В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Мастерам Советского цирка

Когда нас, летчиков-космонавтов, спрашивают, что помогло нам совершить недавно групповой полет, мы всегда отвечаем — дружеское участие и моральная поддержка всего народа.

Нас вдохновили своим трудолюбием советские люди — рабочие и колхозники, инженеры и ученые. Среди них следует назвать и артистов цирка.

Казалось бы, что может быть общего между космонавтами и мастерами манежа. Однако эта связь существует, притом самая непосредственная. Прежде чем проложить новые трассы к звездам, мы проходили на земле усиленную физическую подготовку. И здесь нам неоценимую помощь оказали цирковые снаряды— батуд, лопинг и другие. Освоить их помог также пример артистов цирка, неутомимых тружеников, постоянно тренирующихся на репетициях и демонстрирующих каждый вечер на арене свое яркое и мужественное искусство. Если подсчитать, сколько витков под куполом совершает за свою жизнь на аппарате цирковой воздушный гимнаст, то получится астрономическая цифра. Но еще больше число зрителей, которым выступления отважного артиста приносят радость и вдохновение и заряжают их чудодейственной энергией. К числу этих зрителей принадлежим и мы, космонавты.

В день сорок пятой годовщины Великого Октября хочется от всей души пожелать мастерам цирка новых творческих дерзаний. Пусть и впредь цирковое искусство приносит советским людям радость и вдохновение.

Андриян Николаев, Павел Попович,
Герои Советского Союза, летчики-космонавты СССР

Теперь

7 ноября! Самая торжественная дата в советском календаре. В этот день принято оглянуться на пройденный страной путь и посмотреть в ее завтра.

Мы решили последовать установившейся традиции и наглядно показать, как жили раньше мастера манежа, что дала Великая Октябрьская социалистическая революция артисту цирка. Для этого нет надобности публиковать обширную статью. Мы приводим всего несколько фактов, а факты, говорят, самая убедительная вещь.

Безвозвратно ушел вчерашний мрачный день, когда артист цирка был парнем, человеком без прав, подвергающимся разнузданной эксплуатации со стороны владельцев цирка.

Ярок и прекрасен сегодняшний день нашей страны, в которой мастера советского манежа — активные и полноправные члены общества.

Но еще ярче и прекраснее завтрашний день, озаренный солнцем коммунизма. К этой великой цели в едином строю со всеми трудящимися идут и артисты советского цирка — счастливые и свободные труженики.

Почетная должность

После национализации цирков в августе 1919 года артисты стали государственными служащими. Революция открыла перед ними бескрайний простор для творчества, создала условия для нормальной жизни.

Каждый артист советского цирка получает твердо установленную зарплату, определяемую его мастерством и сложностью исполняемого им номера.

За счет государства вместе со своей семьей он переезжает из одного цирка в другой, во время гастролей ему бесплатно предоставляется жилплощадь.

Изготовление реквизита и аппаратуры, их ремонт, приобретение и содержание дрессированных животных, работа с режиссером, автором-сценаристом и художником-оформителем также оплачивается государством.

Многие работники манежа имеют ордена и медали. Среди них больше 15 народных и свыше 60 заслуженных артистов союзных и автономных республик.

Быть мастером манежа в нашей стране почетно и ответственно.

Кантемиров Али-Бек, заслуженный артист РСФСР,
заслуженный деятель искусств Северо-Осетинской АССР

На страже жизни и здоровья

Условия работы артистов советского цирка не имеют ничего общего с теми условиями, в которых выступали их коллеги до революции. Артистам теперь не приходится идти на смертельный риск и исполнять сложные и опасные номера без лонж ради того, чтобы пощекотать нервы пресыщенной публике, как это было в прошлом.

На страже их жизни и здоровья стоит государство. Артистам предоставляется право широко пользоваться лонжами. Аппаратура, на которой работают артисты, находится под тщательным контролем. Она снабжается техническим паспортом, регулярно контролируется. Без заключения инспектора по технике безопасности ни один артист не может начать свои выступления в цирке. За состоянием его здоровья ведется врачебное наблюдение. Постоянный контроль за техникой безопасности предотвращает несчастные случаи и производственные травмы в нашем цирке.

А. Ирхин,
инспектор по технике безопасности

Раньше

Жизнь циркачей

Екатеринослав. Цирк Лара «прогорел». Мы, артисты, очутились на улице, без денег, не имея возможности уехать, вывезти свое имущество. Многие из нас ходили к полицмейстеру, но последний не оказал помощи. Между тем наниматели разъезжали на извозчиках, кутили и ни в чем себе не отказывали. А артисты? Голодали. Кто нам мог помочь? Никто!

Николай Лар, разъезжая по городам России, губит цирковое искусство и без того уже упавшее. Он набирает артистов, а потом тайно бросает всех и удирает ночью со своими лошадьми. Так сделал он и в Полтаве. Просим ради артистов, оставшихся в безвыходном положении, огласить это в печати.

