Любить цирк - значит любить жизнь. Ю.Завадский
12 июля 1964 года исполнилось 70 лет со дня рождения известного советского актера, режиссера и театрального деятеля народного артиста СССР Юрия Александровича Завадского.
Ю. ЗАВАДСКИЙ, народный артист СССР
Мастера цирка знают Юрия Александровича не только как талантливого постановщика многих интересных спектаклей, вошедших в золотой фонд советского театра, но и как своего большого друга. Ю. А. Завадский был всегда страстным поклонником циркового искусства и часто использовал его элементы в своих спектаклях. Юрий Александрович охотно согласился поделиться своими мыслями о цирке. Публикуя его статью, редакция поздравляет юбиляра с семидесятилетнем и желает ему многих лет жизни и новых творческих успехов. Я очень люблю цирк. И эта моя любовь возникла, как у большинства, в детские годы. На всю жизнь запечатлелись в памяти посещения цирков Никитиных и Саламонского в Москве. Они были для меня как и для всех моих сверстников большим и ярким праздником. Я видел тогда обоих братьев Дуровых — Анатолия и Владимира. Запомнились мне выступления с лошадьми и слонами молодого дрессировщика Вильямса Труцци, а также талантливых и остроумных музыкальных клоунов Бим-Бом. Свое продолжение и обоснование моя любовь к цирку нашла при встрече сначала с Е. Вахтанговым, потом с К. Станиславским. Оба они всегда восхищались цирковым искусством и с огромным уважением относились к настоящим мастерам цирка.
Сейчас мне трудно расчленить, что принадлежит Е. Вахтангову, что К. Станиславскому. Вероятно, это могли утверждать и тот и другой, когда в негодовании на дилетантизм артистов театра, на их легкомыслие, любительство приводили поучительные примеры истинного жаркого и выверенного профессионализма настоящих художников — цирковых гимнастов, акробатов и дрессировщиков. В своей режиссерской работе они опирались и на многовековой опыт цирка, приглашали мастеров арены заниматься акробатикой с драматическими актерами. Люди из цирка учили нас, молодых, начинающих тогда артистов, умению владеть своим телом. Эти уроки акробатики стали традиционными в театре, которым я руковожу сейчас. Я также считаю, что актеры драмы должны пройти и школу цирка, познакомиться с основами акробатики.
Цирк помогает мне непосредственно и в моем творчестве. Я всегда смело ввожу элементы циркового искусства в свои постановки. Например, они есть в спектакле «Бунт женщин», который сейчас идет в театре имени Моссовета. Впрочем, я люблю цирк не только за науку, и не только по наследству, — мне просто-напросто нравится цирк с его специфическим запахом опилок цирковой арены, с его нарядностью, парадностью, доступностью, с этой блестящей игрой, возникающей в результате великолепного труда, жестокого упорства и обожания своей профессии. Мне нравится та своеобразная атмосфера теплого, наивного доброжелательства, которая возникает у посетителей цирка. Я готов простить подчас даже пошловатую глупость цирковых клоунов, если в основе ее лежит дурашливая наивность простофили, всегда обаятельного, согласно тому закону, который однажды и навсегда подарил непобедимое обаяние Иванушке-дурачку. Я видел много интересных клоунов, русских и иностранных. Из современных мне особенно нравится Юрий Никулин, человек несомненно талантливый и ищущий.
Признаюсь, я не люблю игру со смертью и не могу смотреть головоломные трюки под куполом, наподобие тех, которые сравнительно недавно показали московскому зрителю артисты американского цирка. И в то же время не могу не восхищаться той смелостью, какую демонстрируют бесстрашные акробаты, работающие подчас без всякой страховки. Я люблю цирковых животных — этих красавцев-лошадей, послушных элегантному дрессировщику и щелканью шамбарьера. Правда, иногда бывает грустновато превращение «царя зверей» — льва — в «мокрую курицу», и мысль о противоестественности и унизительности приказательной дрессировки закрадывается в душу. На зато как очаровывает и восхищает дрессировщик, который подчиняет себе животных любовью! В 30-е годы мне приходилось встречаться с замечательным советским укротителем народным артистом РСФСР Борисом Эдером. Он знакомил меня с «тайнами» своей профессии, и я воочию увидел, сколько труда, упорства и энергии приходится затрачивать цирковому дрессировщику, чтобы подготовить для выступления на манеже дикого хищника.
Я люблю акробатов и фокусников, наездниц в блестках и, признаюсь, мне ужасно нравятся традиционные цирковые костюмы, таинственно-причудливая нарядность магических волшебных ящиков, маски клоунов, сногсшибательные увертюры цирковых оркестров, парады, арены, залитые водой, — все это немудреное и обаятельное пиршество циркового представления. Когда бываю в цирке, я непременно захожу в антракте или после представления за кулисы, чтобы еще раз увидеть там цирковых животных и пообщаться с артистами, неутомимыми тружениками арены, которые всегда вдохновляют меня своим трудолюбием.
Любить цирк — это значит любить человека, любить жизнь.
Мне кажется, что не любят цирк только чистоплюи и ханжи, люди, застрявшие в самом обидном для человека «среднем» возрасте, в котором он, утратив непосредственность детскости, как бы засыпает в этом состоянии обывательской лени и равнодушия, не обретая с годами новой творческой зоркости и человеческой мудрости. Я беспредельно люблю цирк, его отважных артистов и очень жалею, что загруженность не позволяет мне бывать часто на цирковых представлениях. Но я по-прежнему и навсегда, на всю жизнь остаюсь искренним другом и поклонником циркового искусства. Мне не приходилось до сих пор писать о цирке, и я пользуюсь случаем, чтобы сказать сегодня слова благодарности всем истинным талантливым труженикам цирка, чье великолепное мастерство всегда будет восхищать и радовать советских людей.
Журнал Советский цирк. Июнь 1964 г.
оставить комментарий