Над этим стоит задуматься - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Над этим стоит задуматься

В наше время спорт занимает в общественной жизни значительное место и все более становится предметом особого интереса самых различных людей.

И вполне естественно, что спорт не может не найти своего отражения в искусстве, прежде всего — в цирковом. Цирк и спорт... У них немало точек соприкосновения, их мно­гообразные связи имеют давнюю историю. Было время, когда спортсмены оказывались в учениках у мастеров цирка. Огром­ный опыт, накопленный артистами за долгие годы, служил, да и сейчас может служить основой для обогащения и расширения возможйостей спортсменов. Манеж дал толчок для развития таких видов спорта, как акробатика — прыжковая, плечевая, силовая, вольтижерная. А прыжки на батуте? Раньше они демон­стрировались лишь на арене, а сейчас по ним проводятся сорев­нования, даже международные.

Достижения артистов, выступающих на турниках, изменили характер упражнений спортсменов. Ими освоены созданные в цирке так называемые хлестовые движения, позволившие зна­чительно усложнить комбинации на перекладине, скажем, испол­нение сальто во время схода со снаряда. Можно также вспомнить, что в свое время спортивные орга­низации приглашали тренерами и консультантами мастеров цирка П. Беляева, А. Бирюкова, Ю. Быковского, В. Захарьина, И. Кантемирова и других. Да и сейчас бывшие артисты А. Бакатин и А. Павлуцкий работают тренерами.

Можно привести немало примеров влияния цирка на спорт. Но и сам он не остается в долгу перед искусством. Пожалуй, ни у кого не вызывает сомнений, что отдельные виды спорта имеют ярко выраженные признаки художествен­ности, приближаются к искусству. Но только приближаются. Это художественная гимнастика, фигурное катание на коньках, в известной степени спортивная гимнастика. В этих наиболее «зре­лищных» видах спорта цирк черпает новые выразительные средства, на их основе создает оригинальные произведения. Достаточно вспомнить «Цирк на льду», где спорт — фигурное катание на коньках — слился с цирковыми жанрами. В ряде номеров нашли свое отражение другие виды спорта, их харак­терные движения, снаряды. Таковы номера Аверьяновых («Бад­минтон»), акробатов-прыгунов с шестами под руководством В. Замоткина, гимнастов на турниках и т. п.

Сейчас готовится выпуск нового представления «Цирк на воде». В нем зрители увидят многие виды спорта. Однако, не­смотря на их значение в общей композиции спектакля, они не станут главными «действующими лицами», а лишь послужат «обстоятельствами», в которых будет действовать цирк. В цирк приходят исполнители, прошедшие серьезную спор­тивную школу. Так, свое умение принесли на манеж мастера спорта О. Пенкин, А. Борисов, В. Воронков, Н. Сучилин, А. Ка­линин, Н. Афиногенов  и многие другие. Но как бы ни было благотворно влияние спорта на цирковое искусство, механически переносить на манеж даже рекордные достижения спортсменов было бы ошибкой. Как бы много об­щего ни видели мы в спорте и цирке, нельзя забывать об их принципиальном различии. В чем оно?

На наш взгляд, недостаточно рассматривать различие лишь в степени зрелищности спортивных соревнований и цирковых представлений. Ведь на футбольные матчи, встречи боксеров или выступления гимнастов собирается очень много зрителей; выступления спортсменов на Красной площади в Москве, на стадионах, несомненно, несут зрелищное начало. Дело в ином. Задача цирка, как каждого искусства, — создание художествен­ного образа. Напомним также, что суть артистического искус­ства — перевоплощение. Спорт, разумеется, таких задач не пре­следует, для него характерно другое начало — состязательное.

Наряду с воспроизведением в форме художественных обра­зов различных явлений действительности цирковое искусство отражает также и спорт. Спортивный подвиг, синтезированный в цирковом произведении, одухотворенный высокой романтикой, присущей цирку, преображенный в явление искусства, несет в себе определенную идею. Именно таким представляется нам отражение спортивной темы в цирковом искусстве. До сих пор речь шла о том, как цирк и спорт взаимно обо­гащают друг друга. Но есть область, в которой спорт явно обо­гнал цирк, где он служит нам, работникам искусства, примером. Это крепкие связи с наукой, опора на нее, создание широкой экспериментальной базы. Различные специалисты привлекаются для научно обоснованной разработки, например методики под готовки спортсменов, организации их тренировок и т. д. Казалось бы, такие же серьезно обоснованные системы тре­нировок и освоения трюков должны быть и в цирке. Но этого, к сожалению, нет.

