Мои друзья. Тереза Дурова
Только цирк!
На фото. Тереза Васильевна Дурова 1963 г.
Вы любите цирк? Впрочем, можно и не спрашивать. Цирк нельзя не любить. Волнующим праздником врывается он в сердце ребенка. Бесстрашие и красота. Сила и ловкость. Удивительный гимн совершенству Человека. И потом уже на всю жизнь останутся в вашей памяти акробаты, фокусники, клоуны, дрессировщики. Одним словом — цирк!Лично для меня дрессировщики и дрессированные животные всегда казались самым главным в цирке. Я родилась в семье Дуровых, постоянно общалась с их животными, и, откровенно говоря, моей самой заветной детской мечтой было выйти однажды на арену цирка вместе со своими животными и чтобы инспектор манежа очень торжественно и очень громко — так, как он всегда объявлял выступления других Дуровых, — объявил бы и мой первый номер. Но мечта — мечтой, а прежде всего надо было учиться. Кончить десятилетку. Зато после окончания школы у меня не было трудного вопроса: «Кем быть?» — Цирк и только цирк!
Первое выступление
Наконец в 1947 году моя мечта сбылась. Это произошло в Пензе. Я впервые вместе со своим братом Анатолием вышла к зрителям, и инспектор манежа впервые объявил новых Дуровых. Если бы кто знал, как я тогда волновалась! Да и не только я. Вместе с нами переживали буквально все работники цирка, все артисты. И все хотели помочь нам. До сих пор помню, как трогательно помогал мне гримироваться жонглер Хосров Абдулаев, как деликатно предложил свою неоценимую помощь в нашем номере клоун Дубино.
Мы очень беспокоились, как-то примут нас зрители? Мы нарочно не хотели широко рекламировать свое первое выступление. Больше всего боялись начать с помпой и тут же разочаровать зрителей. Наша фамилия ко многому обязывала нас. А мы тогда и репетировали мало и наша группа дрессированных животных была, мягко говоря, совсем скромной. Самым «внушительным» зверем был... симпатичнейший серенький ослик. Но публика приняла нас очень тепло. А пензенская газета тут же отметила «первые гастроли внучат Анатолия Леонидовича». Моя жизнь в цирке началась! Я стала дрессировщицей-клоунессой.
Снова в школе
Мне приходится много гастролировать. Новые города, новые впечатления. Но самой яркой была, конечно, встреча с родной школой. Я училась в Таганроге. Как и у всех, со школой у меня связаны самые теплые воспоминания. И вот, представляете, в первый же день моих таганрогских гастролей на арену выбегают школьники с букетами цветов и приветствуют меня как бывшую ученицу их школы и приглашают к себе в гости.
И вот я сижу за той самой партой, за которой сидела давным-давно, в школьные годы, и рассказываю своим новым друзьям о работе дрессировщиков. С каким вниманием, с какой затаенной радостью слушают школьники о дуровской дрессировке. А потом вся школа приходит ко мне в цирк на открытую репетицию. Это уже не рассказ. Это — показ. Как гласит народная восточная мудрость, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Ребята видят весь процесс подготовки номера, всю репетицию вечернего выступления. Детям особенно понятно, как важно поощрять животных, как много можно добиться от них лаской. Школьники горячо благодарят за открытую репетицию, и по их глазам я вижу, что цирк приобрел себе новых верных друзей. Из Таганрога я увожу дорогой подарок — именной альбом с блестящей монограммой и звание «почетного ученика» родной школы.
Об открытых репетициях
Мне хочется обратиться ко всем мастерам цирка с призывом: давайте в каждом городе регулярно проводить для ребят открытые репетиции. Пусть дети видят ваше изумительное мастерство не только во время цирковых представлений. Ребята — дотошный народ. Им хочется не только восхищаться увиденным, но, пожалуй, еще больше им хочется узнать, а как же достигается то, чем они так восхищены. Ведь всем им не терпится стать смелыми, ловкими, красивыми. И артисты цирка могут замечательно по-, мочь в этом своим юным друзьям. Во всяком случае, мой опыт общения с детьми давно уже убедил меня в том, что польза от открытых репетиций ничуть не меньше, чем от обычных наших выступлений.
