Над этим стоит задуматься
В наше время спорт занимает в общественной жизни значительное место и все более становится предметом особого интереса самых различных людей.
И вполне естественно, что спорт не может не найти своего отражения в искусстве, прежде всего — в цирковом. Цирк и спорт... У них немало точек соприкосновения, их многообразные связи имеют давнюю историю. Было время, когда спортсмены оказывались в учениках у мастеров цирка. Огромный опыт, накопленный артистами за долгие годы, служил, да и сейчас может служить основой для обогащения и расширения возможйостей спортсменов. Манеж дал толчок для развития таких видов спорта, как акробатика — прыжковая, плечевая, силовая, вольтижерная. А прыжки на батуте? Раньше они демонстрировались лишь на арене, а сейчас по ним проводятся соревнования, даже международные.
Достижения артистов, выступающих на турниках, изменили характер упражнений спортсменов. Ими освоены созданные в цирке так называемые хлестовые движения, позволившие значительно усложнить комбинации на перекладине, скажем, исполнение сальто во время схода со снаряда. Можно также вспомнить, что в свое время спортивные организации приглашали тренерами и консультантами мастеров цирка П. Беляева, А. Бирюкова, Ю. Быковского, В. Захарьина, И. Кантемирова и других. Да и сейчас бывшие артисты А. Бакатин и А. Павлуцкий работают тренерами.
Можно привести немало примеров влияния цирка на спорт. Но и сам он не остается в долгу перед искусством. Пожалуй, ни у кого не вызывает сомнений, что отдельные виды спорта имеют ярко выраженные признаки художественности, приближаются к искусству. Но только приближаются. Это художественная гимнастика, фигурное катание на коньках, в известной степени спортивная гимнастика. В этих наиболее «зрелищных» видах спорта цирк черпает новые выразительные средства, на их основе создает оригинальные произведения. Достаточно вспомнить «Цирк на льду», где спорт — фигурное катание на коньках — слился с цирковыми жанрами. В ряде номеров нашли свое отражение другие виды спорта, их характерные движения, снаряды. Таковы номера Аверьяновых («Бадминтон»), акробатов-прыгунов с шестами под руководством В. Замоткина, гимнастов на турниках и т. п.
Сейчас готовится выпуск нового представления «Цирк на воде». В нем зрители увидят многие виды спорта. Однако, несмотря на их значение в общей композиции спектакля, они не станут главными «действующими лицами», а лишь послужат «обстоятельствами», в которых будет действовать цирк. В цирк приходят исполнители, прошедшие серьезную спортивную школу. Так, свое умение принесли на манеж мастера спорта О. Пенкин, А. Борисов, В. Воронков, Н. Сучилин, А. Калинин, Н. Афиногенов и многие другие. Но как бы ни было благотворно влияние спорта на цирковое искусство, механически переносить на манеж даже рекордные достижения спортсменов было бы ошибкой. Как бы много общего ни видели мы в спорте и цирке, нельзя забывать об их принципиальном различии. В чем оно?
На наш взгляд, недостаточно рассматривать различие лишь в степени зрелищности спортивных соревнований и цирковых представлений. Ведь на футбольные матчи, встречи боксеров или выступления гимнастов собирается очень много зрителей; выступления спортсменов на Красной площади в Москве, на стадионах, несомненно, несут зрелищное начало. Дело в ином. Задача цирка, как каждого искусства, — создание художественного образа. Напомним также, что суть артистического искусства — перевоплощение. Спорт, разумеется, таких задач не преследует, для него характерно другое начало — состязательное.
Наряду с воспроизведением в форме художественных образов различных явлений действительности цирковое искусство отражает также и спорт. Спортивный подвиг, синтезированный в цирковом произведении, одухотворенный высокой романтикой, присущей цирку, преображенный в явление искусства, несет в себе определенную идею. Именно таким представляется нам отражение спортивной темы в цирковом искусстве. До сих пор речь шла о том, как цирк и спорт взаимно обогащают друг друга. Но есть область, в которой спорт явно обогнал цирк, где он служит нам, работникам искусства, примером. Это крепкие связи с наукой, опора на нее, создание широкой экспериментальной базы. Различные специалисты привлекаются для научно обоснованной разработки, например методики под готовки спортсменов, организации их тренировок и т. д. Казалось бы, такие же серьезно обоснованные системы тренировок и освоения трюков должны быть и в цирке. Но этого, к сожалению, нет.
