Лебедь переодевается
В сложном оказался я положении, согласившись писать статью о современном балетном костюме. Ведь если я намереваюсь говорить об этом — значит, знаю, каким он должен быть, этот костюм, могу дать конкретные рекомендации, что-то предложить художникам, «одевающим» танец.
А я этого не знаю, несмотря на многолетние поиски. Одни свои работы я считаю более удавшимися, другие — менее. Но вплотную приблизиться к цели мне, кажется, не удалось ни разу. Что это такое — современный костюм балерины или танцовщика? Это прежде всего может быть костюм, относящийся к определенной исторической эпохе, к определенной стране, но увиденный сегодняшними глазами, несущий в себе отпечаток современного стиля. Одеяния Джульетты или Ширин, Лейлы или Жизели становятся составной частью образа, причем, очень важной его частью. Общим характером силуэта, специфическими деталями художник рассказывает зрителю, когда, в какое время и где жила героиня. Но костюм — не экспонат в музее, материальной культуры. Спектакль живет сегодня; на сцене и в зале — люди сегодняшнего дня. С позиции современных представлений о красоте, изяществе, гармонии переосмысливает художник то, что подсказывают ему история и этнография.
Сходными путями идут и поиски художника, создающего костюмы для народного танца. Воспроизведение во всех особенностях, во всех деталях национальной одежды — не его забота. Ему важно уловить и передать общее звучание, общий характер, которые потом в восприятии зрителей сольются в единое целое с характером танца. В спектаклях и программах танцевальных ансамблей последнего времени мы видим превосходные костюмы такого рода. Конечно, у совершенства нет пределов, художники продолжают неустанные поиски. Но творческой проблемы — если под проблемой понимать то, чего мы не знаем, но стремимся узнать, — здесь, как мне представляется, нет.
Иное дело — костюмы в спектаклях и концертных композициях, темой которых служит современность. Как должны быть одеты исполнители, предстающие перед залом в образах людей сегодняшнего дня? Этого, пожалуй, никто не знает.
Наши представления о балетном костюме меняются очень быстро. Иногда буквально в одной сборной концертной программе можно увидеть образцы, относящиеся к совершенно различным эпохам в истории костюма. Допустим, пара из ленинградского Кировского театра скорее всего будет одета в соответствии с очень старой традицией: партнер в золотистом колете, в длинноволосом завитом парике, партнерша в хитоне со множеством цветов в волосах. Артисты Большого театра заметно, хоть и не до конца последовательно, отходят от этой традиции, но видоизменения затрагивают больше мужской костюм. Белые брюки, легкая апашка, естественная прическа — это хорошо знакомый, близкий нам облик. Но на балерине по-прежнему остается нечто в античном стиле — куски ткани, перехваченные у пояса. У этого костюма большие достоинства — недаром он столько лет не сходит со сцены: он не стесняет движений, которые благодаря ему приобретают особую легкость и полетность. Но балерина в особенности по контрасту с «фестивальным» обликом партнера кажется явлением из совершенно иного мира.
Принципиально новый костюм, ближе всего подходящий к нашим представлениям, заметно утверждается на эстраде. Но проблема, на мой взгляд, все еще остается нерешенной, несмотря на удачные примеры. У меня создается ощущение, что наши поиски современного костюма, имевшие в свое время явственно обозначенное направление, вдруг, резко вильнув, отклонились в сторону. Хореографическую эстраду буквально заполнили глухие, туго облегающие тело трико. Популярность их вполне объяснима: силуэт танцующего человека становится резким и четко очерченным, как в театре теней, а пластика — по-особому концентрированно насыщенной. Малейший оттенок движения словно бы приближается к зрителю, как на снимке, прошедшем через руки опытного ретушера.
