В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

На Ленинградском фронте

«Синенький скромный платочек», - пела Клавдия Ивановна ШульженкоВойна застала Ленинградский эстрадный ансамбль под ру­ководством Клавдии Шульженко и Владимира Коралли на гастролях в Ереване. Мы шли на очередную репетицию по городу, за­литому южным ярким солнцем. Голос диктора заставил нас, как и многих других, остановиться у репродуктора. Все сразу потемнело...

«Синенький скромный платочек», - пела Клавдия Ивановна Шульженко

На летучем митинге мы решили просить послать ансамбль в Ленин­градский военный округ для обслу­живания воинских частей фронта. Направили в Ленинград телеграмму. В этот же вечер мы сели в перепол­ненные до отказа вагоны... Началась фронтовая жизнь. Нам выдали военную форму и прикомандировали специальный автобус, кото­рому на долгое время суждено было стать не только нашим транспортом, но и домом. Пришлось забыть удобные сцени­ческие и эстрадные площадки. Вы­ступали в поле около самолетов, в блиндажах, на опушке леса, в око­пах, грузовых машинах, в бомбоубе­жищах...

Клавдия Ивановна очень быстро вошла в новую обстановку. Окружен­ная плотным кольцом советских вои­нов, она пела, казалось, для каждого из них. Скоро эти встречи с людьми, для которых она работала, стали не­обходимы для Шульженко. На любом концерте, в любой обстановке между певицей и бойцами почти сразу же после первой песни возникал друже­ский контакт. Казалось, что она дер­жит в руках какие-то невидимые ни­ти, связывающие ее с каждым слу­шателем, и управляет их настрое­нием. Клавдия Ивановна вскоре стала любимицей бойцов Ленинградского фронта. После выступления ее окру­жали зрители, концерт как бы про­должался, переходя в долгие друже­ские беседы. Для каждого Клавдия Ивановка умела находить ласковое слово, взгляд или душевную улыбку. Вот о таких встречах хочется вспом­нить.

У МОРСКИХ АРТИЛЛЕРИСТОВ

Фронтовой ансамбль, 1942 г. В центре — К. И. ШульженкоЭто было самое тяжелое время 1942   года.   Ноябрьские   дни.   Город окутал туман и едкий дым. По слу­чаю праздника нас направили в луч­шую часть — к морским артиллери­стам. Это была передвижная артил­лерия на особых платформах, пред­назначенная для уничтожения бата­рей противника, обстреливающих Ле­нинград. Отыскав батарею неприяте­ля, они делали сокрушительный на­лет, уничтожали врага и быстро уез­жали в другое место. Вот к этим отважным воинам во время их короткого отдыха мы и при­были.

Фронтовой ансамбль, 1942 г. В центре — К. И. Шульженко

Концерт был в небольшом по­луразрушенном сарайчике, освещен­ном фонарями «летучая мышь» и не­большим прожектором от аккомулятора. Моряки, одетые в полушубки, в полутемноте стоя слушали арти­стов. Клавдия Ивановна, взволнован­ная непосредственной близостью фронта, вниманием бойцов, пела в этот день особенно проникновенно. Здесь, на передовой линии фронта, лирические задушевные песни нуж­ны были, наверное, не меньше, чем снаряды. Вдруг слышим резкую команду: «Воздух!» Все быстро бросаются к своим орудиям, а нам приказ — не­медленно уезжать. Разгорелся бой. Через несколько дней мы проезжали мимо места, где недавно состоялся концерт. Сарайчнка уже не существо­вало, местность нельзя было узнать. Земля изуродована воронками от снарядов, железная дорога, проложен­ная для орудий, исковеркана. Как по­том мы узнали, наши слушатели в тот день уничтожили две большие пушки, обстреливающие Ленинград, а сами вовремя успели уйти с этой боевой «точки».

ВЫЕЗД   НА  «ДОРОГУ ЖИЗНИ»

Нас срочно отправляют на самый ответственный участок. …«Дорога жизни» — Ладожское озеро. Нам выдают особо теплое обмундирование — валенки, полушубки, ушанки. Работать придется не в помещении или землянках, а в лесу или на открытой местности.

Несметное количество машин, тех­ники разбросано в лесах. Здесь и на­чались наши концерты. В заснежен­ном лесу, на платформе грузовой машины, в страшные, достигавшие сорока градусов морозы концерты проходили ежедневно. Здесь шли войска на фронт и двигались грузо­вые машины с продовольствием осажденному Ленинграду. Никто не думал о трудностях. Согревшись на­скоро в ближайшей землянке, арти­сты шли на «сцену». Клавдия Ива­новна, окруженная бойцами и коман­дирами, распахнув полушубок, раз­горяченная, с большой искренностью и теплотой пела любимые фронтом песни. Концерты затягивались до поздних сумерек. А потом на стихий­но возникающих летучих митингах воины клялись мстить гитлеровцам за Ленинград и своей грудью защи­тить колыбель революции. Отсюда бойцы шли прямо на фронт.

...Количество концертов все уве­личивалось. Передвигаясь по тяже­лым фронтовым дорогам, в день иногда приходилось давать их по два-три. Шульженко не знала ни страха, ни усталости. Ее дисциплини­рованность была примером для всех. Одетая в гимнастерку, шинель, с пи­лоткой или ушанкой на голове, она в любую минуту была готова мчать­ся на концерт из одной части в дру­гую, не считаясь с обстрелом или бомбежкой. В эти дни, когда исполнилось двадцать лет со дня освобождения Ленинграда от блокады, мне кажет­ся, что право на память заслужил и фронтовой ансамбль, о работе ко­торого я так бегло рассказал. Его ведущая артистка Клавдия Шуль­женко, ныне народная артистка РСФСР, была заслуженно награжде­на командованием орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Ле­нинграда» и «За победу над фашист­ской Германией». С первых же дней Великой Отечественной войны она, как истинная патриотка, вместе со своим народом прошла по тяжелым дорогам войны и на деле доказала ту дружбу, которая связывает в на­шей стране артиста и воина.
 

И. РУММЕЛЬ, бывший начальник ансамбля Ленинградского  фронта

Журнал Советский цирк. Февраль 1964 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

25-этаж.рф купить квартиру вторичную