В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Любовь народа обязывает

В юбилейные дни, когда вся наша страна, все передовое че­ловечество торжественно отмечают 50-летие Великого Октября, советские люди с гордостью оглядываются на прожитые годы.

Выступает заслуженный артист РСФСР Л. ОСИНСКИЙВыступает заслуженный артист РСФСР Л. ОСИНСКИЙ

Нам есть чем гордиться: славен путь, прой­денный за полвека советским народом под руководством ленинской партии, грандиозны победы, одержанные нами в борьбе за построение коммунизма. С радостным волнением встречают замечательный празд­ник деятели советского цирка. На примере своего родного ис­кусства они воочию видят, сколь велика забота партии и пра­вительства о приумножении духовных богатств социалисти­ческого общества, как много внимания уделяется в нашем государстве эстетическому воспитанию народа. Время, про­шедшее со дня подписания В. И. Лениным правительствен­ного декрета о национализации зрелищных предприятий в стране, — это время неуклонного роста и развития советско­го  циркового  искусства.

Сегодня наш цирк по праву считается лучшим в мире. Опираясь на прогрессивные традиции русского цирка, он об­рел за годы Советской власти творческую зрелость, утвер­дил себя как жизнерадостное и яркое реалистическое искус­ство. С наших манежей навсегда ушли номера, нарочито подчеркивающие опасность демонстрации того или иного трюка, внушающие тревогу за жизнь исполнителя, унижаю­щие достоинство человека. Советский цирк — это цирк от­важных и красивых людей, работающих увлеченно, с ра­достным воодушевлением, с полной отдачей моральных и физических сил. Их творчество одухотворено оптимистиче­ским мироощущением нашего народа, строящего коммунизм, оно возвеличивает и славит мужественного, гармонично развитого человека, способного преодолеть любые трудности на пути к поставленной цели.

Советский цирк многонационален, он вобрал в себя луч­шие традиции народных празднеств и зрелищ, щедро обо­гатился неповторимым своеобразием и колоритом нацио­нальных культур. Неизменным успехом у зрителей поль­зуются выступления Белорусского, Армянского, Грузинского, Азербайджанского, Узбекского, Литовского и Латвийского цирковых коллективов, отличные номера дагестанских ка­натоходцев, туркменских, узбекских и осетинских джигитов, киргизских гимнастов, тувинских жонглеров.

Только в советское время и только в нашей стране цирко­вое искусство стало развиваться на основе коллективного творчества артистов, режиссеров, писателей, композиторов, художников. Цирковой номер все чаще представляет собой не набор отдельных трюков, а целостное художественное произведение, гармонически завершенное во всех своих ком­понентах: в актерском исполнении, режиссерской трактовке, музыкальном сопровождении, костюме и реквизите. Цирко­вые программы, в свою очередь, в значительном большин­стве перестают быть случайной суммой номеров — они пред­стают перед зрителями как единый спектакль, объединенный общей художественной идеей.

Будучи подлинно народным искусством, наш цирк посто­янно черпает новые творческие силы среди участников ху­дожественной самодеятельности. Примечательно, что именно в юбилейном году, в преддверии великой годовщины, как никогда, окрепли и активизировались связи профессионального и самодеятельного циркового искусства. Еще недавно кол­лективы энтузиастов и любителей цирка насчитывались еди­ницами, а сегодня их — более пятисот, причем пятидесяти из них присвоено звание народного цирка. Смотры народных цирков успешно прошли в юбилейном году в Москве, Ленин­граде, на Украине, в Белоруссии, Литве, Свердловске, Челя­бинске. Большой интерес общественности вызвала Неделя на­родных цирков, состоявшаяся в конце июля этого года в Москве.

Общеизвестно, какую огромную любовь завоевало цирко­вое искусство в нашей стране. Вот убедительное тому под­тверждение: только за последние десять лет количество зри­телей, посещающих цирк, увеличилось у нас с 24 до 41 мил­лиона человек. Напомним, что в СССР работает сейчас 50 стационарных цирков (такого количества стационарных цир­ков, кстати, не наберется во всех странах мира, вместе взя­тых). Более двухсот городов и других населенных пунктов об­служивают ежегодно передвижные цирки и зооцирки. Кол­лективы групп «Цирк на сцене» дают в год до 15 тысяч представлений в сельских клубах, на новостройках, в рыболовец­ких колхозах. Широко практикуются творческие встречи мастеров манежа со строителями и шахтерами, хлеборобами и нефтяниками, металлургами и транспортниками, воина­ми Советской Армии и Военно-Морского Флота.

Из года в год растет популярность нашего цирка за ру­бежом. Советские артисты по праву заняли ведущее поло­жение на лучших аренах мира. Их выступления в гастроль­ных поездках, на международных фестивалях и выставках играют важную роль в укреплении культурных связей СССР с другими государствами, в пропаганде идей мирного сосуществования, они способствуют утверждению высокого престижа социалистической культуры за рубежом.

На географической карте земного шара почти не осталось стран (материков уже не осталось!), где бы ни выступали с триумфом советские мастера манежа. Зачастую случается так, что мы оказываемся не в состоянии удовлетворить все заявки и просьбы зарубежных импрессарио: спрос, как говорится, превышает предложение. Наиболее тесные и при­том разнообразные творческие связи установились у нас с социалистическими странами: с ними мы обмениваемся не только номерами и программами, но и репертуаром; наши артисты и режиссеры выезжают к своим друзьям и коллегам по искусству для постановки номеров и аттракционов. В течение одного лишь прошлого года на 3808 представле­ниях мастеров советского цирка в 24 странах побывало око­ло 12 миллионов зрителей!

