В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Марк Местечкин о развитии циркового искусства

Вопросы развития циркового искусства в последнее время пользуются, пожалуй, особо пристальным вниманием. Сравнительно недавно в Москве состоялись два крупных совещания, посвященных этому: Международная конференция, в которой приняли участие наши друзья из социалистических стран, и партийно-хозяйственный актив Союзгосцирка.

Участником этих совещаний был главный режиссер Московского цирка на Цветном бульваре народный артист РСФСР Марк Местечкин, который согласился ответить на вопросы нашего корреспондента.

ВОПРОС. Как бы вы охарактеризовали нынешнее состояние нашего цирка?

ОТВЕТ. Цирковое искусство, как всякое общественное явление, подчинено сложным закономерностям развития, здесь случаются и взлеты и досадные промахи, за большим достижением может последовать откровенная неудача. И ничего страшного в этом нет, если ведущая тенденция свидетельствует о здоровой творческой атмосфере, целенаправленном поиске. Это скорее даже признак нормальной активной работы.

Однако сложившееся а последнее время в нашем цирке положение вызывает серьезную озабоченность. Причин тому не одна. Я назову некоторые.

В цирке, как и где бы то ни было, неизбежна смена поколений. И вот именно сейчас старые мастера, искусство которых и составило фундамент того цирка, что завоевал в последние два десятилетия столь громкую славу во всем мире, эти мастера в силу возраста стали, естественно, отходить от активной работы на манеже в качестве непосредственных исполнителей, оставаясь тем не менее главной творческой силой номера, его мозгом. Вот тут бы и организовать широкую передачу опыта молодежи, развернуть, как это принято повсюду у нас в стране, движение наставничества. К сожалению, дело ограничилось лишь самостоятельной инициативой отдельных артистов. Не постигая сути происходящего сложного процесса смены поколений, а лишь заглядывая в паспорт, ряду мастеров попросту сказали: вы мешаете молодежи. И когда вынуждены были они второпях уйти, не доделав того, что наметили, «не долюбив», как сказал поэт, номера их померкли и только инерция громкого имени, если можно так выразиться, еще держала их успех. Оказалось, что молодежь еще не готова принять весь тот груз, который так надежно держали плечи многоопытных мастеров. Более того, оказалось, что, поспешно расставаясь со многими мастерами, смены нм, резерва подготовлено не было. Выявилась элементарная нехватка номеров. С особой очевидностью это обнаружилось, когда начался поистине гигантский размах строительства новых цирков.

Разумеется, все это произошло но сразу, не вдруг, и винить кого-либо одного было бы неверно. Все мы ответственны за то, что происходит в нашем цирке. Нас слишком успокоил успех, а время на месте не стоит.

Конечно, старое должно уступать дорогу новому, и молодежь надо всячески поддерживать. Но не опираясь на опыт прошлого, нельзя открывать новое, двигаться вперед. В сочетании опыта старых мастеров с энергией и инициативой молодежи и лежит решение проблемы безостановочного движения нашего цирка к вершинам мастерства, готовности его быть на уровне требований и запросов времени. И вот о этом-то направлении Союзгосцирком как раз и не было проявлено нужной гибкости.

Хотел бы отметить еще одно обстоятельство. Советский цирк по праву завоевал всемирное признание и славу. Причем зрителей покоряет не только, так сказать, техническое мастерство наших артистов, но сам дух их жизнерадостного искусства, его идеи, такие близкие и понятные каждому человеку в любом уголке земли. А потому зарубежные гастроли очень важная сторона деятельности нашего цирка. И в первые годы к каждой такой поездке готовились тщательнейшим образом, в полной мере, осознавая всю ответственность.

В последнее же время многие артисты стали относиться к заграничным гастролям чуть ли не как к туристской поездке, откуда можно привезти приятные сувениры. Помимо прочих причин, это произошло вот почему.

Цирк наш продолжает удерживать мировое первенство, хотя и за рубежом имеется немало интересных номеров. Но именно отдельных номеров. Тогда как советский цирк представляет собой единое художественное явление, где номер лишь компонент целого. Задача нашего цирка не ударить зрителя по нервам, не поразить его сверхопасным трюком, но продемонстрировать лучшие человеческие качества: смелость, ловкость, силу, товарищескую взаимовыручку, умный смех. Ансамблевость, спектакль со своей точно выверенной драматургией и идеей — вот качества, возвышающие наш цирк над всеми остальными, делающие его в своем роде уникальным, обеспечивающие ему прочный успех.

