Мои друзья. Тереза Дурова - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Мои друзья. Тереза Дурова

Тереза Васильевна Дурова 1963 г.Только цирк!

На фото. Тереза Васильевна Дурова 1963 г.

Вы любите цирк? Впрочем, можно и не спрашивать. Цирк нельзя не любить. Волнующим праздником врывается он в сердце ребенка. Бесстрашие и красота. Сила и ловкость. Удивитель­ный гимн совершенству Человека. И потом уже на всю жизнь останутся в вашей памяти акробаты, фокусники, клоуны, дрессировщики. Одним словом — цирк!Лично для меня дрессировщики и дрессированные животные всегда ка­зались самым главным в цирке. Я родилась в семье Дуровых, постоянно общалась с их животными, и, откро­венно говоря, моей самой заветной детской мечтой было выйти однажды на арену цирка вместе со своими жи­вотными и чтобы инспектор манежа очень торжественно и очень громко — так, как он всегда объявлял выступ­ления других Дуровых, — объявил бы и мой первый номер. Но мечта — меч­той, а прежде всего надо было учить­ся. Кончить десятилетку. Зато после окончания школы у ме­ня не было трудного вопроса: «Кем быть?» — Цирк и только цирк! 

Первое выступление

Наконец в 1947 году моя мечта сбылась. Это произошло в Пензе. Я впервые вместе со своим братом Ана­толием вышла к зрителям, и инспек­тор манежа впервые объявил новых Дуровых. Если бы кто знал, как я тогда вол­новалась! Да и не только я. Вместе с нами переживали буквально все работники цирка, все артисты. И все хотели помочь нам. До сих пор пом­ню, как трогательно помогал мне гри­мироваться жонглер Хосров Абдулаев, как деликатно предложил свою неоценимую помощь в нашем номере клоун Дубино.

Мы очень беспокоились, как-то при­мут нас зрители? Мы нарочно не хо­тели широко рекламировать свое первое выступление. Больше всего боялись начать с помпой и тут же разочаровать зрителей. Наша фами­лия ко многому обязывала нас. А мы тогда и репетировали мало и наша группа дрессированных животных была, мягко говоря, совсем скромной. Самым «внушительным» зверем был... симпатичнейший серенький ослик. Но   публика    приняла   нас   очень тепло. А пензенская газета тут же отметила «первые гастроли внучат Ана­толия  Леонидовича». Моя жизнь в цирке началась! Я стала  дрессировщицей-клоунессой.

Снова в школе

Мне приходится много гастролиро­вать. Новые города, новые впечатле­ния. Но самой яркой была, конечно, встреча с родной школой. Я училась в Таганроге. Как и у всех, со школой у меня связаны самые теплые воспо­минания. И вот, представляете, в пер­вый же день моих таганрогских га­стролей на арену выбегают школьни­ки с букетами цветов и приветствуют меня как бывшую ученицу их шко­лы и приглашают к себе в гости.

И вот я сижу за той самой партой, за которой сидела давным-давно, в школьные годы, и рассказываю своим новым друзьям о работе дрессиров­щиков. С каким вниманием, с какой затаенной радостью слушают школь­ники о дуровской дрессировке. А по­том вся школа приходит ко мне в цирк на открытую репетицию. Это уже не рассказ. Это — показ. Как гла­сит народная восточная мудрость, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Ребята видят весь процесс  подготовки  номера,  всю  репетицию вечернего выступления. Де­тям особенно понятно, как важно по­ощрять животных, как много можно добиться от них лаской. Школьники горячо благодарят за от­крытую репетицию, и по их глазам я вижу, что цирк приобрел себе новых верных друзей. Из Таганрога я увожу дорогой по­дарок — именной альбом с блестящей монограммой и звание «почетного ученика» родной школы.

Об открытых репетициях

Мне хочется обратиться ко всем мастерам цирка с призывом: давайте в каждом городе регулярно прово­дить для ребят открытые репетиции. Пусть дети видят ваше изумительное мастерство не только во время цир­ковых представлений. Ребята — до­тошный народ. Им хочется не только восхищаться увиденным, но, пожалуй, еще больше им хочется узнать, а как же достигается то, чем они так восхи­щены. Ведь всем им не терпится стать смелыми, ловкими, красивыми. И ар­тисты цирка могут замечательно по-, мочь   в   этом   своим   юным   друзьям. Во всяком случае, мой опыт обще­ния с детьми давно уже убедил меня в том, что польза от открытых репе­тиций ничуть не меньше, чем от обычных наших выступлений.