Артисты (следуют шесть подписей)
(«Полтавский вестник», 1910, № 966)

Несчастный случай

Несчастный случайГомель. В цирке Лара сорвался гимнаст-турнист А. Киприяни (Гордейчук), получив при падении перелом позвоночника и сотрясение мозга. Несчастный стал умолять своего друга клоуна Алекса застрелить его. Отнесенный на руках в больницу, Гордейчук пролежал 6 дней, после чего по своей просьбе был отправлен Алексом в Киев, на пароходе, где и скончался.

Вот к чему приводит отсутствие охраны труда.

(«Театр-варьете», 1910, № 6)

Тайная месть

Незадолго до Великой Октябрьской революции в цирке Никитиных отмечался бенефис молодого соло-клоуна и прыгуна Виталия Лазаренко. Сначала артист исполнял сатирические куплеты и прыгал с трамплина через лошадей. Потом он взобрался на галерею, чтобы спуститься оттуда в зубнике по наклонной проволоке вниз.

Артист был уже на середине пути, когда вдруг проволока оборвалась, и Лазаренко с большой высоты упал на арену. В бессознательном состоянии он был тут же отправлен в больницу. Выяснилось, что несчастный случай произошел из-за того, что кто-то из завистников тайно подпилил проволоку, по которой должен был спускаться Лазаренко.

Таковы были нравы дореволюционного цирка, где артист смотрел на другого, как на своего конкурента и, борясь за существование, шел подчас даже на преступление.

М. Л.

Спасибо товарищам

После демобилизации из армии я решил подготовить номер «Эквилибрист на вольностоящей лестнице». В первые дни репетиций я столкнулся с целым рядом трудностей, так как раньше в этом жанре не работал.

Мне пришли на помощь старейшие артисты Владимир Сергеевич Миронов и Георгий Артемьевич Сенечкин. Не считаясь со своим временем, с тем, что сами были заняты в программе, они подолгу занимались со мной. Благодаря их ценным советам я приготовил ряд интересных трюков. Теперь я уже выступаю со своим новым номером и продолжаю его совершенствовать.

Нет слов, чтобы выразить благодарность моим старшим товарищам за их заботу о молодом артисте.

Г. Петров,
артист

Равные среди равных

Во время гастролей наших артистов за рубежом на пресс-конференциях иностранные корреспонденты всегда задают множество вопросов. Их, в частности, интересует, каково положение женщины в советском цирке. Эти журналисты обычно удивляются, узнав о том, что женщины в нашем цирке пользуются наравне с мужчинами всеми правами, предоставленными гражданам Советской Конституцией.

Среди многотысячного отряда работников нашего цирка много талантливых артисток, широко известных в стране и за ее пределами. Это народная артистка РСФСР И. Бугримова, заслуженные артисты РСФСР сестры Кох, М. Назарова, Н. Логачева. Есть у нас и женщины-режиссеры и администраторы, которые также внесли свой вклад в развитие советского циркового искусства.

Г. Шевелева,
заместитель директора Московского цирка

В Аркадии

АркадияВ Одессе, в чудесном курортном уголке Аркадии, есть прекрасное здание с двумя крыльями. В нем находится Дом ветеранов арены, где вот уже полтора года живем мы, бывшие артисты цирка.

Здесь нас более ста человек. У каждого своя светлая комната в квартире со всеми удобствами. Мы живем, как на курорте, любители-садоводы проводят свой досуг в большом фруктовом саду, недавно разбитом во дворе дома.

Наши рыболовы весь день пропадают на море. А по вечерам мы собираемся у кого-нибудь в комнате и вспоминаем о работе на манеже, о тяжелой доле артистов старого цирка.

Среди нас много таких, кто начинал свой творческий путь еще до революции. Это Д. Донато-Писсиути, М. Аузонио, дочь Анатолия Дурова Мария Анатольевна, А. Кук и другие.

К. Гебель

НападениеВысылка за защиту своей чести

Царицын. В отдельном кабинете ресторана «Люкс» произошел грандиозный скандал при участии мирового судьи Кальевича. Находясь в отдельном кабинете с известной артисткой цирка М., он пытался, как она заявляет, оскорбить ее женскую честь. Циркачка, защищаясь, сильно ударила судью бутылкой по голове.

Артистка уже выдворена из города.

Местные газеты хранят красноречивое молчание...

(газ. «Русское слово», февраль, 1912 г.)

Удел многих

Для артистов дореволюционного цирка старость была подлинной трагедией. Не имея никакой другой специальности, постоянного пристанища и даже скромных накоплений, они вынуждены были остаток своей жизни проводить в глубокой нужде, в постоянной заботе о куске хлеба.

Бывшие артисты становились цирковыми конюхами и сторожами или же устраивались вне цирка на первую попавшуюся работу.

В свое время у публики популярностью пользовались братья Барби, выступавшие с номером «Римские гладиаторы». Под старость один из них стал сторожем в деревне, а второй — разносчиком в конторе.

Лишенные самых элементарных бытовых условий, бывшие артисты нередко умирали от голода или же кончали жизнь самоубийством, не выдержав ударов судьбы.

Б. Эдер,
народный артист РСФСР
Журнал "Советский цирк" Ноябрь 1962г.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100