За несколько последних лет и особенно в ходе подготовки к 50-летию Советской власти в нашем цирке создано немало интересных, новаторских по своей форме произведений цир­кового искусства. Среди них — пантомимы «Карнавал на Кубе», «Бахчисарайская легенда», «Трубка мира», оригинальное представление «Цирк на льду», аттракцион «Зубры и тигры» и др. Тепло приняли зрители и первые премьеры юбилейного года — программы «Романтики» и «Конный цирк» в Московском цирке, пантомиму «И арсенал и щит России», поставленную на манеже Тульского цирка.

Пятидесятилетие Великого Октября советский цирк встречает в расцвете своих творческих сил. Во Всесоюзном смотре новых произведений циркового искусства, посвящен­ном славному юбилею, приняли участие исполнители трех­сот пятидесяти номеров и аттракционов. Лауреаты и дипломанты смотра выступят в праздничных программах на ма­нежах Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Иванова, Горь­кого, Ростова и других городов. Повсеместно подготовлены юбилейные тематические представления, программы, про­логи, которыми мастера манежа будут отчитываться перед советскими зрителями в дни всенародного торжества. Завер­шаются кавалькады по городам и стадионам страны, организованные Московской, Киевской, Новосибирской и Ростовской группами «Цирк на сцене».

Праздник Великого Октября артисты советского цирка будут отмечать не только у себя на Родине, но и за рубежом. С мастерством наших выдающихся исполнителей и коллек­тивов познакомятся зрители Чехословакии, Венгрии, Болга­рии, ГДР, Польши, Франции, Канады и других стран. Мы, в свою очередь, широко и гостеприимно встречаем у себя в юбилейном году артистов зарубежного цирка...

Вместе с родным народом отмечая сегодня свои достиже­ния и успехи, деятели советского циркового искусства с бла­годарностью думают о Коммунистической партии, о Родине, которые предоставили им все условия для вдохновенного труда и творчества на благо народа. Мастера старшего поко­ления помнят, сколь бесправна и горька была судьба «бро­дячих циркачей» в царской России; выезжая за границу, наши люди видят, с какими неимоверными материальными трудностями и ежедневным риском на манеже сопряжена подчас жизнь цирковых артистов в капиталистических странах. Многие, наверное, слышали о том, в каком бедст­венном положении оказалась, к примеру, в Брюсселе, в дни работы Всемирной выставки, группа артистов американского цирка: антрепренер бросил их на произвол судьбы, и у лю­дей не оказалось даже денег, чтобы вернуться на родину.

Звание артиста цирка звучит в нашей стране так же ува­жительно и почетно, как звание артиста академического театра. Именно у нас было впервые в мире открыто спе­циальное учебное заведение, готовящее мастеров манежа, а недавно (опять-таки впервые в мире!) в Государственном институте театрального искусства имени Луначарского орга­низовано отделение по подготовке режиссеров цирка. Нашим артистам не надо думать о том, где достать денег на даль­нюю гастрольную дорогу, на приобретение аппаратуры, рек­визита и животных, — всем необходимым их обеспечивает государство. Даже когда артист готовит номер или, как го­ворят в цирке, «стоит на репетиционном периоде», даже тогда он получает гарантированную заработную плату.

А строительство новых цирков и гостиниц для артистов — в какой капиталистической стране возможен такой размах?! Только в этом году предполагается ввести в строй цирковые стационары в Волгограде, Баку, Донецке, Казани, Львове. Всего в ближайшее пятилетие будет сооружено сорок семь новых цирков и гостиниц для артистов. Среди новостроек — великолепный, уникальный в своем роде Дворец циркового искусства, который строится на проспекте Вернадского в Мо­скве, вблизи высотного здания университета.

И вот если вспомнить обо всем этом, то станет очевидным, что все мы, деятели советского циркового искусства, в боль­шой долгу перед Родиной, перед народом. Нет слов, успехи нашего цирка велики, но они могут и должны быть еще бо­лее значительными. Что греха таить, еще кочуют по цирко­вому конвейеру серые, наспех составленные программы; на­шим исполнителям, особенно молодым, не всегда достает стремления к творческому поиску, к созданию оригиналь­ных номеров и аттракционов; все еще мало у нас интересных сюжетно-тематических представлений, решенных специфи­ческими средствами циркового искусства. С большей чет­костью и организованностью, чем до сих пор, должен рабо­тать аппарат управления Союзгосцирка, от которого в не­малой степени зависит успешная деятельность артистов и творческих коллективов. Значительного улучшения тре­бует вся наша система воспитательной работы.

Советскому цирку, его мастерам много — очень много! — дано, но с них много и спрашивается. И, торжественно отме­чая наш радостный и великий праздник, мы должны поза­ботиться о том, чтобы впредь работать еще лучше, чтобы слава советского циркового искусства, его международный авторитет росли и крепли год от года. К этому обязывает нас повседневная забота партии и правительства о расцвете советского цирка, этого требует от нас любовь народа, ради которого мы строим и создаем наше замечательное, жизне­утверждающее искусство.

Журнал Советский цирк. Октябрь 1967 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100