На манеже зубры и тигры Виктора Тихонова
По замыслам режиссера и художника, начало нового аттракциона Виктора Тихонова «Зубры и хищники» будет выглядеть так. В темноте на внутреннюю сторону центральной клетки незримо опустится экран.
Он цилиндричен по форме, как цилиндрична клетка. Внезапно вспыхнут лучи кинопроекторов — и перед зрителями предстанут их величества зубры.
Предстанут поначалу не на манеже цирка, не в неволе, а у себя дома — в чащобах Беловежской пущи. Гривастые, крутолобые, они громоздки и вместе с тем удивительно легки, даже грациозны. Смотришь на угрюмого красавца, весящего более тонны, и думаешь: эдакая неуклюжая громадина! Но эта громадина проходит по лесу так осторожно и бесшумно, что не шелохнется лист, не хрустнет сухая ветка под тяжелым раздвоенным копытом.
А уж коли разгневаются они (именно разгневаются: страх им неведом), коли бросятся вдогонку — не уйдешь от них ни на лошади, ни на машине. Егерь Беловежского заповедника рассказывал Тихонову, как разъяренный зубр настиг однажды повозку и без особого труда перебросил лошадь через себя, могуче поддев ее на кривые, точно турецкие ятаганы, рога.
Лавину мчащихся, все сокрушающих на своем пути зубров увидят на экране зрители цирка. А потом зажжется свет, и на арену выбежит в галопе великолепная семерка зубров во главе со своим вожаком — темно-шоколадным Боем. Несколько стремительных кругов по манежу, и животные как бы переходят к разминке перед аттракционом. Уму непостижимо, как ухитряются зубры не повредить друг другу глаза, куражливо сшибаясь лбами под сухой кастаньетный перестук рогов. Не менее удивляет, как поразительно спокойно, даже безразлично встретят они затем появление на манеже гепарда и тигров...
Впрочем, начиная с того момента, когда зубры выходят на арену, я могу уже говорить не только о том, что будет, но и о том, что есть. «Зубро-тигровая» премьера намечена на осень, однако уже сегодня на манеже Ярославского цирка кропотливо и зримо складывается из разрозненных трюков стройная композиция будущего аттракциона.
Но прежде: как возникла сама мысль о соединении в одной клетке зубров и хищников, что побудило Виктора Тихонова — автора и исполнителя оригинального аттракциона «Яки и овчарки» — отказаться от уже сделанного, «обжитого» и начать, как говорится, все сызнова? На подобные вопросы отвечать трудно: известно, что даже осознанные решения не всегда удается разложить по полочкам побудительных поводов и причин. Показалось интересным и заманчивым? По-видимому, да. Захотелось создать нечто такое, чего еще не видывал цирк? Тоже, наверное, правильно.
Но главное, как мне кажется, все-таки в другом. Люди творческого склада ума и характера — а В. Тихонов принадлежит к их числу — тем прежде всего и отличаются от иных равнодушных и самоуспокоенных исполнителей, что достигнутое и совершенное вчера уже не удовлетворяет их сегодня. И дело вовсе не в том, что вчерашнее было плохим или малоинтересным, а в том, что душа художника непроходяще взбудоражена и окрылена поиском нового; природе творческого человека чуждо утилитарное стремление бесконечно «прокатывать» однажды подготовленный номер или аттракцион. (В этой связи мне представляется особенно уместным вспомнить о Вальтере Запашном. И не потому, разумеется, что трико акробата-вольтижера артист дерзнул сменить на костюм дрессировщика: сама по себе смена одной цирковой профессии на другую мало о чем говорит. В Вальтере Запашном покоряет его неукротимое стремление к труду, к творчеству, к исканиям; его и без того великолепный аттракцион день ото дня совершенствуется; обогащается все новыми и новыми рекордными трюками. Побольше бы нашему цирку таких Запашных!)