Нам могут возразить: а стоит ли по такому поводу тревожиться — ведь достижения советского цирка и без того значительны, они признаны во всем мире? Но, с гордостью отмечая бесспорные успехи, мы всегда подчеркиваем необходимость, неустанного развития и совершенствования циркового искусства. А это, в свою очередь, связано с освоением исполнителями все более сложных трюков, требующих высокой профессиональной подготовки. Артистам цирка необходимо обладать силой, ловкостью, выносливостью, всеми теми качествами, которые развивают и спортсмены. В репертуаре наших акробатов, гимнастов, эквилибристов много общего с упражнениями спортсменов. Но если спортивные тренеры располагают научной и методической литературой, рекомендациями ученых-специалистов, то в цирке господствует эмпирический метод тренировок, основанный лишь на опыте, но не проверенный научными экспериментами, не подкрепленный теорией.
Пусть в спорте еще не все теоретические проблемы решены, но там уже заложена солидная база, которая постоянно расширяется и углубляется. Этим заняты широкая сеть специальных учреждений, большой круг ученых. Научные исследования по спортивным темам ведут несколько научно-исследовательских институтов, специальные учебные заведения, а кроме того, 49 факультетов и кафедр физического воспитания в педагогических вузах, 109 кафедр в университетах и технических вузах. Проблемами развития спорта в той или иной мере занимаются 37 институтов Академии наук СССР и академии наук союзных республик. В разработке только одной темы — «Научное обоснование, совершенствование и планирование тренировки спортсменов высших разрядов» — принимали участие 68 ученых.
А в цирке? Насколько нам известно, артисты, как правило, ограничиваются разучиванием отдельных трюков, их связок и комбинаций, необходимых для номера. Такая система (если это можно назвать системой), по нашему убеждению, не дает нужного эффекта. В спорте существуют разработанные на основе научных изысканий комплексы вспомогательных упражнений, в частности упражнений с так называемым отягощением, то есть штангами, гирями, гантелями, наконец, с весом партнера, принимающего участие в тренировке. В цирке же к вспомогательным упражнениям, дающим общее физическое развитие, исполнители, как правило, не прибегают. Во-первых, никто не убедил артистов в необходимости этого, а, во-вторых, системы таких упражнений нет.
Авторы этих строк, отдавшие цирку многие годы, хорошо знающие его «закулисную жизнь», не могут не обратить внимание на неблагополучие в этой области. Незнание, как правильно организовать тренировки, тревожит и многих исполнителей. Стремясь ликвидировать этот пробел, они берутся за учебу, поступают в специальные учебные заведения. Некоторые артисты уже получили высшее спортивное образование: Л. и Ю. Громовы, Н. Куникеев, Ю. Быковский, Н. Маленкин, В. Слабов, Хасанбек Кантемиров и другие. Конечно, такой факт радует, но этим проблема в целом не решается. Основная масса артистов, к сожалению, спортивных институтов не кончала. Видимо, требуются какие-то общие меры. Какие?
Ответ напрашивается сам собой: надо изучить и освоить все, что достигнуто спортом. Но... но тут хочется предостеречь от облегченного подхода: мол, что тут рассуждать, взять готовую методику упражнений и распространить в цирке. Нет, слепо копировать методы тренировок спортсменов нельзя. Ведь в спорте подготовка строится таким образом, что наилучшей формы гимнаст, легкоатлет и т. д. достигает к моменту решающих, наиболее ответственных соревнований или выступлений, а затем допускается и даже планируется известный спад. Но физические качества артиста должны всегда находиться на высшем уровне — ведь он каждодневно демонстрирует свое мастерство. Значит, по существу, предстоит разработать свою методику, свою собственную систему.
Думается, что целесообразно при Центральной студии циркового искусства создать научно-методический кабинет, в штате которого кроме искусствоведов должны быть и педагоги-методисты. Необходимо также в программу Училища циркового и эстрадного искусства включить преподавание основ общефизической подготовки и специальных ее разделов. И еще один шаг представляется нам разумным: в цирковых коллективах и в больших постановочных цирках установить должности педагогов-тренеров, которые регулярно следили бы за физическим развитием артистов. Все это, бесспорно, будет способствовать подъему мастерства артистов цирка, дальнейшему расцвету любимого народом искусства.
К. БОБОК, Б. КАЛМАНОВСКИЙ
Журнал Советский цирк. Декабрь 1967 г.
оставить комментарий