Но меня не перестает тревожить все растущее увлечение этим костюмом. Во-первых, потому, что оно создает гнетущее однообразие, особенно ощутимое на конкурсах, на больших показах. А во-вторых, и это гораздо важнее, трико придает танцу отвлеченный, какой-то бесплотный характер. Трико не имеет индивидуальности, и облаченная в него балерина утрачивает в наших глазах индивидуальный облик персонажа. Появляется холодок абстракции, бездушие отвлеченности. И танец и наше восприятие его теряют на глазах что-то очень дорогое, очень для нас важное. Впрочем, не спорю — есть хореографические композиции, где наиболее уместно именно трико. Но тут, как и везде в искусстве, ни в коем случае нельзя допускать, чтобы все регулировала мода, а вкус и чувство меры отодвигались на второй план...
Искать, думается, следует в ином направлении, зорко присматриваясь к внешнему облику людей нашего времени и выбирая в нем то, что органически соответствует природе танцевального искусства. Разумеется, нельзя дословно копировать особенности бытовой одежды, — это ясно каждому. Дело даже не в повышенных требованиях, которые балет предъявляет к костюму. Нельзя забывать о том, что хореография — искусство наиболее условное по своей природе, и чрезмерная натуральность костюма создает режущие глаз диссонансы.
Влияние обиходной одежды на балетный костюм должно осуществляться по-иному — духом, характером, настроением. В модах сегодняшнего дня мне видится многое, что может с великой пользой для себя воспринять балет. Огромные возможности открывают перед нами новые ткани. Богатство их цветов, их фактуры обогащает нашу палитру оригинальными, необычайно ценными красками. Поэтому мы можем гораздо смелее экспериментировать, .гораздо смелее искать новую форму костюма. Разве может, например, старая тарлатановая пачка сравниться с пачкой, сделанной из нейлона? Нейлоновая не мнется, идеально сохраняет форму. И это не только радует зрительский глаз — новое проявляется во взаимоотношениях партнеров, в рисунке танца.
Очень перспективны, по-моему, фосфоресцирующие ткани, способные намного усилить восприятие, придать танцу глубокий символический смысл. Может быть, кому-нибудь это покажется неправомерным — вести разговор о костюме изолированно, в отрыве от тех больших сдвигов, которые происходят сейчас в хореографии. Меняется хореографический язык, меняются наши представления об искусстве балета. Рядом с ними и вместе с ними меняется костюм. Но я все же выделяю эту тему как особую именно потому, что на фоне грандиозных преобразований костюм может выпасть (и выпадает порой!) из внимания. А ведь костюм — и тому немало примеров — может дать образу новую жизнь, а может и погубить его безвозвратно.
Пусть не упрекнут меня в профессиональной нескромности, если я скажу, что роль художника в балете возрастает с каждым днем. Нередко нарушается привычная схема творческого процесса: балетмейстер придумывает и ставит танец, а художник «одевает» исполнителей в соответствии с его замыслом. Случается, наоборот, в воображении художника возникает образ костюма, а балетмейстер, подхватив его, создает танец.
И это, очевидно, естественно для того бурного времени, времени ломки старого и утверждения нового, которое переживает сейчас балетный костюм... Передо мной три фотографии, три бессмертных «умирающих лебедя»: Павлова, Уланова, Плисецкая. У Анны Павловой большая, имитирующая оперение пачка, голова в сложном уборе из перьев. У Галины Улановой — новый костюм: пачка гораздо меньше, только по краю положены перышки, и два небольших крыла закрывают виски. И совсем по-другому выглядит лебедь Майи Плисецкой: в костюме почти нет буквальных напоминаний, главная его цель — создать образ. Мне думается, что это не столько различие индивидуальностей великих балерин, сколько разница в представлениях о костюме, хотя и не так много времени разделяет эти фотографии.
Каким же он должен быть, современный балетный костюм? Я этого не знаю. А если бы знал, мне проще было бы показать его, чем пускаться в рассуждения. Но я убежден: он будет найден, открыт, придуман. Обязательно будет!
КОНСТАНТИН ЕФИМОВ, заслуженный деятель искусств Таджикской ССР
Журнал Советский цирк. Март 1967 г.
оставить комментарий