Нам могут возразить: а стоит ли по такому поводу трево­житься — ведь достижения советского цирка и без того значи­тельны, они признаны во всем мире? Но, с гордостью отмечая бесспорные успехи, мы всегда подчеркиваем необходимость, неустанного развития и совершенствования циркового искусства. А это, в свою очередь, связано с освоением исполнителями все более сложных трюков, требующих высокой профессиональной подготовки. Артистам цирка необходимо обладать силой, лов­костью, выносливостью, всеми теми качествами, которые разви­вают и спортсмены. В репертуаре наших акробатов, гимнастов, эквилибристов много общего с упражнениями спортсменов. Но если спортивные тренеры располагают научной и методической литературой, рекомендациями ученых-специалистов, то в цирке господствует эмпирический метод тренировок, основан­ный лишь на опыте, но не проверенный научными эксперимен­тами, не подкрепленный теорией.

Пусть в спорте еще не все теоретические проблемы решены, но там уже заложена солидная база, которая постоянно расши­ряется и углубляется. Этим заняты широкая сеть специальных учреждений, большой круг ученых. Научные исследования по спортивным темам ведут несколько научно-исследовательских институтов, специальные учебные заведения, а кроме того, 49 факультетов и кафедр физического воспитания в педагоги­ческих вузах, 109 кафедр в университетах и технических вузах. Проблемами развития спорта в той или иной мере занимаются 37 институтов Академии наук СССР и академии наук союзных республик. В разработке только одной темы — «Научное обос­нование, совершенствование и планирование тренировки спортс­менов высших разрядов» — принимали участие 68 ученых.

А в цирке? Насколько нам известно, артисты, как правило, ограничиваются разучиванием отдельных трюков, их связок и комбинаций, необходимых для номера. Такая система (если это можно назвать системой), по нашему убеждению, не дает нужного эффекта. В спорте существуют разработанные на основе научных изысканий комплексы вспомогательных упражнений, в частности упражнений с так называемым отягощением, то есть штангами, гирями, гантелями, наконец, с весом партнера, принимающего участие в тренировке. В цирке же к вспомогательным упраж­нениям, дающим общее физическое развитие, исполнители, как правило, не прибегают. Во-первых, никто не убедил артистов в необходимости этого, а, во-вторых, системы таких упраж­нений нет.

 

Авторы этих строк, отдавшие цирку многие годы, хорошо знающие его «закулисную жизнь», не могут не обратить внима­ние на неблагополучие в этой области. Незнание, как правильно организовать тренировки, тревожит и многих исполнителей. Стремясь ликвидировать этот пробел, они берутся за учебу, поступают в специальные учебные заведения. Некоторые арти­сты уже получили высшее спортивное образование: Л. и Ю. Гро­мовы, Н. Куникеев, Ю. Быковский, Н. Маленкин, В. Слабов, Хасанбек Кантемиров и другие. Конечно, такой факт радует, но этим проблема в целом не решается. Основная масса артистов, к сожалению, спортивных институтов не кончала. Видимо, тре­буются какие-то общие меры. Какие?

Ответ напрашивается сам собой: надо изучить и освоить все, что достигнуто спортом. Но... но тут хочется предостеречь от облегченного подхода: мол, что тут рассуждать, взять готовую методику упражнений и распространить в цирке. Нет, слепо копировать методы тренировок спортсменов нельзя. Ведь в спор­те подготовка строится таким образом, что наилучшей формы гимнаст, легкоатлет и т. д. достигает к моменту решающих, наи­более ответственных соревнований или выступлений, а затем допускается и даже планируется известный спад. Но физические качества артиста должны всегда находиться на высшем уровне — ведь он каждодневно демонстрирует свое мастерство. Значит, по существу, предстоит разработать свою методику, свою собственную систему.

Думается, что целесообразно при Центральной студии цир­кового искусства создать научно-методический кабинет, в штате которого кроме искусствоведов должны быть и педагоги-ме­тодисты. Необходимо также в программу Училища циркового и эстрад­ного искусства включить преподавание основ общефизической подготовки и специальных ее разделов. И еще один шаг представляется нам разумным: в цирковых коллективах и в больших постановочных цирках установить дол­жности педагогов-тренеров, которые регулярно следили бы за физическим развитием артистов. Все это, бесспорно, будет способствовать подъему мастер­ства артистов цирка, дальнейшему расцвету любимого наро­дом искусства.
 

К. БОБОК,  Б. КАЛМАНОВСКИЙ

Журнал Советский цирк. Декабрь 1967 г.

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования