Не трюком единым
Мысленно я часто задаю себе вопрос: что же все-таки это такое — цирковое мастерство? Казалось бы, ясно. Уж сколько раз сказано, сколько раз писано: сложные, подчас рекордные трюки и совершенное исполнение.
Музыкальные эксцентрики Е. АМВРОСЬЕВА и Г. ШАХНИН
Для придирчивых искусствоведов, любящих полные ответы, сюда можно добавить и значительность замысла, и четкость композиции, и еще ряд давно известных вещей. Словом, как будто бы все ясно. Но вот когда на практике цирковым артистам приходится, каждому конкретно, решать эту задачу — задачу овладения мастерством, то вдруг обнаруживается, что многое общеизвестное совсем не так ясно, даже, ох, как неясно, и это неясное не поддается никакой регламентации.
Позволю себе сослаться на собственный опыт, на личную творческую практику. Вот деталь. Я, как любят говорить у нас в цирке, пускаю в работу не все, что умею: ряд сильных трюков не демонстрирую, считая это с художественной точки зрения нецелесообразным для номера. Прошу поверить на слово, что владею я ими столь же свободно, как и теми трюками, которые включены в композицию. Но, как я убедился, они мало что добавляют к номеру, хотя и свидетельствуют об умении исполнителя делать и вот такое. Зрителю же они не нужны, в чем я давно и твердо убедился. Я знаю, конечно, что не замеченные или, так сказать, не обласканные зрительским вниманием детали, трюки бывают подчас совершенно необходимы для создания общей картины. Но в данном-то случае отсутствие этих трюков не только не снижает, но даже усиливает впечатление от номера.
Думаю, что никто не поймет меня так, будто я призываю отказываться от сильных трюков. Вовсе нет. Хочу только сказать, что трюки для артиста цирка то же, что краски для художника. А с красками обращаться надо осторожно, не то рискуешь испортить картину. Тут нужно чувство меры, без которого вообще не может быть искусства. Вот этой тончайшей соразмерности часто и не хватает некоторым молодым артистам. Больше того. Побуждая молодежь овладеть сложными трюками, мы почему-то заботу о художественности оставляем на потом, ошибочно полагая, что это лишь момент шлифовки, отделки. И даже сами трюки воспринимаем скорее как спортивное достижение, а не как часть, как элемент отточенного художественного целого, мол, сделал, и слава богу.
Л. КОТОВА в номере «Русская березка»
Минувшим летом мне довелось присутствовать на выпускном экзамене ГУЦЭИ. Там было много интересного, замечательного. Но хочу обратить внимание вот на что. В глазах буквально рябило от двойных сальто, сложных пируэтов, даже двойных арабских сальто и прочих трюков. И все радостно, поощрительно улыбались. Гремели аплодисменты. А вот то, что выпускники исполняли эти трюки часто недостаточно четко, никого особенно не смущало. И как эти трюки будут выглядеть в композициях (пока еще довольно сырых), понадобятся ли они вообще — тоже, видимо, не очень-то заботило. «Придет со временем, потом обкатаются...» — слышал я вокруг. А когда потом? Ведь в тот день молодежь уже получала дипломы, вступала на манеж артистами. Артистами!.. Мне могут возразить: молодежи нужно доверять. Верно! Но ее нужно и научить строгому искусству. Научить сразу же, с первых шагов. В театре, например, тоже оказывают молодежи доверие, и нередко еще совсем юный артист «вдруг» получает роль Гамлета. Но когда сыграет он эту роль, с него бескомпромиссно, по большому счету, даже беспощадно спрашивают и критики и зрители. Уж раз взялся за такую роль... Искусство на всех этапах требует высокой ответственности.
Здесь мне сразу же, конечно, напомнят о специфике цирка, о том, что у нас номера создаются годами и годами совершенствуются. Что на это ответить? А вот что. Вы замечали, вероятно, что зритель в цирке охотно простит неудавшийся трюк, если есть в номере внутренняя наполненность, движение, жизнь, если артист нашел и сумел передать в трюках, как бы это неуклюже ни звучало, свою душу. И наоборот, зритель примет равнодушно, а иногда и с тягостным нетерпением даже очень сильную по трюкам работу, если исполнитель лишен того благородного, изящного одухотворения, которое мы и называем артистизмом.
Качество это в значительной степени врожденное, но воспитанием и неустанной тренировкой с самых первых шагов здесь также многое можно сделать. И, мне кажется, об этом нужно заботиться постоянно. Ведь даже годами исполняемый номер, если в нем непрерывно идет процесс актерского совершенствования, выглядит всякий раз новым и свежим, радует зрителя ощущением подлинного творчества.