Ко мне часто приходят юннаты. Просят посоветовать, как лучше уха­живать за животными, с чего сле­дует начинать дрессировку. Я читаю в школах лекции, рассказываю о де­душке Дурове, о своих старших братьях Владимире и Юрии, показы­ваю животных. Говорю, что вот из этих ленивых зверюшек хорошие ар­тисты никогда не получатся, а из этих — по-своему очень трудолюби­вых — непременно получатся: неда­ром их успехи все заметнее — день ото   дня. Ребята видят будущих четвероно­гих артистов. Ребятам интересно, что потом будет с начинающими арти­стами. А сколько радости доставляет школьникам и дошкольникам посеще­ние циркового зверинца и возмож­ность самим покормить дрессирован­ных  животных...

Тереза Ганибаловна Дурова 9 - лет 1963 год со своим дядей Анатолием Дуровым. Тереза - (младшая) На фото. Тереза Ганибаловна Дурова 9 - лет 1963 год со своим дядей Анатолием Дуровым. Тереза - (младшая)

 

Цирк на экране телевизора

В последнее время телевидение до­вольно часто транслирует цирковые представления — прямо с манежа. Но мне кажется, что этого мало. Нужны еще и специальные передачи по истории цирка, передачи о выдающихся парковых артистах. Я думаю, что такие передачи были бы и полезны и интересны. Сошлюсь опять на свой опыт. Я выступала по телевидению в Ижевске, Перми, Мурманске. Пока­зывала телезрителям семейные аль­бомы, в которых запечатлена почти вековая история династии Дуровых, демонстрировала дрессированных жи­вотных.

Успех этих телевизионных передач еще более укрепил меня в мысли, что надо как можно более широко пропа­гандировать цирковое искусство пе­ред миллионами телезрителей.

«Искусство требует жертв»

Больше всего я не люблю стиляг. Да, да, тех самых стиляг, которые ради поношенных заграничных тря­пок готовы забыть все — и стыд и элементарное человеческое достоин­ство... Я  выхожу на  арену и,  обращаясь к зрителям, громко говорю:

Западной моды поклонницы
Вечно за тряпками гонятся —
Будь то хоть рвань неприличная,
Лишь бы была заграничная!

А в это время по арене в «стиль­ных»   рубашках   и   умопомрачитель­ных галстуках бегут (на задних лап­ках!) потерявшие человеческий облик поклонники заграничного  —   мои со­бачки. Честно говоря, мне по-человечески жаль их: слишком в непривле­кательной роли приходится выступать им сегодня. Но, видя, как реагируют зрители на злой номер, как смеются они   над   незадачливыми    тряпкопоклонниками, я удовлетворена: сатири­ческий номер делает свое дело. И еще один очень злой номер под­готовила я. Зрители его скоро увидят. Он будет называться «Художник-абстракционист». Моя любимица, сло­ниха Катрин, очень важно вынесет на арену мольберт, метлу и большое ведро с краской. Расставив все как положено, слониха начнет малевать абстрактную картину. А я, как ведет­ся у Дуровых, буду стихами коммен­тировать ее работу.

И если зрителям захочется узнать, а как удалось сделать из Катрин художницу, я готова уже сейчас от­крыть свой секрет. Мы давно уже заметили, что Катрин с большой охотой берет в хобот метлу и обметает ею пыль со стены. Да так обметает, слов­но кладет какие-то художественные мазки гигантской кистью. Нам осталось лишь заменить стену соответствующим мольбертом — и номер сразу получился. Это тоже одно из дуровских правил: поручать живот­ным лишь то, к чему у них уже про­явилась определенная склонность... Конечно, моя умница Катрин ни­когда никакими абстракциями и не помышляла заниматься. Но что поде­лаешь. Искусство в самом деле, как говорится, требует жертв!

Еще одна Тереза Дурова

Если уж говорить о династии Ду­ровых, то, пожалуй, стоит упомянуть и еще об одной Терезе Дуровой. Ей пока всего 9 лет, и учится она в третьем классе. Причем учится на одни пятерки. Больше всего она, как и ее мама — автор этих строк, — любит слониху Катрин. И надо сказать, Кат­рин отвечает девятилетней Терезе полной взаимностью. Стоит девочке появиться на пороге, слониха уже встречает ее, протягивает ей хобот. Заранее знает, что получит лаком­ство.

Пройдут годы, и новый инспектор манежа объявит новую Терезу Ду­рову... Ничего, что династию Дуровых на­чинали мужчины — женщины из семьи Дуровых тоже «не лыком шиты». Равноправие так равноправие! Знай   наших!..


Тереза ДУРОВА

Журнал Советский цирк. Июнь 1963 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования