Несколько слов петитом
В однотомной энциклопедии «Цирк» в сноске, предваряющей список библиографии художественной литературы o цирке, скромно и деликатно замечено, что она не является до конца исчерпывающей.
И такая оговорка закономерна, потому что искусство цирка привлекало к себе внимание писателей и поэтов разных времени народов, вызывая восхищение, признание, одобрение. B частности, хотелось 6ы обратить внимание на некоторые страницы творчества писателя тридцатых годов нашего века Михаила Лоскутова. Тем более что удобным и примечательным поводом для этого прекрасно послужит сборник «Немного в сторону» (M., Сов. писатель, 1985), в котором собраны избранные произведения этого самобытного писателя.
Михаил Лоскутов был в первую очередь профессиональным журналистом, из своих журналистских поездок по стране привозил не только репортажный, традиционный для газеты материал, но и нечто большее. Об увиденном, o встречах c необыкновенными людьми он рассказывал живо и документально.
B сборнике, о котором идет речь, есть несколько замечательных по содержанию и манере повествования рассказов o цирке. И именно o них могла бы со временем сообщить будущая цирковая энциклопедия.
B центре рассказа Михаила Лоскутова «Укротитель» судьба замечательного артиста Гладильщикова. Человек редкой силы и настойчивости, бесстрашия, он стал цирковым артистом по воле случая. Увидев, как отвязавшийся медведь напал на ребенка, красноармеец гладильщиков вступил в единоборство c животным и выиграл его, взяв медведя c собой. Постепенно родился номер дрессировки, в основе которого была использована эта, описанная писателем житейская ситуация. Будучи самородком, подлинным мастером цирка, гладильщиков работал в номере дрессировки смешанной группы животных. Всем строем своего небольшого рассказа Лоскутов доказывает, что артист был по-своему явлением уникальным, выражая в то же время общее направление молодого в то время советского цирка.
Если o Гладильщикове Михаил Лоскутов пишет доверительно и доброжелательно, то o заезжем иллюзионисте и чревовещателе докторе Каррабелиусе писатель рассказывает c некоторой иронией. Имени этого героя не нашлось в цирковой энциклопедии, но зато жанры, в которых этот артист выступал, в этой книге не могли быть не названы. В них — атмосфера времени, характерная черта его, так же, как и собирательный образ иностранного гастролера, типичный для времени, o котором пишет Михаил Лоскутов. B рассказе «Волшебная палочка» говорится o том, как артист, объехавший со своими номерами чуть ли не весь свет, встретившись с советской публикой, вдруг затосковал, хотя причин для этого вроде бы не было. Принимали его горячо, фокусы вызывали восхищение y зрителей, но что-то тревожило исполнителя. Оказавшись среди людей, менявших уверенно и мощно жизнь своей страны, Отто Карра6елиус разочаровался в своем искусстве, основанном на обмане. И только любовь двух юных зрителей, их вера в волшебство иллюзионистских пассажей вернула доктора Каррабелиуса на манеж.
В «Рассказе o говорящей собаке» Михаил Лоскутов дает несколько иную, более жесткую и острую характеристику героя.
В городе Нижнем Таратайске, где выступал доктор Каррабелиус со своей говорящей собакой Олстон-Мабyби, страсти накалились до предела, потому что аттракцион произвел на всех неоднозначное дпечатлемие. A в результате артист был посрамлен одним из местных жителей, чья обыкновенная собака тоже разговаривала человеческим голосом. Комична сцена, когда, к удивлению присутствующих в цирке, на манеже оказались сразу две говорящие собаки, и городская не уступила ни в чем гастролерше. В этой истории Михаил Лоскутов обнажает вкусы обывателей, c которыми боролся на страницах своих книг, начиная c самых первых.
Юмор рассказов o докторе Карра6елиусе и патетика в показе реального человека, мастера советского цирка Гладильщикова, не противоречат друг другу, a говорят o единстве авторской позиции, реалистичности его подхода к жизненным явлениям.
Конечно, в большой по количеству произведений художественной литературе o цирке рассказы Михаила Лоскутова смогут и должны занять достойное место, потому что в них историческое удивительно соединилось c художественным, публицистическим.
ИЛЬЯ АБЕЛЬ
Журнал Советская эстрада и цирк. Сентябрь 1986 г.
оставить комментарий