Ко мне часто приходят юннаты. Просят посоветовать, как лучше ухаживать за животными, с чего следует начинать дрессировку. Я читаю в школах лекции, рассказываю о дедушке Дурове, о своих старших братьях Владимире и Юрии, показываю животных. Говорю, что вот из этих ленивых зверюшек хорошие артисты никогда не получатся, а из этих — по-своему очень трудолюбивых — непременно получатся: недаром их успехи все заметнее — день ото дня. Ребята видят будущих четвероногих артистов. Ребятам интересно, что потом будет с начинающими артистами. А сколько радости доставляет школьникам и дошкольникам посещение циркового зверинца и возможность самим покормить дрессированных животных...
На фото. Тереза Ганибаловна Дурова 9 - лет 1963 год со своим дядей Анатолием Дуровым. Тереза - (младшая)
Цирк на экране телевизора
В последнее время телевидение довольно часто транслирует цирковые представления — прямо с манежа. Но мне кажется, что этого мало. Нужны еще и специальные передачи по истории цирка, передачи о выдающихся парковых артистах. Я думаю, что такие передачи были бы и полезны и интересны. Сошлюсь опять на свой опыт. Я выступала по телевидению в Ижевске, Перми, Мурманске. Показывала телезрителям семейные альбомы, в которых запечатлена почти вековая история династии Дуровых, демонстрировала дрессированных животных.
Успех этих телевизионных передач еще более укрепил меня в мысли, что надо как можно более широко пропагандировать цирковое искусство перед миллионами телезрителей.
«Искусство требует жертв»
Больше всего я не люблю стиляг. Да, да, тех самых стиляг, которые ради поношенных заграничных тряпок готовы забыть все — и стыд и элементарное человеческое достоинство... Я выхожу на арену и, обращаясь к зрителям, громко говорю:
Западной моды поклонницы
Вечно за тряпками гонятся —
Будь то хоть рвань неприличная,
Лишь бы была заграничная!
А в это время по арене в «стильных» рубашках и умопомрачительных галстуках бегут (на задних лапках!) потерявшие человеческий облик поклонники заграничного — мои собачки. Честно говоря, мне по-человечески жаль их: слишком в непривлекательной роли приходится выступать им сегодня. Но, видя, как реагируют зрители на злой номер, как смеются они над незадачливыми тряпкопоклонниками, я удовлетворена: сатирический номер делает свое дело. И еще один очень злой номер подготовила я. Зрители его скоро увидят. Он будет называться «Художник-абстракционист». Моя любимица, слониха Катрин, очень важно вынесет на арену мольберт, метлу и большое ведро с краской. Расставив все как положено, слониха начнет малевать абстрактную картину. А я, как ведется у Дуровых, буду стихами комментировать ее работу.
И если зрителям захочется узнать, а как удалось сделать из Катрин художницу, я готова уже сейчас открыть свой секрет. Мы давно уже заметили, что Катрин с большой охотой берет в хобот метлу и обметает ею пыль со стены. Да так обметает, словно кладет какие-то художественные мазки гигантской кистью. Нам осталось лишь заменить стену соответствующим мольбертом — и номер сразу получился. Это тоже одно из дуровских правил: поручать животным лишь то, к чему у них уже проявилась определенная склонность... Конечно, моя умница Катрин никогда никакими абстракциями и не помышляла заниматься. Но что поделаешь. Искусство в самом деле, как говорится, требует жертв!
Еще одна Тереза Дурова
Если уж говорить о династии Дуровых, то, пожалуй, стоит упомянуть и еще об одной Терезе Дуровой. Ей пока всего 9 лет, и учится она в третьем классе. Причем учится на одни пятерки. Больше всего она, как и ее мама — автор этих строк, — любит слониху Катрин. И надо сказать, Катрин отвечает девятилетней Терезе полной взаимностью. Стоит девочке появиться на пороге, слониха уже встречает ее, протягивает ей хобот. Заранее знает, что получит лакомство.
Пройдут годы, и новый инспектор манежа объявит новую Терезу Дурову... Ничего, что династию Дуровых начинали мужчины — женщины из семьи Дуровых тоже «не лыком шиты». Равноправие так равноправие! Знай наших!..
Тереза ДУРОВА
Журнал Советский цирк. Июнь 1963 г.
оставить комментарий