И в то же время эта ансамблевость, единство спектакля стали, к сожалению, удобной формой для существования и посредственных номеров. Недобросовестность их исполнителей покрывалась общим успехом, трудом и талантом других. Но раз попав в гастрольную «обойму», они прочно в ней обосновались. И не беда, что когда они приезжали домой, перед нашим взыскательным, воспитанным на высоких образцах зрителем обнаруживалась их творческая несостоятельность. Проработав кое-как четыре-пять месяцев, а то и меньше, они снова уезжали. Подобная практика повлияла на снижение общего уровня нашего циркового искусства, так как нестойкая часть молодежи, и не только молодежи, стала держать равнение но этих удачливых гастролеров.

Гастроли за рубежом — ответственная и почетная задача. И надо помнить, что за рубежом ты представляешь советское искусство и нашу великую страну, надо помнить о высокой миссии артиста и гражданина.

ВОПРОС. Вы упомянули об образовавшемся дефиците номеров, особенно в связи с широким размахом строительства новых цирков и в силу естественной смены поколений. Как же это все восполнить, где и как лучше, на ваш взгляд, готовить новые номера?

ОТВЕТ. Значительное число цирков превратилось у нас в обычные прокатные площадки, где ни дирекция, ни артисты, по сути дола, не связаны друг с другом никакими творческими отношениями, где весь объем творческой работы заключается в постановке навязших в зубах, одинаковых, как- близнецы, парадов-прологов, а иногда бездумных детских спектаклей, в которых нет и крупицы собственной выдумки, не говоря уже о каком-то серьезном поиске. А ведь цирк — организация творческая, то есть созидающая.

ВОПРОС. Как же избежать «прокатности» цирков?

ОТВЕТ. Мне кажется, если Союзгосцирк каждому цирку даст задание самостоятельно подготовить в год кому два, а кому четыре новых номера, предоставив им, естественно, соответствующие возможности, и если руководство цирков будет отвечать за постановочные работы, как за выполнение финансово-творческого плана, тогда это станет делом -чести каждого коллектива, тогда возникнет инициатива, соревнование. В этом случае, кстати говоря, проявится степень умения дирекции использовать для постановочной творческой работы имеющихся в программе талантливых мастеров. Несомненно появится и интересный опыт, который можно будет широко распространить. К тому же в определенной мере будет решаться важный вопрос о том, как полнее использовать знания и умение старых мастеров арены.

Мы в Московском цирке на Цветном бульваре уже ряд лет работаем в этом направлении: каждый год подготавливаем пять-шесть номеров и обязательно клоуна.

ВОПРОС. Почему вы подчеркнули последнее обстоятельство?

ОТВЕТ. Во-первых, потому что без клоуна, по моему глубокому убеждению, нет цирка. А во-вторых, клоун сейчас самая дефицитная профессия. И не только у нас, но и в мировом цирке. Хороших клоунов буквально можно пересчитать по пальцам одной руки. Выступления американского цирка, под флагом которого, как известно, собираются гастролеры со всего света, еще раз подтвердили это. Артистов, работавших там в комическом амплуа, помимо того, что они носители удручающего вкуса, вряд ли можно было назвать клоунами: по свистку шпрехшталмейстера они начинали и по его же свистку, закончена реприза или нет, немедленно исчезали с манежа. О каком творчестве тут можно говорить!

ВОПРОС. Давайте снова вернемся с вами к проблеме создания новых произведений. Если номера будут готовить в цирке, каковы же тогда станут, на ваш взгляд, функции Всесоюзной дирекции по подготовке новых программ, аттракционов и номеров?

ОТВЕТ. Во всяком случае не пришивать новые заплаты на старый кафтан, как там часто еще делают: подновляют уже амортизированные номера. Усилия дирекции, по моему разумению, должны прежде всего направляться на создание примерно четырех больших аттракционов о год и стольких же масштабных номеров. А большего и не позволяет делать помещение. Кстати, правомерно ли наличие почти шестидесяти «комнат для всевозможных служб при одном единственном манеже, где, в сущности, происходит вся практическая работа? Вот если хотя бы часть из них переоборудовать в помещения для репетиций, то эта простая мера принесла бы делу немалую пользу.

ВОПРОС. Не кажется ли вам, что создание крупных принципиально новых аттракционов и зрелищ требует, очевидно, иного подхода к искусству цирка как со стороны самих артистов, так и в особенности со стороны режиссуры?

ОТВЕТ. Безусловно. Зритель наш невероятно вырос, и в цирке сейчас мало делать акцент лишь на физкультурно-спортивную сторону. Необходимо соединять ее с изобретательным режиссерским замыслом, отмоченным высокой культурой и вкусом. Для этого, на мой взгляд, уровень понимания н постижения законов искусства режиссера должен быть очень и очень высок. Рассказывают, что когда Василию Ивановичу Качалову предложили как-то поставить спектакль, он замахал руками, говоря, что он нс может, что это не его дело. Вот образец честного и трепетного отношения к искусству.