Правда, мы несколько погрешим против истины, если станем утверждать, что новаторское предложение Тихонова было встречено громом артиллерийских салютов. Не обошлось, как водится, без унылых скептиков, сакраментальное «не получится!» долго витало над заявкой нового аттракциона. У скептиков были, на их взгляд, достаточно веские доводы для возражения. Во-первых, «у дрессировщика нет опыта работы с хищниками», во-вторых, «неизвестно, как отнесутся к содружеству с зубрами тигры», в-третьих, «зубров трудно будет перебрасывать из одного города в другой». (Весьма существенный довод! Можно подумать, что исакяновских бегемотов и корниловских слонов запросто перевозят из Хабаровска в Москву в купе пассажирского вагона.)
Тихонову было известно куда больше, чем его сверхосторожным оппонентам.
Он знал, в частности, что даже непогрешимый Брэм утверждал в свое время, что зубры не поддаются дрессировке. Знал и все же не оставлял мысли о создании аттракциона. И очень отрадно, что дерзновенную заявку дрессировщика поддержали руководство и художественный совет главка, что свое авторитетное «верю!» высказали такие многоопытные мастера дрессуры, как И. Н. Бугримова и В. Г. Дуров. Это крайне важно, кстати, чтобы начинающих одобряли и по-доброму напутствовали ведущие: у начинающих от такого напутствия множатся силы, вырастают крылья!
Думается все же, что ни автор заявки, ни люди, поддержавшие его, не представляли в полной мере всех сложностей и сюрпризов, которые встретятся при работе над аттракционом. Об этом Тихонов, может быть, впервые подумал в ту памятную декабрьскую ночь, когда молодых зубрят привезли в специальных контейнерах-клетках за кулисы Московского цирка. Шестимесячный малыш, у которого едва прорезались рожки, начал свою профессиональную жизнь в искусстве с того, что вдребезги разбил несколько стульев, случайно оказавшихся на его пути. Это было давно, около трех лет назад. А совсем недавно во время одной из репетиций в Ярославском цирке зубр Бой поднял на рога и перебросил через себя зубра Пула. Нетрудно представить самочувствие дрессировщика, когда в полутора метрах от него взлетела в воздух и тяжело шлепнулась на опилки манежа пятидесятипудовая туша...
Уже первые попытки свести зубров с хищниками показали, что уроженцы Беловежской пущи в общем-то не боятся никого, в том числе и тигров. Но нужно было, чтобы и тигры крепко-накрепко зарубили на носу, что их не боятся. Об этом позаботились дрессировщик и... сами зубры. Был случай, когда раскапризничавшийся гигант так «наподдал» тигрице Рите (к счастью, на его рогах были литые резиновые шары), что та взлетела чуть ли не до верхней кромки клетки. В другой раз Бой стукнул по тумбе, на которой сидел тигр Бред, — хищник ударился о решетку и в ярости вскочил на загривок зубра. И что же? Молниеносный, едва уловимый взмах массивной головы — и тигра как ветром сдуло. Даже следов тигриных когтей не осталось на шкуре зубра!
Власть человека над непокоренной силой — так определяет основную идею будущего аттракциона режиссер Г. В. Перкун. Определение, на мой взгляд, точное — именно над непокоренной! Присутствуя на репетиции, не можешь уйти от ощущения, что все, что делают на манеже зубры, они делают с этаким снисхождением, как бы великодушно уступая желанию дрессировщика.
Такая внутренняя свобода, внутренняя «раскованность» животных всегда приятны на цирковой арене. Здесь они приятны вдвойне, поскольку речь идет о редкостных и к тому же весьма грозных исполнителях. Танцуют ли они вальс с грацией необыкновенной или вышагивают передними ногами по барьеру, преодолевают в прыжке препятствия или делают замысловатые пируэты вокруг тумб, на которых восседают тигры, — все это преподносится непринужденно, легко, с ощутимой «подтекстовой» улыбкой.