А для актерского и режиссерского творчества — в любом жанре цирка самый широкий простор. Память долго и благодарно хранит творческие удачи и даже удачные частности. Вспоминаю, например, работу акробатов-прыгунов Беляковых, когда у них в номере был Иван Девяткин. По ходу выступления он должен был сделать сложный трюк — двойное сальто на колонну из трех человек. Артист пристегивал лонжу и тщательно готовился. Внимание! Взлет... и неудача! Исполнитель повисал на лонже, предварительно разрушив всю колонну. Опять строилась колонна, опять все тщательно готовились. Взлет — и снова неудача. Но, как известно, в цирке артист редко уходит с манежа, не исполнив трюка, И вот вновь строится колонна. А зритель, поняв, какой это трудный трюк и переживая за артистов, начинает сначала неуверенно, потом все дружнее хлопать, как бы говоря: «Ну, хватит, и так работа очень хороша». Тогда Девяткин отстегивал поясной ремень с лонжей и без всякой подготовки лихо «лепил» трюк. Да так, что колонна стояла не шелохнувшись. И зрительный зал разражался бурей аплодисментов. Люди прекрасно понимали, конечно, что стали «жертвами» розыгрыша. Но какой это был великолепный розыгрыш! С истинно русским размахом, удалью и добродушной лукавинкой.
А вот другой номер. Уже иной стиль, иная тональность. Сдержанность и четкость и вместе с тем удивительная внутренняя музыкальность. Сестры Кох. «Двойная проволока». Один трюк сложнее другого. Это — как восхождение на гору. И когда зрителю уже не хватает дыхания, вдруг забавная передышка: одна из сестер как бы случайно роняет платочек. А внизу Болеслав Кох неуклюже ищет его и никак не может найти. Это было очень смешно — контраст между неловкостью на твердом манеже и абсолютной уверенностью и свободой на такой зыбкой «почве», как проволока. Наконец Кох «победоносно» поднял найденный платочек, и тут же следует сильнейший финальный трюк на проволоке.
Нет, все-таки цирк надо видеть! Описание мало что дает, пропадает вся прелесть, все очарование номера. Ну как, например, описать работу такого несравненного артиста, каким был жонглер Максимилиан Труцци? Хотя то, что он тогда демонстрировал, сделать сейчас сумеет, пожалуй, и студент циркового училища. Но неповторимым было его актерское мастерство, проявлявшееся буквально в каждом жесте, в каждом движении. И благодаря этому мастерству имя его навсегда останется в истории цирка.
А как рассказать о чудесном номере музыкальных комиков Елены Амвросьевой и Георгия Шахнина, с которыми я вновь недавно имел удовольствие работать в одной программе? Или о Юрии Никулине и Михаиле Шуйдине? Казалось бы, мы, артисты, знакомы буквально с каждым штрихом их реприз. И тем не менее мы многократно смотрели их выступления, зная, что всякий раз увидим в давно знакомом что-то новое — таков, я бы сказал, творческий потенциал их работы. В цирке часто можно услышать: «Хороший работник!» Это значит, что построен номер крепко, в нем выверенная композиция, сильные трюки, которыми исполнитель отменно владеет. И значительно реже слышишь восторженное: «Вот это артист!» Хочется такие слова слышать как можно чаще.
Цирк наш действительно лучший в мире, и растет он замечательно. Но мне кажется, что есть известная диспропорция между ростом трюкового и артистического мастерства. В последнее время мы слишком увлеклись крупными формами — аттракционами, групповыми номерами. Возможно, это и хорошо, не знаю. Но зато знаю наверняка, что за всем этим как-то теряется лицо артиста. Возьмем, к примеру, групповые номера. Ведь по идее такой номер — это маленький спектакль со многими исполнителями, у каждого из которых должна быть своя роль, своя логика поведения. А что мы нередко наблюдаем? Артист сделал трюк и стушевался, не знает, куда себя деть. В лучшем случае он убежит за кулисы или с безразличным видом станет в сторонке. А ведь актеру, коль он на манеже, играть надо! Вот где нужна режиссерская помощь. Но, к сожалению, для многих она еще далеко в пути.
Между прочим, многие наши номера подаются чересчур уж серьезно. Тогда как даже в героических и лирических жанрах, на мой взгляд, должна быть доля эксцентрики — так диктует нам специфика нашего искусства. И это ни в коей мере не снизит впечатления от номера, если, конечно, все сделано мастерски. Здесь-то режиссерам и карты в руки.
И уж коль скоро зашла речь о режиссуре, хочу сказать и об одном частном, но весьма важном вопросе — о парад-прологах. Сплошь и рядом перед началом представления по замыслу и по воле режиссера все участники программы выходят приветствовать публику. Мне это кажется в корне неверным. Ведь элемент неожиданности сам по себе играет большую роль в цирковом искусстве, а в некоторых номерах этот элемент имеет едва ли не первостепенное значение. И артист многое теряет, встретившись еще до своего выступления с публикой.
О режиссуре можно говорить много. Это интереснейшая и важная тема в цирке. Я хочу только сказать, заключая эти краткие заметки, что в повышении уровня актерского мастерства режиссерам нашим должна принадлежать одна из самых главных ролей,
Н. ОЛЬХОВИКОВ, заслуженный артист РСФСР
Журнал Советский цирк. Ноябрь 1967 г.
оставить комментарий