У нас же, приходится констатировать, подчас забывают, что давно настало время профессионального подхода ко всем сферам циркового искусства, в том числе и к режиссуре. Об этом приходится говорить потому, что появились директора цирков, которые работают по принципу: и швец, и жнец, и на дуде игрец. Он и директор, и художественный руководитель, и режиссер, и основной сценарист, и либреттист, и художник, и прочая и прочая. Но ведь отсутствие квалифицированных режиссеров вовсе не означает необходимости такой их подмены.

А недостаток режиссерских кадров в самом деле проблема из проблем. Не решив ее, цирк не сможет двигаться вперед как искусство. Потому что именно режиссура вкладывает в трюк идею, освещает и наполняет смыслом все цирковое действо, придает ому соответствующую форму. И как будто понимая это, мы часто говорим, что молодая поросль режиссеров должна пользоваться всемерным вниманием и поддержкой руководства. На практике получается иное. Вот пример. Один из лучших выпускников отделения режиссеров цирка ГИТИСа Валерий Моторин утвердил в репертуарном отделе Союзгосцирка интересным сценарий детского спектакля о Карлсоне. А так как его партнер клоун Владимир Кондратов исключительно подходил к этой роли, Моторин собрался этот спектакль поставить, тщательно обдумав режиссерский план. Но тут же в город, где они работали, по распоряжению Всесоюзной дирекции был прислан режиссер Е. Джаныбеков. По распоряжению все той же дирекции он начал готовить эту постановку вместо Моторина... К сожалению, такие факты встречаются нередко. А ведь выпускники заочного факультета режиссеров ГИТИСа, обнаруживающие способности к постановочной работе, должны быть всячески поддержаны.

А пока, учитывая режиссерский голод, следовало бы шире привлекать к участию в работе деятелей смежных искусств, творчески соединяя их с мастерами цирка. Нужен широкий поиск в разных направлениях. А это могут предложить как раз люди со свежим взглядом, Пришедшие со стороны. Искусство не может существовать без поиска и проб. И не надо бояться неуспеха. Речь здесь, разумеется, идет о доверии квалифицированным людям.

В связи с этим мне вспоминается В. Э. Мейерхольд, который в беседе со своими учениками говорил, что у настоящего деятельного художника не бывают подряд одни достижения. Вслед за победой может последовать провал. Но подчас это дает искусству больше, чем благополучный успех.

А советуя обязательно быть в курсе того, что делают твои коллеги по искусству, он говорил мам: смотрите выдающиеся произведения — вы научитесь, как надо делать. И обязательно смотрите самые плохие — вы научитесь тому, как делать не надо. А средние, добавлял он с улыбкой, можете не смотреть. Вы их сделаете сами.

Боюсь, что в последнее время мы только этим и занимаемся...

Цирк мажорен по своей природе, а разговор у нас получился в минорном тоне. Но эго, я думаю, нестрашно. Чем требовательнее мы будем к себе, тем больше радости в конце концов получит зритель.

И неизбежный традиционный вопрос: Ваши творческие планы?

ОТВЕТ. Известно, что основой циркового представления является номер, без которого не может быть составлена программа. Но если постановочная работа ограничится только дивертисментом, цирк неизбежно будет хиреть. И что обидно, советский цирк накопил очень богатый опыт постановок всевозможных пантомим, обозрений, феерий, а опыт этот остается втуне. Сегодня, как никогда, хочется мыслить крупными категориями, создавать спектакли большого общественного и политического звучания. И цирку это по плечу.

Я уже не говорю о том, что высшая форма циркового произведения, каковой является пантомима, еще и лучшая школа мастерства для артиста.

Что же касается моих личных планов, то я мечтаю добиться возможности поставить пантомиму с условным пока названием «Африка в огне». Этой темой — темой освободительной борьбы народов я занимаюсь несколько лет. За это время накопилось много материала, многое придумалось. Надеюсь, что все это воплотится в спектакль. Есть еще замысел феерического представления с водой «Планета Земля», в котором хотелось бы цирковыми средствами коснуться таких великих тем, как любовь к Родине, темы мирного счастья.

В цирке можно сделать многое. Даже мой личный опыт подсказывает, что в нем еще бесконечное количество нераскрытых страниц. Сейчас, в волнующие дни преддверия XXV съезда нашей партии, мы, деятели советского цирка, должны трудиться с особенным подъемом, чтобы быть достойными нашего замечательного времени. А то, что в советском цирке трудиться умеют, доказано было не раз.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100