Кстати сказать (и это тоже радует), юмористические блестки щедро рассыпаны по сюжетной ткани аттракциона. Любопытна такая, например, сценка. Зубр должен взять из пасти тигрицы Риты лакомую морковку. Но вот беда: тумбу Риты бесцеремонно занял гепард Тайфун. Зубр, конечно, мог бы и сам прогнать нахала, но стоит ли связываться? Он подходит к дрессировщику и на ухо «жалуется» ему. Тихонов прогоняет гепарда, на тумбу вскакивает Рита, и удовлетворенный зубр с превеликой охотой берет лакомство изо рта тигрицы.
В другом случае все тот же непутевый Тайфун поднимает панику в клетке. Стоило дрессировщику на мгновение отвернуться, как на манеже начинается веселая неразбериха: забияка-гепард прыгает с тумбы, заливается лаем боксер Орлан, крошечная болонка Кнопка бросается наутек. Впрочем, зрителям поначалу будет не до смеха: паника разыграна и поставлена по всем статьям, вплоть до кинжальных отрезвляющих струй воды, которые пускаются в клетку. И только после того, как порядок мгновенно восстанавливается, а Тайфун получает заслуженную и притом чисто символическую «взбучку» (дрессировщик добродушно треплет его по загривку, как нашкодившего котенка), — только после этого мы понимаем, что были свидетелями заранее отрепетированной сценки.
До сих пор речь шла в основном о зубрах, о гепарде — а что делают на манеже пять тигров? Или трюк с морковкой — единственное, чего достиг дрессировщик?
Аттракцион еще репетируется, и поэтому не хотелось бы заранее и подробно раскрывать «тигриный репертуар». Несомненно одно: и в работе с хищниками Тихонов и Перкун стараются избежать повторений, непременно найти свое, оригинальное. Был, к примеру, «живой ковер» — от него отказались: такой трюк есть в аттракционе Бугримовой. Точно так же были отвергнуты эффектные прыжки тигров на клетку (их демонстрируют животные Запашного). Даже такой, казалось бы, выигрышный трюк, как «тигры верхом на зубрах», решено пока отложить на далекое «потом»: вряд ли удивит он кого-либо после буслаевских львов на лошадях.
Тигры и гепард «работают» в одной клетке с зубрами — в этом пока основное. Но это вовсе не значит, что хищники лишь декоративный фон, на котором хорошо смотрятся экзотические аборигены Беловежской пущи. В активе тихоновских тигров уже сегодня немало интересных трюков, которые войдут в будущий аттракцион. Здесь и сложные перекрестные прыжки, и «нападение» на дрессировщика (в роли бесстрашного спасителя — боксер Орлан или болонка Кнопка), и прыжки с подкидной доски, и финальная карусель. Зубры, как мы выяснили, не боятся тигров, но и тигры ничуть не смущаются присутствием зубров, демонстрируя свои благоприобретенные артистические способности.
Существует неписаное правило, согласно которому категорически воспрещено судить и тем более высказывать критические замечания о незавершенной работе. Я позволю себе дважды нарушить его. Прежде всего мне очень нравится аттракцион «Зубры и хищники» — нравится даже в том незаконченном черновом варианте, с которым я познакомился задолго до премьеры на репетиционном манеже Ярославского цирка (оригинальное оформление, сделанное художником А. П. Фальковским, и музыка композитора В. А. Белинского еще не были готовы к тому времени).
И второе нарушение мудрого правила: я беру на себя смелость высказать критическое замечание по незавершенной работе. Скорее, даже не замечание, а пожелание на будущее. Аттракцион выиграет — и притом значительно! — если больше будет трюков, в которых зубры и тигры участвовали бы одновременно (вроде той «морковки», о которой я упоминал). Пока таких совместных действий мало, и поэтому, думается, пропадают многие интереснейшие возможности, заложенные в самом соединении на манеже столь разнохарактерных и разнотемпераментных партнеров.
Но это, повторяю, дело будущего. Верится, что впереди у аттракциона «Зубры и хищники» не только радостная премьера, но и долгая, творчески перспективная жизнь на аренах цирка.
НИК. КРИВЕНКО
Журнал Советский цирк. Август 1966 г.
оставить комментарий