистентами в различных номерах. Георгий после окончания войны вошел в труппу, возглавляемую народным артистом РСФСР Владимиром Довейко, где исполнял сложные акробатические прыжки с подкидной доски.
Сейчас Валентина Петровна и ее брат Георгий Петрович находятся на заслуженном отдыхе. Павла Петровича и Анатолия Петровича уже нет в живых.
Мы, артисты старшего поколения, хорошо помним номер Россини, помним их виртуозные выступления, их высокое мастерство.
В Государственном Училище циркового и эстрадного искусства учится правнук Петра Россини Павел - внук Павла Петровича. Надо надеяться, что он достойно продолжит славную цирковую династию.

И.Фридман

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

Остекление террас и установка пластиковых окон с рольставнями. Остекление терраса.